Автопробег продолжается: нашел могилу деда, а Ленина в Польше нет

Jun. 2nd, 2013 at 8:11 PM
Любое путешествие связано с открытиями и одно большое, касающееся моей семьи я сделал в Белоруссии два дня назад. С детства я знал, что мой дед по отцовской линии погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Где, когда и при каких обстоятельствах известно не было. Пару лет назад изучая архивы павших во время войны, появившиеся в Интернете, я обнаружил его в списках погибших.
В коротенькой справке было сказано, что младший лейтенант Августовский Л. Е., командир батареи истребительного противотанкового истребительного дивизиона погиб в бою 6 января 1944 года и захоронен в братской могиле у села Сиротино, недалеко от Витебска. Тогда я еще не знал, что эта информация возможно подспудно подготовит меня к дальнему путешествию. И вот я стою в чистом белорусском поле у братской могилы. За невысокой оградкой высится необычный памятник советскому солдату, облачённому в зимнюю форму. Совсем не геройский. А в земле лежат несколько тысяч солдат, погибших в канун Рождества. Я раньше обнаружил воспоминания немецкого генерала из егерской дивизии, которая противостояла в те дни советским войскам на этом участке фронта. Тут была настоящая мясорубка, да такая, что я не смог эти мемуары до конца перечесть. Вернусь домой - все же прочту. Еще тогда мне стало понятно, что у деда было мало шанцев остаться в живых, ведь что такое артиллерист из противотанковой батареи - цель на прямой наводке, ни чем не защищенная и даже не имеющая права спрятаться в окопе. Жизнь во время танковой атаки укладывалась всего в несколько орудийных выстрелов.
Привела меня на эту братскую могилу глава сельской администрации поселка Сиротино Ольга Александровна. По дороге рассказала, что до сих пор вся земля вокруг исторгает из себя металл войны. На днях вот опять на давно разрабатываемом участке неожиданно наткнулись на неразорвавшиеся боеприпасы. Несмотря на то, что война уходит все дальше в прошлое, все больше людей приезжает сюда в надежде хоть что-то узнать о судьбе своих родных. Недавно были гости из Челябинска, им как и мне удалось найти погибшего родственника. Но сегодня еще не все архивы открыты, и на некоторые письма местная администрация не может дать ни какого ответа. Так было с несколькими запросами из Средней Азии. Но как рассказала Ольга Александровна, в скором времени к мемориальным плитам добавятся еще несколько новых с ранее неизвестными именами.
Покидал я Сиротино в сложных чувствах. С одной стороны был рад что нашел могилу деда и она не заброшена - белорусы помнят как и за что здесь сложили головы десятки тысяч солдат со всего Советского Союза. С другой стороны пережил неожидано острое чувство потери стоя у братской могилы - одно дело знать, что дед погиб где-то далеко на давней войне, и совсем другое видеть эти мирные поля и понимать, что здесь принял в бою смерть родной человек, которого ты так и никогда не увидел.
В городе фамилии своей
Jun. 3rd, 2013 at 9:16 PM
Мы в Польше. В городе Августове. Неплохо так звучит - Августовские в Августове. Конечно попали сюда не случайно. Ищу свои корни.
Про деда я уже рассказал. Нашел только могилу в Белоруссии. Понятно, что никогда его не видел и почти ничего о нем не знаю. Отец бы мог рассказать - предположите вы. Увы, его практически не помню. Они с мамой из первостроителей города Братска, отец перекрывал Ангару, а погиб на строительстве Братского лесопромышленного комплекса. Мне было 4 года. Мать после смерти отца практически порвала связи с родственниками отца. Так бывает...
Я себя всегда самоидентифицировал как русского, но в подсознании всегда помнил, что моя родня по отцовской линии имеет какие-то связи с Польшей. Поиск в Интернете ничего не дал. Тогда я решился установить истину явочным порядком. И вот я в Августове. Ассоциации понятны - фамилия возможно производная от названия города. В местном музее служительнице самой интересно есть ли связь между сибирскими Августовскими и городом Августовым. Поэтому на рабочее место срочно вызывается пан Историк.
Изъясняемся на каком-то фантастически ломаном языке, но смысл в общем понятен. Фамилия Августовские довольно распространена в Польше и не только. Ее носят и в Гродно, Вильно и во Львове. В самом Августове Августовских нет. И понятно почему. Выехавшие из Августова могут быть Августовскими, прозванными так по месту рождения, но тут есть исключение - помещик Августовский, принявший имя по месту своего владения. И такой был. Более того, активно участвовал в польском восстании 1863 года. Царским режимом был изъят из места проживания и отправлен в Сибирь, где след его для местных краеведов был утерян.
Еще один вариант: три эшелона поляков депортированных в 1940 году из Августова в Красноярский край. Но тут есть не стыковка: дед хоть и призывался в Красную армию из Канска (Красноярский край), но вряд ли недавно сосланный поляк мог получить офицерское звание в РККА.
Итак и сяк мы крутили с паном Историком наш родословный пасьянс, но концы с концами ни как не сходились. Договорились о том, что вопрос будет дополнительно изучен и на него будет дан электронный ответ. Его и жду. А в качестве бонуса местные краеведы дали две наколки: в соседнем городке в местном музее работает однофамилица, а в отдаленном районном центре старостой (главой администрации) служит другой однофамилец. Решено было съездить и к тому и другому. У женщина из музея оказалась выходной, а местонахождение старосты элементарно не удалось обнаружить. Так что интрига вокруг моей фамилии пока сохраняется.
А где Ленин?
Jun. 4th, 2013 at 7:00 PM
Вероятно слышали такой пошлый, но забавный анекдот. А мы меж тем Польшу покидаем. Завтра уже будем в Чехии.
Конечно мы резко сбавили свой ход. Уже не по 700-1000 километров в день наматываем, как по России, а гораздо меньше. Нужно же всюду побывать, все посмотреть. Два дня провели в Августове. День посвятили Варшаве и день Кракову. Уж не знаю почему, но провинциальная Польша нам понравилась больше столичной. Воскресные радости маленького городка Августова (местные пожарные демонстрировали свои красные машинки, а военные выгнали пару бронетранспортеров советского производства и невероятный тягач КрАЗ на огромных колесах) показались более естественными, чем помпезная площадь в центре Варшавы с памятником Пилсудскому и портиком с вечным огнем, который стерегли двое часовых. На пилонах были начертаны славные победы польского оружия. Среди других обнаружил два русских города: Москва (вероятно времен Гришки Отрепьева) и Смоленск - даже не могу припомнить в какой связи.
Центр Кракова выглядел много лучше центра Варшавы. Дух времени просто сочился из камней королевского дворца, торговой площади и костелов, взявших ее в круг. Если бы не пронзительный дождь и постоянно тикающий в голове счетчик платной парковки, то в центре старого Кракова можно было бы провести целый день, даже не заметив, как летит время - столько здесь всего разного и необычного.
Впервые в Польше попали на платную дорогу. 18 злотых (умножаем грубо на 10 и получаем российские рубли) за сто километров идеального шоссе с ограничением скорости до 130 км в час - небольшая плата, тем более, что по остальной стране больше 90 км в час не разгонишься, а в населенных пунктах ограничения скорости в 50 км, при том, что одна деревня сменяет другую через километр, а то и раньше. Впрочем, скажу по секрету, местных Шумахеров скоростные ограничения не особо сдерживают, но мы в чужой стране пытаемся жить по ее правилам и потому часто рассматриваем стоп-сигналы всяких мелколитражек, в основном подуставших б/у авто из Германии.
Огорчают цены на горючее - почти вдвое выше российских (в Белоруссии все в пределах нормы), но радуют на питание и ночлег. Потратившись на одном, экономим на другом, но в среднем суточный бюджет заметно подрос. Попозже попытаюсь проанализировать с цифрами в руках.
Завтра будем в Чехии. Тревожат новости оттуда. Якобы Прагу залило по самые колокольчики. Австрия и Германия также погрязли в хлябях небесных. Но у нас же вездеход - так что прорвемся.


полезная информаия для наших шумахеров…