Новости rss
Почему пришли медведи, и что с ними делать?
В этом году случаев, когда медведей встречали в пригородных лесах и в поселках Братского района – не счесть, застрелено несколько особей, и кто бы что ни думал про Сибирь, для нашего города это экстраординарное и неоднозначное событие.
Экстраординарное потому, что кажется, что подобных событий раньше никогда не было, а неоднозначное потому, что с одной стороны защитники природы готовы разодрать живьем любого, кто поднимет руку на косолапого, с другой стороны, вероятно, уже есть жертвы медведей среди грибников (на момент выхода номера этот факт окончательно не выяснен и не подтвержден).
Мы решили найти специалиста по экологии бурого медведя (именно этот вид медведей проживает в наших краях) и потратили на поиски значительное время: мы обзвонили научно-исследовательские институты, заповедники, и все сотрудники этих учреждений отсылали нас к Семену Климовичу Устинову – признанному знатоку медведей в Иркутской области. Семен Климович уже 18 лет на пенсии, сейчас работает методистом Байкало-Ленского заповедника, проживает в поселке Утулик, и вот что он рассказал нам по телефону:
- Явление, которое сейчас происходит в Братске и Братском районе, очень опасное, поскольку может привести к жертвам среди людей. Основные причины выхода медведей к жилью – неурожай кедра. Я сейчас нахожусь на берегу Байкала, прямо рядом со мной два кедра, и ни одной «приличной» шишки в этом году на них нет. Медведю надо нагулять вес, он, конечно, всеядный, но кедр – основная пища для накопления жира.
Сразу стоит оговориться: такой неурожай происходит раз в 10-11 лет, некоторые ученые связывают это с цикличностью солнечной активности, но, как бы там ни было, это явление было и будет происходить с некоторой периодичностью. Например, в 1962 году из-за этого произошли, наверное, самые кровавые события. В Братском, Киренском и Усть-Кутском районах голодные медведи задрали 42 человека, охотники, защищая население, в свою очередь отстрелили 300 особей. В 70-х годах шатуны иногда нападали даже на работающую технику строителей БАМа.
Как это ни печально, но численность зверя в неурожайные годы надо с умом регулировать, иначе голодный медведь не ляжет в спячку и будет продолжать искать пищу. Естественно, найти её он может только рядом с жильём человека.
Не надо питать никаких иллюзий по поводу того, чтобы усыпить медведя и отвезти его в какие-то лучшие, урожайные места. Во-первых, эти места надо ещё поискать, и там уже живут «свои» медведи, поэтому остаться должен будет или привезенный, или «коренной». Во-вторых, медведь, который побывал рядом с жильём, вернется туда обязательно.
Поверьте, я достаточно долго наблюдал медведя в дикой природе – это животное с очень неустойчивой психикой: сейчас он смешной мишка, а через секунду и без всяких причин – машина смерти.
Я думаю, охотоведы Братска сами знают, что сейчас делать, у них наверняка есть статистическая динамика численности косолапых и знание своей территории, но предварительно можно сказать, что численность зверя необходимо регулировать. Бурый медведь очень быстро восстанавливает свою численность.
Иначе медведи, которые не сумели набрать вес, сами займутся регулированием своей численности - каннибализмом – будут поедать себе подобных, или погибнут зимой в берлогах из-за недостатка запаса жира.
Краевед, охотник, натуралист, автор фильмов о природе Сибири Михаил Степанцов:
– Семён Климович прав абсолютно. Могу только добавить, что эта ситуация сложилась из нескольких факторов. Кроме пожаров и неурожая (из-за него даже птицы кедровки мигрируют на запад), важен тот фактор, что на медведя перестали охотиться в тех масштабах, как охотились раньше. Почему? Для охотника-любителя это занятие непростое, а для профессионала невыгодное, поскольку шкуру медведя сбыть по достойной цене невозможно, желчь тоже никому не нужна, мясо медведя, как считается, есть опасно. Есть ещё и браконьеры, конечно, но их больше в Приморье, чем у нас. Медведей в тайге объективно стало больше, даже варварская вырубка леса радикально не снизила его численность.
Государственный инспектор Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Владимир Серышев:
– Да, совершенно верно, выход медведей - сезонное явление. Каждое десятилетие бывает такой неурожай. Какого-то очень большого прибавления медведей в нашем районе нет. Сейчас не более двухсот-трехсот особей на 2,5 млн квадратных километров. Оснований для паники нет, но численность следует подкорректировать.
Опытные спецы говорят что опасность есть,а чиновник как положено уверяет что все нормально.
Этого гос.инспектора надо самого в лес вывезти и оставить, а потом проверить: на сколько обоснована паника.
Уже есть реальная жертва. У лесозаготовителей медведь сторожа на деляне сьел. Ботинки на месте, а мужика нет. Месяц назад было.
А на вертолет деньги, ну никак не найти? За три дня "подкорректировать" можно!