Репортажи
Оставят ли нам право выбора?
Безусловно, номером один из всех поступающих от горожан на редакционную почту и телефон за последние недели вопросов - это вопрос о свободных выборах мэра. В своих обращениях люди спрашивают: «Ну как же так, почти 2 года нам депутаты во главе с Климовым грозились вернуть прямые выборы мэра, об этом, кстати, говорил ранее и сам губернатор, а сейчас все вроде бы как позабыли о своих обещаниях?»
Некоторые из депутатов, недавно поддерживавших свободные выборы, теперь голосуют в ЗакСе за принятие реформы местного самоуправления. А это значит, что горожане будут выбирать только депутатов, а депутаты, в свою очередь, будут избирать из своего состава мэра с представительскими полномочиями, а сити-менеджера будут назначать по контракту. Причем, надо отметить, что в выборной комиссии количество представителей от местной власти и областной будет 50/50. По сути, это означает, что сити-менеджер будет назначаться областью. Спасибо большое! Но мы это уже проходили, конфликт между мэром и сити-менеджером, как мне думается, возможен и в дальнейшем. Глава администрации, или по-другому сити-менеджер, — это, по сути, наемник, не несущий никакой ответственности перед горожанами. Такой менеджер, поработав год-два, может сказать впоследствии: «Ну, не получилось у меня, ребята, что же поделаешь?» А дальше по новой: эта песня «хороша», начинай сначала? Назначение нового сити-менеджера, и снова без каких-либо гарантий на успех? Горожане в беседе высказывают свое не только удивление, но порой и явное негодование, причем сдобренные изрядной долей иронии, зачастую говоря о флюгеризме некоторых депутатов ЗС от разных партий.
Нужно сказать, что грядущее реформирование муниципальной власти совпало по времени с другими, не менее важными и близкими каждому россиянину событиями: весь последний месяц мы погружены в ситуацию по Украине, и находимся фактически в состоянии перманентного стресса из-за событий в Славянске и Одессе. Если бегло оценивать результаты работы последней сессии ЗакСа, то у нас складывается впечатление, что именно под этот «украинский» шумок наша местная вертикаль проводит окончательное убиение муниципального самоуправления. Близкие к региональной политике люди говорят, что в областном правительстве, возможно, начали подготавливать пакет законов, вводящих новые принципы формирования властей в таких городах, как Братск и Ангарск, а, возможно, даже и Иркутск. Хотя повторю — это пока лишь кулуарные разговоры, не имеющие еще официального подтверждения, хотя до принятия решения по данному вопросу ждать осталось совсем недолго, всего несколько дней: заседание ЗС области по этому вопросу назначено на 14 мая. И людей-то больше всего беспокоит, что при принятии реформы в том виде, как она есть, прямые выборы мэров канут в лету.
Прогнозировать, конечно, дело неблагодарное, но в хорошее — возвращение жителям права самим выбирать местную власть — мне, например, что-то уже не очень верится, особенно наблюдая, как голосуют наши братские депутаты в ЗакСе, тем более, что некоторые из них еще недавно публично высказывались за прямые выборы.
А теперь что — на попятную? Не только выборов не вернули, но еще и двуглавую систему закрепляют законодательно. На мой взгляд, институт сити-менеджеров фактически убивает местную демократию и, к тому же, нигде не проявил себя успешным, по крайней мере, я не слышал об успехах и прорывах при двуглавой системе. Такая система в действии – просто, по моему мнению, исключительно точная иллюстрация басни Крылова «Лебедь, рак и щука».
Особенно в последнее время удивляют интересные выводы некоторых политиков регионального масштаба, которые, нет-нет, да и становятся достоянием публичности, что-то вроде: «Неправильно, понимаешь, голосует подопечный властям народец… Не умеет он выбирать!» Видимо, у властей твердое убеждение, что доверять нам, простым гражданам, право выбора — это как-то опрометчиво, что ли…
Муниципальная реформа: выбирая - не выбираем…
Готовящаяся в России муниципальная реформа не оставляет равнодушных: среди тех, кто ее готовит, она порождает полемику, у муниципалитетов вызывает панику, временами переходящую в истерику, а у отдельных государственных деятелей и рядовых жителей вовсе создает предчувствие радикальной и крайне опасной для государства перспективы. Надо отметить при этом, что почти все реформы в нашей стране в последние годы очень схожи одной специфической чертой - у их нет четко поставленной конечной цели, в результате чего реформы политизируются: социально-экономическая обоснованность предпринимаемых действий отходит на второй план или вообще низводится до примитивной формулы: «так наверняка будет лучше».
Почему эта реформа так важна для Братска? Ведь речь в ней идет о крупных городах, а Братск таковым не является. Но – только по количеству жителей. Братск – город с территориальным делением на округа, а основная фишка нового законопроекта - введение новых терминов "городской округ с внутригородским делением" и "внутригородской район". Согласно тексту законопроекта, выбирать жители, в том числе и братчане при условии сохранения территориального деления, смогут непосредственно депутатов районного уровня. А это значит, что в Братске будет три районных Думы по 20 депутатов в каждой. Депутаты этих трех Дум из своего числа будут выбирать председателя районной думы - главу района, а также будут делегировать депутатов на уровень городского округа, откуда, в свою очередь, избирают мэра - председателя гордумы. Получается, что жители вроде бы и выбирают, а вроде – как бы и ни при чем оказываются.
В связи с этим, по мнению многих экспертов, самым опасным в реформе может стать как раз демонстративное исключение жителей из политического процесса. На деле это выглядит так, словно нам говорят: вы не умеете себе хороших выбирать, мы вам хороших назначим! Но при этом и отстраняют жителей от выборов завуалировано: предлагаемое нам реформирование подразумевает, что авторы законопроекта всегда смогут утверждать, что все горожане принимают участие в формировании властных структур обоих уровней, хоть и опосредованно.
В целом же эксперты в своих мнениях о предстоящем реформировании муниципальной власти расходятся. Те, которые поддерживают назревающую реформу, отмечают важность не политической ее составляющей, а хозяйственной. По их мнению, основной вопрос не в том, кого избирать и кого назначать, а в разграничении предметов ведения. По их мнению, основная задача такой реформы - как раз деполитизирование системы управления крупными городскими территориями, в том числе и снижение числа предпосылок для политических конфликтов между мэрами и губернаторами.Более того, эксперты, выступающие за реформу, отмечают, что исключение элемента политической борьбы из процесса управления городскими территориями позволит рассчитывать на более слаженную работу управленческих команд и более быструю реализацию программ социально-экономического развития городов. «Губернатор, который, в конечном итоге, теперь сам будет отвечать за ситуацию в том или ином крупном городе, уже не будет заинтересован в финансовом ущемлении мэра, которого он рассматривает как конкурента», - говорят они.
Кроме того, по мнению сторонников реформирования, муниципальная реформа должна помочь оптимизировать расходы на государственное и муниципальное управление без потери качества управления, позволяя сократить штат региональных и муниципальных чиновников и исключить пересечение и дублирование их аппаратов и функций.
Также, согласно концепции законопроекта, усиливается роль местного самоуправления - оно должно стать системой шаговой доступности для людей, увеличиваются его полномочия.
Что касается исполнительной власти, то и на уровне городского округа и на уровне внутригородских районов за ее выполнение будет отвечать наемный сити-менеджер или "районный менеджер", с которым заключается контракт на срок от двух до пяти лет. Однако, здесь тоже есть свой нюанс. Если ранее комиссия по назначению сити-менеджера состояла на треть из представителей областной власти, и на две трети - представителей мэрии, то сейчас уровень влияния областной власти увеличивается до 50%. Таким образом, концепция двуглавой системы управления муниципалитетами, которая вызывала за годы применения огромный вал критики, а многие города вообще от нее отказались, будет не только введена во всех крупных городах, но и растиражирована на два уровня власти. Получается, что то, что братчане уже опробовали на собственной шкуре и от чего хотели убежать, становится неотвратимым для них на законодательном уровне.
Многие противники реформы отмечают, что при прописанной системе формирования представительных и исполнительных органов власти главы муниципалитетов и районов будут фактически назначаться губернатором при сохранении видимости выборов. Если новая муниципальная реформа сведется к отмене выборности, последствия могут быть печальными, предупреждают они. В частности, это чревато политическими обострениями, в том числе переадресацией протестных настроений от мэра на уровень губернатора и выше. Подобная реформа, по их мнению, может привести и к тому, что в целом ряде регионов снизится эффективность управления крупными городами. Ведь там, где нет полноценных выборов, особо неоткуда появиться и современным управленцам.
Кроме того, реформа в том виде, в каком ее предлагает ИСЭПИ, практически лишает жителей возможности сменить местного начальника в случае острых проблем (скажем, в сферах ЖКХ или транспорта) либо даже просто выпустить пар. Централизованность управления, за которую ратуют сторонники реформы, только усиливает эффект основной российской особенности - персонифицированности политической ответственности в России: если новых местных глав люди знать не будут, они будут переадресовываться даже не к губернатору. То есть президент еще больше будет отвечать за текущие крыши и плохую уборку снега.
Но основная опасность, по мнению противников, состоит в том, что очередная реформа местного самоуправления, как и предыдущие, может не зайти как раз дальше своей политической составляющей: все необходимые управленческие перемены (как наименее затратные) произойдут, а до передачи денег низовым властным структурам дело так и не дойдет. При этом, считают они, явно будет усиливаться роль местных элит и влияние региональной власти.
Однако, как реально отразится такая реформа на взаимоотношениях муниципальных властей и избирателей - простых горожан - говорить рано: все будет зависеть от конкретной реализации реформы на местах. Как обещали парламентарии, все окончательно определится уже через две недели. А нам остается только ждать…
МЕЖДУ ТЕМ:
Сергей Беспалов: «Цель реформы — "размыть" источники появления конкурентов для президента»
Бабр начинает цикл публикаций комментариев авторитетных экспертов Иркутска по поводу нашумевшей кардинальной реформы местного самоуправления.
Слово известному иркутскому политологу и общественному деятелю, руководителю Иркутского областного отделения партии «Демократический выбор» Сергею Беспалову:
Сергей Беспалов, фото с сайта demvybor.ru |
«На самом деле нет никакой реформы, есть очередная попытка, и вероятнее всего в скором времени успешная, ликвидировать местное самоуправление.
У нас очень сильная президентская республика, даже режим культа личности, подобный тому, который был у Гитлера. С политической точки зрения параллели очевидны: отсутствие власти на местах и сильное влияние личности главы государства. У нас размыта власть на уровне Совета Федерации, где нет политиков, а есть только назначенные министры. У нас полностью загнуто парламентское самоуправление, потому что на выборы в парламент практически невозможно пройти ни одномандатникам, ни в составе партии. И теперь размывается местное самоуправление.
Изменения в законодательстве одобрят еще и потому, что цель — не реформа, как мы понимаем — наделение новых институтов новыми правами и полномочиями. Цель — свести на нет источники появления конкурентов для действующего президента на выборах главы государства.
В свете последних событий единственной возможностью для яркой деятельной личности прорваться во власть оставались выборы мэров. У всех на устах Евгений Ройзман из Екатеринбурга, Анатолий Локоть из Новосибирска, да что уж говорить, Виктор Кондрашов до определенного момента тоже был ярким политиком. Через принимаемую реформу это пространство будет размыто.
В итоге изменения приведут к тому, что на муниципальном уровне не будут появляться пассионарии, способные стать политиками, опирающимися на народный мандат. Политиками, пришедшими во власть не посредством давления на административные рычаги, а именно через волеизъявление граждан. Вот это, на мой взгляд, единственный мотив».
Виктория Федосеенко
Майдан?
я предлагаю забыть о прямых выборах, царек в городе! не даром он уже и кабинет главы занимает
Климакс не плохо устроился. Угробил Думу, управление городом довел до полного абсурда, по живился с бюджета везде где мог. И продолжает за 300 000 с цветочками маршировать по городу. Колапс какой-то полнейший.
Я за выбор градоначальника. А мерина пущай евреи выбирают. Я не в Израиле живу.
Leon:
"Майдан?"
А тебя коктейлем молотова облить как в доме профсоюзов в Одессе.
я думаю это климов единственный кто и проголосовал здесь против!))))
rty(у) -не смотрите 1 канал.
Братские депутаты уже выбрали на несколько лет нам это чудовище. Климов это Турчинов в Братске.
https://www.change.org/ru/петиции/мы требуем снять с рассмотрения государственной думой рф законопроекта no 469827 6 фактически отменяющего выборы мэров городов в россии share
Вошку-Ерошку НИКТО не выбирал! Долой бандерлогов на Русской земле!
тему закрыть...нечего болтать глупости
и только так!
Климов единственный приличный мэр из всех ранее в Братске бывших. Не зря вы его боитесь, потому что он вам все кормушки позакрывал
Скушай, милок, дерьмеца и скажи что это халва! Вот это даже будет правдой в сравнении с тем, что ты тут начертал о Климове.
Все верно, не надо выборов. Это развлечение для гейропейцев и америкосов. Демократия - сказки либерастов. У нас свой путь, православный монархизм.
Цитата:
"rty(у) -не смотрите 1 канал"
Я и не смотрю. В Интернете всё есть.
Не стоит забывать, что Климов яркий представитель партии власти Единой России.