Репортажи
Звонарь – профессия или призвание?
Православные продолжают отмечать Пасху. Во всех храмах проходят службы, которые в эти дни особенно торжественные и красивые. И все они сопровождаются колокольным звоном. С одним из звонарей Братска встретились журналисты - о непростом звонарном искусстве наш рассказ.
Уже год Евгений Черепков разговаривает с этим миром голосом бронзовых колоколов. К своим певцам, как он зовет куполообразные инструменты, Евгений поднимается в любую погоду. Это и не работа, и не хобби, отдушина...
За те месяцы, что он провёл на высоте в двадцать с лишним метров, он и к пронизывающим ветрам привык, и относительной изоляции: во время звона посторонних рядом быть не должно. И к тому, что во время самых важных церковных праздников стоять здесь можно часами.
Это сейчас он может, справится с бронзовыми певцами хоть с закрытыми глазами и за раз управиться с семью колоколами. В первый раз всё было совсем иначе.
Евгений Черепко, звонарь: «Первый раз поднялся. Боялся даже взяться. Страх. Все же здесь всё освящено. Боялся дернуть колокольчик. Вот так это было».
Может Евгений и о каждом колоколе рассказать. Людям незнающим, оттуда снизу, кажется, что все они похожи. На самом деле все не так. Это как хор, только здесь все солисты. Главные вот эти самые большие колокола - благовесты. Они нужны в основном для созыва на богослужение. Все праздничные службы проходят под их бой, бить в них нужно с интервалом в 10-15 секунд. А вот эти «веселые колокола», как называет их наш герой, зазвонные и подзвонные. Они нужны для трезвона. Всего на звоннице храма Андрея Рублева 13 языкастых певцов, усмирить которые помогают верёвки, канаты и педали.
- «Управляются колокола так: система из тросиков. И получается примерно так - сейчас большой благовест и более малый благовест».
Однако, даже при таких исчерпывающих знаниях об искусстве колокольного звона к тому, что его зовут звонарем, Евгений относится в достаточной степени критично. Я не профессионал, говорит наш герой - любитель.
Евгений Черепков, звонарь храма Андрея Рублева: «Искусство не простое, нужно учиться. Есть школы специальные, ближайшая, по-моему, в Иркутске. Себя то я звонарем назвать не могу. Мне до этого, как говориться... Но, даст Бог как-нибудь буду учиться».
Уйти со звонницы Евгений Черепков, по его же признанию, не сможет, наверное, никогда. Попробовавший бить в колокол хотя бы однажды человек, прежним уже не будет. К тому же, Евгению и колоколам еще так многое нужно сказать...
колокольный звук несет в себе особую энергию звука, энергию душевного очищения - от того он так тревожит душу. Колокольный звон действует возбуждающе на психику человека и побуждает людей к действию, но не к безумному действию, а к действию осмысленному.
Колокольный звон - инфразвук. Который микробов убивает.
Нам бы пару-тройку тяжелых бы колоколов…
Денюжку дашь?