Репортажи
Лауреат «Казачего круга» Андрей Дорогобид: «Когда молиться не мог, выручала песня»
Специальными гостями концерта стал Государственный академический Кубанский казачий хор. Его художественный руководитель и главный дирижер - народный артист России, Украины, Карачаево-Черкесской Республики, Республик Адыгея и Абхазия Виктор Захарченко, также Государственный академический ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А.Н. Квасова, Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, Народная артистка СССР Людмила Чурсина. О том, для чего современному человеку народная песня, спецкорру «КМ.RU» рассказывает лауреат конкурса Андрей Анатольевич Дорогобид, директор центра военно-патриотического воспитания «Ладья» города Братска Иркутской области.
KM.RU: Давно не бывал в ваших краях. Как там дела у вас сейчас в Братске?
– Все нормально. Снег идет.
KM.RU: Как всегда...
– Да, погода у нас переменчивая. Сами знаете, Братск – город легендарный, со своим характером. Я давно заметил, что любое дело новое в Братске очень трудно дается. Так еще с основания города повелось, есть у нас в Братске три порога, и казаки никак не могли их по Ангаре пройти, ладьи в щепки разбивались. С трудом нашли по Илиму обходной маневр. А три порога злосчастные так и не смогли одолеть. Но свое дело сделали.
Потом всеми миром строили Братскую ГЭС, нелегко эта стройка давалась. Зато сегодня наша ГЭС – одна из самых известных в мире. Люди в Братске особые – сильные, целеустремленные.
KM.RU: Как возникла идея создать центр «Ладья»?
– В 2002 году мы побывали на семинаре в Усть-Куте, где новосибирский центр военно-патриотического воспитания «Сигнал» рассказал о своем опыте. Захотелось самим сделать что-то подобное. Наш центр военно-патриотического воспитания «Ладья» создан при Свято-Иннокентьевском приходе района Энергетик г. Братска.
За опытом ездили в Новосибирск, Волгоград, по казачьим станицам.
KM.RU: Что же это, в Сибири своих казаков не осталось?
– Сложность в том, что наши места казаки в период освоения Сибири прошли, так сказать, транзитом, остроги поставили, а следом – волна крестьян. В наших краях массовых поселений казаков не осталось. Поэтому поем песни новосибирских казаков, волгоградских, но привносим в них, конечно, что-то свое. Здесь, на фестивале, мы представили духовный стих, записанный на Украине, под Полтавой. Мы перевели его на русский язык, выстроили под себя.
В итоге мы организовали казачий хутор, вступили в реестр. Задача нашего хутора – военно-патриотическое воспитание молодежи, пропаганда казачьей культуры. Совместно с департаментом культуры готовим региональный фестиваль казачьей культуры, который состоится с 4 по 6 июля. Это будет семейный фестиваль, палаточный лагерь, приглашаем коллективы из Забайкалья и Новосибирска.
KM.RU: Сколько всего человек охвачено вашим центром?
– Около ста пятидесяти. Много различных направлений работы, у нас действуют два казачьих кадетских класса, например. А наш хор «Ладья» стал ядром, которое обрастает новыми связями, делами. Руководитель коллектива – профессиональный педагог Марина Сергеева, приехала к нам из Новосибирска после окончания музыкального училища.
Еще одно важное занятие – изучение воинского искусства и культуры. Я веду это направление, занимаюсь в центре практической стрельбой, специализируюсь на охотничьем гладкоствольном оружии. Мы тоже ездили в Новосибирск, прошли обучение, вступили в федерацию. Рукопашным боем по системе, упрощенно говоря, Древней Руси у нас занимается Евгений Моисеев.
KM.RU: Как складываются отношения вашего хутора с окружающим, так сказать, миром?
– Вместе с управлением культуры проводим городские мероприятия, Масленицу, например. Но главная наша работа – воспитание молодежи. Один из наших питомцев недавно стал священником.
Важно отметить, что все семьи нашего хутора – многодетные, меньше трех детей нет. А есть и по шесть, по семь.
KM.RU: Как удается вытянуть такую семью?
– Кто-то лесом занимается, кто-то предпринимательством.
KM.RU: А почему назвали ансамбль «Ладьей»?
– Мы начинали как небольшая община при храме, который воспринимали как огромный корабль, а свою общину сравнивали с маленькой ладьей при нем.
Фестиваль «Казачий круг»
KM.RU: А зачем нужна в Сибири народная русская песня, если – коротко и без высоких слов?
– В армии я служил в Томской области, под Северском, случались и тяжелые моменты. И когда оставался один, подкатывало, песня меня и выручала. Молиться тогда еще не мог, не умел, и песня была единственная отдушина, через которую все внутри выстраивалось.
Сегодня наши ребята служат в спецподразделениях, и они хорошо понимают значение нашей песни, нашей культуры. Потому что другие народы, кавказские, например, могут представить свою культуры, а многие наши – нет. Когда я служил, ребята с Кавказа знали свои песни, обычаи, традиции, они с этим приходят. А мы приходили, что мы знали? Ну, знали какую-то одну или две песни, может, про «Катюшу» кто-то слышал, еще что-то, но у нас не было единой культуры. В итоге мы чувствовали разобщенность. Зато сегодня наши ребята совсем другими в армию приходят. Они знают, историю, традиции, песни казаков, умеют шашкой работать.
KM.RU: А вы русскую и казачью культуру разделяете?
– Я – нет.
KM.RU: А какое радио слушаете?
– «Голос Ангары». А чаще – кассеты. По радио-то сами знаете что у нас в России передают, одна попса, да еще и зарубежная. Поэтому слушаем свои, русские народные песни.
молодец! только голос ангары больше не слушай…
Как так, русскую и казачью культуру не разделяет? А рассказывал-то о чем???
Историю почитай, а не жмых.
Вопрос был задан к тому, что интервью прервано на середине. "Обо всем и ни о чем понемногу"
Ещё раз повторю: почитай историю. Казаки - этон не отдельная нация, а СОСЛОВИЕ. Служилое. Поэтому и культура одна. Русская. С казачьей разновидностью. У крестьян - с крестьянской разновидностью. У дворян - с дворянской. И все они - РУССКИЕ. А не китайцы с неграми.
Это понятно.
В статье "разделяете" применено как "размежёвываете", а не "принимаете". Стоило тщательнее переводить устную речь на литературный язык. Что не искупает моей личной ошибки, сделанной по причине того, что для меня такой вопрос не существует.
ps; Китайцы и негры тоже бывают русскими) также как немцы и пр, в зависимости от того, чью культуру и язык примут