Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Репортажи

Шумел сурово брянский лес

08 мая
Венера ЛИСКИНА , сайт Лесохимик

За долгие четыре года Великой Отечественной войны все ее ужасы испытали не только взрослые, но и дети. Нередко подростки воевали рядом со взрослыми бойцами. Мальчишки и девчонки вели разведку, были связными в партизанских отрядах, спасали раненых, поджигали немецкие склады с продовольствием и техникой, взрывали поезда. На «детском фронте» довелось побывать и Ольге Григорьевне Ефремочкиной. 

Ольга Ефремочкина родилась в 1926 году в Брянской области. И когда началась война, ей едва исполнилось 15 лет. Отец давно умер. Старшего брата и сестру эвакуировали в Печору, а Оля и младший брат Григорий остались с мамой в родной деревне. 
Осенью 1941 года фашисты оккупировали всю территорию Брянщины. Жители захваченных земель воспринимались врагом как недочеловеки, одни подлежали уничтожению, другие – превращению в покорных рабов. Пытаясь хоть как-то защититься от массового террора нацистов, а также, чтобы усложнить жизнь оккупантам, люди уходили в партизаны. В первую осень войны в Брянской области действовало около ста партизанских отрядов. Они подрывали мосты, выводили из строя дороги и линии связи. 
В октябре 1942 года в партизанский отряд ушел и 17-летний Григорий. Мальчишка не мог спокойно сидеть дома, когда враг топчет родную землю. «Однажды у полицаев с партизанами завязался бой в шести километрах от деревни. Взрослые бойцы погибли, а Гриша пропал. Думали, что его съели волки. Но через год он снова появился, на этот раз в соседней деревне. Участвовал в разведывательной операции. Его узнали, но взять не успели. Однако полицаям стало известно, что он в партизанах, и наш дом попал под контроль», - вспоминает Ольга Григорьевна.

Самый страшный день войны
Юноша понимал, что родным угрожает серьезная опасность, но увести маму и сестру в лес не мог. Требовалась поддержка товарищей. И вот однажды, когда отряд отправился в деревню за провизией, такая возможность представилась.  
Надо сказать, что оставшиеся в деревнях жители помогали партизанскому движению - обеспечивали отряды продуктами, одеждой, прятали раненых. Даже противник отмечал, что успехи партизан вполне объяснимы, поскольку селяне сочувствуют и помогают им. Среди сочувствующих был и мельник, что жил по соседству с Олей. Собрав 180 мешков муки, он сообщил об этом в отряд, и партизаны приехали в деревню. Забрали провизию, зазвали с собой Ольгу и ее маму и отправились снова в брянский лес. 
Тот день наша героиня вспоминает как самый страшный день войны. Не доехав до леса трех километров, обоз натолкнулся на оккупантов. Завязался бой, да такой, что от пуль не было видно ничего вокруг. Оля очень боялась, что ее схватят. Но все обошлось благополучно – отряд вышел из боя без потерь. Лошадь, правда, пала, а она была единственной в небогатом хозяйстве Ефремочкиных, зато все люди остались живы. «Ребята потом удивлялись, мол, еще ни разу не было таких страшных боев и чтоб при этом никто не погиб. Они и не догадывались, что это мама ползла три километра с иконой в руках и молила Бога о спасении», - рассказывает бывшая партизанка. В отряде она с мамой готовила бойцам пищу, стирала, помогала ухаживать за ранеными, а иногда вместе с братом ходила в соседние деревни за картошкой. 
  
Гибель 
братьев
Заняв селения, захватчики сжигали постройки, уничтожали имущество жителей, взрывали погреба, землянки, колодцы, угоняли скот, а самих жителей частью истребляли, частью отправляли на оборонительные работы, разминирование минных полей или увозили в Германию. Те, кто уцелел от расправ, присоединялись к партизанам. Это создавало новые трудности: не хватало боеприпасов, медикаментов, продовольствия. Люди по нескольку суток не видели горячей пищи. 
Чтобы выбить партизан из леса, фашисты направили туда многочисленные карательные отряды. В ходе кровопролитных боев каратели потеряли убитыми тысячи солдат и офицеров, но и потери партизан были не меньшими. В окружении оказалось около десяти тысяч партизан. 
«Когда наш отряд выходил из окружения, нас схватили. Григорий  вместе с другими бойцами отряда попал в гестапо. Их долго мучили. Потом вывели из барака и расстреляли. Причем стреляла русская девушка. Кого-то пуля достала, кто сам упал в изнеможении. Всех собрали и закопали в могилу. После этого земля еще трое суток стонала», - делится Ольга Григорьевна, едва сдерживая слезы.  
Весной 1943 года на родине появился старший брат Виктор. Оказалось, что он служил в разведке и был отправлен с заданием в соседний поселок Комарищи. Но местный староста узнал земляка. Парня схватили, облили бензином и сожгли заживо. 
Как говорит Ольга Григорьевна, ее мама до конца жизни искала потом этого иуду, но так и не нашла. Спустя годы, Ольга случайно от односельчанина узнала, что бывший староста проживает в Красноярске. Женщина обратилась в правоохранительные органы с просьбой объявить фашистского прихлебателя в розыск. Через две недели ее пригласили в следственный отдел и сообщили, что военного преступника нашли. При этом пояснили, что наказать его не могут, поскольку свой срок он отсидел, к тому же, имеет награды за трудовые заслуги.    
И все же бывшая партизанка требовала возмездия. Она рассказала о тех преступлениях, которые совершил этот человек, например, как на глазах односельчан он избивал пойманных партизан, а потом приказывал их расстрелять. 
Через два дня ей пришло известие, что тот, кого она считала заклятым врагом, умер от обширного инфаркта. 

Помощь 
подполью
Когда Гришу бросили в гестапо, Ольгу и ее маму посадили в местный концлагерь, куда то и дело доставляли новых узников. Оккупанты собирали людей для отправки на принудительные работы в Германию. Вскоре их доставили на станцию, посадили в поезд и отправили в Брянск. Однако что-то у фашистов не срослось, и жителей вернули обратно. «На наши места в лагере уже заселили евреев. Чтобы освободить бараки, их расстреляли у нас на глазах. Мы с ужасом ждали той же участи. Но утром нас  выпустили. За воротами стояли мужчины с лошадьми. Всех рассадили по повозкам и развезли по ближайшим деревням», - вспоминает Ольга Ефремочкина.  
Ее вместе с мамой поселили в деревне Карманово. И хотя там знали, что семья была в партизанах, их никто не тронул. Мама помогала хозяйке, а дочь служила нянькой в семье полицая. 
Здесь девушка познакомилась с подпольщиками. Как известно, советское подполье оказывало партизанам огромную помощь. На территории Брянской области действовало около 30 подпольных групп, которые в опаснейших условиях собирали сведения о враге, распространяли листовки, организовывали диверсии. Членом такой группы была и хозяйка дома, в котором жила Оля. Вскоре и девушка стала выполнять задания подпольщиков. 
В самый разгар Курской битвы Центральный штаб партизанского движения отдал приказ о начале массированных повсеместных ударов по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах. Первый этап массового подрыва железнодорожных рельсов был сделан на Брянщине в ходе известной операции «Рельсовая война» летом 1943 года. Тогда партизаны взорвали тысячи рельсов, уничтожили несколько вражеских эшелонов с боеприпасами и техникой. 
Доставляла самодельные мины на железную дорогу и юная Ольга. Складывала три мины в платок и с этим узелком отправлялась на лошади по указанному адресу. «Я из деревни Карманово, племянница Гали», - говорила она условный пароль и передавала опасную посылку. «Преодолевать приходилось по 18 километров. В любой момент могли встретиться фашисты и спросить, что в узелке, что в повозке – а там извозчик прятал боеприпасы для партизан. И тогда пощады не жди. Замучают, как замучили племянницу хозяйки-подпольщицы», - делится моя собеседница. Девушка страшно боялась оказаться в руках оккупантов, но никогда не отказывалась от выполнения задания. К тому же у нее была отменная память. Она успевала запомнить все, что видела по дороге, и сообщала об этом подпольщикам. 

Праздник со слезами на глазах
28 сентября 1943 года вся территория Брянской области была освобождена от фашистских захватчиков, и Оля с мамой вернулись домой. В родном доме она и встретила великий день Победы. «Когда по радио объявили о капитуляции Германии, все побежали на железнодорожную станцию встречать победителей. И только мама не бежала. Она сидела дома и плакала – ведь ее сыновья уже не вернутся», - рассказывает, вытирая слезы, ветеран.
В Братск Ольгу Григорьевну привез муж-односельчанин. Еще в 1950 году они приехали в Сибирь по комсомольским путевкам. Здесь родились четыре дочки, здесь же появились на свет три внука, четыре внучки, а теперь и 13 правнуков. С такой гвардией скучать бывшей партизанке не приходится ни в будни, ни в праздники. Кстати, День Победы – любимый праздник Ольги Ефремочкиной. Она и завтра пойдет на парад, примет участие в торжественном обеде и, конечно же, посмотрит праздничный концерт. Ее главное пожелание в этот памятный день – чтобы детские глаза никогда не увидели войны, чтобы над головой россиян всегда было мирное небо. 

Фото автора

0 отзывов 1233 просмотра

Комментариев пока нет

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 4 ms for its computations It spent 0 ms in system calls