Дом для бомжей

Конституция РФ провозглашает равенство прав и возможностей всех граждан, однако бездомных это вряд ли касается. Без регистрации по месту проживания практически невозможно устроиться на легальную работу, а значит, иметь средства к существованию. По той же причине не вправе бомжи рассчитывать и на бесплатную медицинскую помощь, не могут обратиться в суд, зарегистрировать брак и так далее. Получить же утраченную прописку достаточно проблематично, так как не то что приобрести жилье, но даже снять его в аренду эти люди не в состоянии.
Поэтому и живут они в подвалах да теплокамерах, а если требуется экстренная медицинская помощь, попадают в больницу и там оседают. «Для нас это серьезная проблема, мы же - медицинское учреждение, а не богоугодное, - сетует заведующий инфекционным отделением ГБ-5 Сергей Канунников. Жалуются и травматологи, которым приходится особенно тяжело в зимние месяцы. В отделение поступают десятки обмороженных бомжей, некоторым приходится ампутировать руки и ноги. Многие замерзают насмерть.
Первый
в Приангарье
Между тем, с 1993 года после выхода указа президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в стране стали появляться учреждения, где таким людям помогают. Это специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых, центры социальной адаптации, социальные гостиницы и дома ночного пребывания. Сегодня в России действуют более 140 таких учреждений. К примеру, в Москве имеется восемь центров социальной адаптации почти на 1500 мест, где никому не отказывают в ночлеге, пище и теплой одежде. Подобные заведения есть в Красноярске - на 10 мест, в Перми и Омске - на 60 мест каждый.
Открыли два таких центра и в Иркутской области - в Братске и Ангарске. Еще есть три отделения при комплексных центрах - в Бодайбо, Шелехове и в Черемхове.
Как рассказала директор братского Центра социальной адаптации Галина Яхно, первое в Приангарье учреждение для бездомных областные власти организовали в нашем городе. И разместилось оно в двухэтажном здании по улице Янгеля, 14, где прежде была горбольница №4. Рассчитан центр на 35 койко-мест, но людей всегда больше. Финансирует заведение областная казна, а потому предназначено оно не только для братчан, но и для жителей всего Приангарья, в том числе, для иностранных граждан, проживающих в регионе.
Когда говорят «бомжатник», сразу представляются нары, ободранные стены, обшарпанная мебель. Отнюдь… В центре адаптации бездомных чисто, стоит приличная мебель и современная техника. Более того, в прошлом году здесь начали ремонт – сами сотрудники покрасили фасад, а строители уже заканчивают отделывать помещения. Недавно учреждение проверил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин и остался доволен.
Но главное в центре - это кадры. Далеко не каждый сможет работать с такой категорией, как бомжи. «Я их ругаю за мелкие недочеты на планерке, а сама не представляю, как можно с невозмутимым спокойствием обрабатывать пролежни больных, менять памперсы бомжам. Люди здесь работают золотые!» - восхищается руководитель.
Строгий
отбор
Бездомный приходит сюда в непотребной одежде и с «букетом» различных заболеваний.
Поэтому вся его одежда сжигается, дабы не тратить государственные деньги на дезинфекцию, а сам он после мытья и обработки отправляется на обследование в инфекционное отделение ГБ-5, с которым учреждение тесно сотрудничает. Если там нет места, человека помещают на десять дней в изолятор, и медсестры центра адаптации возят его по больницам для медобследования. На время пребывания в заведении бомж получает казенные вещи, а выходит отсюда в одеянии, которое приносят жители Братска. Большое содействие в этом оказывает троллейбусное управление, вывешивая в троллейбусах обращения с просьбой о пожертвовании пригодных к носке вещей.
По словам Галины Яхно, которая лично принимает каждого постояльца, чтобы попасть в центр, бездомный должен написать заявление. Берут не всех. Отказывают при наличии кожных, инфекционных, венерических заболеваний, при активной форме туберкулеза – кстати, ее выявляют у каждого десятого бомжа, а также при тяжелых психических расстройствах и других патологиях, требующих лечения в специализированных учреждениях. Центр не заменяет вытрезвитель, поэтому пьяных здесь тоже не принимают. «Граждане в таком состоянии ведут себя неадекватно, а наши санитарки и дежурные по режиму – люди гражданские и навыками полицейских не обладают», - поясняет Галина Петровна.
Всесторонняя
помощь
Но если бомж попал в центр, ему предоставляется койка в двух или четырехместной комнате, постельное белье и гигиенические принадлежности - мыло, зубная паста, набор для бритья. Он получает трехразовое питание, причем довольно разнообразное и калорийное. От клиента же требуется лишь соблюдать установленный режим – не пить, не курить в помещениях, а если вышел на прогулку, возвращаться не позднее 22 часов.
В настоящее время на социальном обслуживании находится 40 бездомных, в том числе 11 женщин. Больше половины из них, а точнее 23 человека – инвалиды, из которых семь имеют первую группу инвалидности, 14 –вторую и двое – третью.
В центре адаптации бездомным помогают оформить паспорта, полисы обязательного медицинского страхования, а при необходимости – и пенсии, как по старости, так и по инвалидности. Инвалидов ставят на очередь в дом-интернат. Оформить документы не так просто, ведь иные бомжи не помнят своего имени, путают отчество, не могут назвать даты рождения. В этих вопросах центр активно взаимодействует с полицией и паспортно-визовой службой. Работать приходится и с посольствами, поскольку в учреждение попадают граждане, у которых нет ни российского гражданства, ни вида на жительство. «Неоценимую помощь нам оказывает руководитель паспортно-визовой службы Людмила Зяблицева. Не представляю, что бы мы без нее делали», - делится директор.
Еще сложнее трудоустроить бездомного. Как правило, устраивать приходится в социальных учреждениях. Никто не хочет брать бомжей. «Прекрасно понимаю работодателей, которые не желают иметь дела с нашими клиентами, поскольку это ненадежные работники. И все же. Люди опустились на самое дно жизни, и если им не протянуть руки, они никогда оттуда не выберутся», - переживает Галина Яхно.
Также непросто вернуть бездомных родственникам. Это тоже понятно. Бывают ситуации, когда отец ребенка не растил и не воспитывал, и вдруг через 30 лет он объявляется да еще далеко не в лучшем состоянии. В такой ситуации претензию сыну или дочери не предъявишь.
Недавно учреждение отметило свое пятилетие. За это время через него прошло 575 человек. Казалось бы, цифра небольшая. Но это почти шестьсот бомжей, которых вернули с улицы. 468-ми из них восстановили документы, 199-ти оформили инвалидность, 146-ти помогли устроиться в дома-интернаты, 23 человека удалось вернуть в семью, 39 – получилось трудоустроить.
Несчастные
судьбы
Большинство клиентов центра – это брошенные родители. Живет здесь, к примеру, Анастасия, которая всю жизнь проработала медсестрой в одной из братских больниц. Ушла на пенсию и уехала еще до развала СССР к родным на Украину. Там у нее случилось два инсульта. Дочь, тоже медработник, привезла ее в Братск и бросила лежачую в центре. Поскольку у Анастасии гражданство другой страны, пришлось долго оформлять документы. За три года пребывания женщины в учреждении ни дочь, ни внучки, которые тоже живут в Братске, не навестили ее ни разу. Сотрудницы центра приносили ей из дома мячики, убеждали, что надо разрабатывать руки. Благодаря их усилиям Анастасия уже может садиться. 20 декабря она переедет в дом-интернат для инвалидов, и коллектив центра надеется, что там при содействии специалистов их клиентка встанет на ноги.
Поступают в центр и бывшие воспитанники детских домов, не получившие жилья, и сироты, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Принимают здесь и граждан, освободившихся из мест заключения. Но эта категория надолго не задерживается, ибо им претит соседство с бомжами, да и строгий режим не особо устраивает.
В учреждении много людей, потерявших жилье по собственной вине, чаще всего по причине пьянства. Взять, к примеру, Николая. Семьи он не завел, но у него была квартира, работа. Однажды во время разгрузки металлических конструкций, ему на ногу упала балка. Покалечился. Работы лишился. Запил. Квартиру продал. Документы потерял. В центре ему и паспорт оформили, и инвалидность. Теперь дожидается очереди в специальный дом инвалидов.
Без крыши над головой остаются также по семейным обстоятельствам. В частности, сосед Николая Александр тоже инвалид – у него нет руки. Как говорит, в центр попал от безысходности. Когда-то приехал с Рязанщины и женился на братчанке. Жена снимала комнату. Дела заставили на некоторое время уехать из города, а когда вернулся, женщина сошлась с другим. В итоге оказался без жилья. Год жил в реабилитационном центре поселка Сухой, но инвалидов там особо не держат, поскольку от наркомании и алкоголизма лечат трудотерапией. «Спасибо, что сюда взяли. Мы проходим комиссию, и есть надежда, что нас оформят в районный дом-интернат на постоянное место жительства», - делится бездомный.
Нередко причиной бездомности является и потеря жилья из-за махинаций с недвижимостью. Такой жертвой афериста стал Евгений. В 2005 году у него умерла дочь, через два года – жена. Оставшись один, он накопил большую задолженность по квартплате. Решил продать квартиру и переехать в какую-нибудь комнату в общежитии. Ноги плохо ходили, написал доверенность на человека, а тот оказался мошенником. В итоге - ни денег, ни жилья. Евгений стал скитаться по подвалам да колодцам. Перебивался временными заработками. Пил. Какое-то время жил в центре реабилитации бездомных, но за пьянку был выдворен. Зимой обморозил ноги и попал сюда уже калекой. Сотрудники помогли оформить третью группу инвалидности. Однако хотя и получает Евгений социальную пенсию, но на 4,5 тысячи рублей квартиру не снимешь. Вот и ждет он вместе с товарищами очереди в дом-интернат.
«Здесь хорошо. Кормят вкусно. Люди душевные. Есть библиотека, телевизор.
Как на курорте живем. Жаль, что недолго», - рассказывают постояльцы центра.
Действительно, находиться здесь можно не более шести месяцев. Потом кто-то переезжает в дом инвалидов, кого-то забирают родственники, но большинство клиентов возвращаются на улицу. Увы, у этой проблемы нет логического завершения. Жилых помещений бомжам никто не предоставляет - в Братске, как и в других городах, нет резервного социального жилья, нет общежитий. «Порой бывает очень обидно. Мы предпринимаем столько усилий, чтобы человеку оформить документы, а он, выходя от нас, тут же их теряет, поскольку снова идет в подвалы и колодцы», - переживает директор центра.
По-разному можно относиться к бездомным - с отвращением, жалостью, равнодушием, но отвернуться от их проблемы общество не вправе. По мнению Галины Яхно, решить ее помогут не просто социальные койки-места. Должны быть какие-то организации, где эти люди могли бы жить и работать - только так они смогут реабилитироваться.
Фото Валерия ПАВЛОВА


Это абсолютно правильно. Какие то минимальные, но приемлимые условия существования у людей должны быть. Давно надо было обратить на это внимание. А то это ж были ходячие рассадники заразы.
Четверо братчан живут в землянке, питаются подаянием, питьевую воду покупают. У каждого из них своя жизненная история: калека, бездомные погорельцы, сирота. Двое из них получают пенсию, но ее не хватает на аренду жилья и питание одновременно. Удивительно, но они не пытаются скрасить действительность алкоголем или наркотиками. Прихожане строящегося собора Рождества Христова (ул. Мира-Кирова) уже собрали и передали им одеяла, посуду и пр. бытовая утварь, теплые кофты, один зимний комплект одежды. Еще необходимо:
+ 3 теплые мужские куртки (пуховики) 46-48 размера (сейчас они ходят в осенних куртках)
+ 3 пары теплых зимних ботинок 43 размера (у одного осенние рваные, у других севшие, малые валенки)
+ 3 теплые шапки (пока только тонкие однослойные)
+ трость для помощи в ходьбе
+ продукты
Все это можно приносить непосредственно в храм.
все эти убогие, биологический мусор годный только ддя биореактора, обуза честным налогоплательщикам. Если такие любители бомжей - идите снимайте с себя и отдавайте в свой сраный храм.
Не "вкус жизни", а "уксус..."
===================
От сумы да от тюрьмы не зарекайся! (с)
Если в Вашей жизни все хорошо - не пожалейте куска хлеба (старых тапок, вышедшей из моды шапки…) для тех, кого эта самая жизнь побила…
Хорошо, что есть такие люди, как Галина. С ее приходом в центр произошли огромные изменения. Здоровья, терпения, сил, любви желаем Вам!
"обуза честным налогоплательщикам"- вот как раз государство берет в налогах на много больше чем вы отдадите ,как вы сказали "биологическому мусору".
есть конечно те кто просто всё пропил,продал,проиграл и теперь в такой ситуации,но есть же и другие,которые не пьют,не колются....
Нескромный вопрос.
Интересно а "вкус жизни" из депутатов или из администрации? Наверно не ошибусь, по профессии юрист?
Вы посмотрите,даже среди трудяг пчел и то есть трутни.А мы люди у нас должно быть сострадание.Низкий поклон ,Галине Яхно и тем кто работает в этом центре.Мы по возможности отвозим старые еще пригодные вещи в Храм.