Репортажи
Я в рабочие пойду… кто меня научит?
Не секрет, что большинство выпускников школ мечтают о вузах. Между тем, на рынке труда остро не хватает квалифицированных станочников, газосварщиков, работников общепита. Причем, работодатели хотели бы получить современного, продвинутого специалиста, который знает не только свою специальность, но и владеет двумя-тремя смежными профессиями. Возможно ли это, если из городов исчезли профессионально-технические училища?
О том, что стало с системой начального профобразования, с какими проблемами приходится сталкиваться в этой сфере и как их можно решить, наш разговор с директором Братского индустриально-металлургического техникума Андреем Колонтаем.
- Андрей Максимович, 40 лет назад ваше учебное заведение создавали как среднее профессиональное техническое училище, а сегодня оно называется Братским индустриально-металлургическим техникумом. То есть, вы больше не обучаете рабочим специальностям?
- За последние 20 лет в России произошла не одна реформа, в том числе в сфере образования. Например, в 1993 году мы преобразовались в профессиональный лицей. Это было нечто среднее между училищем и техникумом. Там были интегрированные программы: часть по подготовке рабочих, часть по обучению специалистов среднего звена. Чтобы соответствовать новым веяниям, три года назад мы приняли на себя статус техникума. Но это не значит, что мы отказались от начального профобразования.
С 1 сентября 2013 года вступил в действие новый закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», который не предусматривает начальное профессиональное образование, как систему. Теперь рабочих и служащих, то есть маляров, машинистов крана, швей и так далее, готовят на первой ступени техникума. Правда, уже не три года, а 2,5 на базе девяти классов. На второй ступени в течение 3 лет и 10 месяцев обучают специалистов среднего звена. При этом и те, и другие выпускники получают диплом единого образца.
- Вы работаете в сфере профобразования 30 лет. Расскажите, что изменилось за это время? И почему?
- В советский период система образования была четко отлажена. Все профессионально-технические училища, как правило, создавались под какое-то базовое предприятие. Допустим, наше СПТУ №24 было создано для подготовки рабочих для Братского алюминиевого завода. Соседнее СПТУ №45 , ныне политехнический колледж, ориентировалось на БЛПК. Два училища №27 и №63 в Энергетике обучали будущих строителей, водителей строительных машин для «Братскгэсстроя». Торговое училище, ныне техникум в Правобережном округе, было ориентировано на подготовку официантов, кондитеров, поваров для учреждений общепита.
И надо сказать, что в то время предприятия «поглощали» всех наших выпускников, а это 170-180 человек ежегодно от каждого образовательного учреждения. Сегодня из стен учебных заведений среднего профессионального обучения выходят практически столько же ребят, но далеко не все они могут найти работу.
Почему? Изменился общественный строй. Предприятия стали частными, и основная задача у них – извлечение прибыли. Конечно, они участвуют в социальной поддержке территории, помогают учебным заведениям, но того массового вливания, которое было в прежние годы, уже нет.
У всех ситуация разная. У нас, к примеру, до сих пор сохранились партнерские отношения с алюминиевым заводом. Мы работаем по договору возмездного оказания услуг. Техникум готовит молодые кадры, а завод берет их на практику. За 40 лет не было случая, чтобы БрАЗ не принимал наших практикантов. Хотелось бы отметить, что последние два года, с приходом управляющего директора Андрея Волвенкина, наше сотрудничество заметно укрепилось.
Но многим образовательным учреждениям не повезло. Кто-то потерял связь с предприятием, а иных организаций, например, «Братскгэсстроя», вовсе не стало. Меж тем в техникумах работают мощные, дееспособные педагогические коллективы. Сохраняется материально-техническая база. По-прежнему в соответствии с планом набираются и выпускаются студенты. Однако если раньше все они плавно переходили на предприятия, то теперь руководство образовательных учреждений вынуждено искать партнеров для организации практики и дальнейшего трудоустройства выпускников.
- В прежние годы финансировало и оснащало училища министерство образования РФ, а кто этим занимается сегодня?
- Правительство Иркутской области. В частности, у регионального министерства образования есть целевая программа развития профессионального образования, в рамках которой предусмотрено выделение оборудования для учебных целей техникумам Приангарья. В частности, в 2013 году мы получили на три миллиона рублей тренажеры для подготовки машинистов крана и тренажеры для обучения металлургов. Братскому промышленному техникуму выделили дорожную технику, Братскому профессиональному техникуму - тракторную технику.
На уровне области и федерации проводятся всевозможные конкурсы и разыгрываются гранты. Победители получают оборудование. В прошлом году на региональном конкурсе наш техникум признали лучшим учреждением профессионального образования Иркутской области, за что вручили губернаторский грант – сертификат на оборудование. Оно уже поступило, и сейчас мы вводим его в эксплуатацию.
Кроме того, мы предоставляем дополнительные образовательные услуги и полученные за них средства направляем на развитие материально-технической базы. Это позволяет повышать качество подготовки студентов. Так, в прошлом году мы купили автомобиль для обучения водителей, швейное оборудование – для художников по костюмам, проводили ремонт учебных аудиторий и мастерских.
- Вы отслеживаете трудоустройство своих выпускников? Насколько они востребованы?
- Безусловно, отслеживаем. Ведь для нас они - не просто студенты, это ребята, в чьей судьбе наши педагоги принимают активное участие, делят с ними и радости, и беды. Нам известно, что многие выпускники прошлых лет сегодня работают либо по основной профессии, либо по смежной, которую получили у нас же в период обучения.
- То есть у вас можно получить не одну специальность?
- Конечно. Это наша давняя традиция, которую мы ввели по ходатайству работодателей. Принимая детей на обучение, мы беседуем с родителями. Поясняем им, что для того, чтобы легче было найти работу по профилю, необходимо получить дополнительные специальности. Например, поступил юноша учиться на механика. Ему обязательно нужно освоить профессию сварщика, токаря, то есть все, что связано с металлом. Для металлургов дополнительно даем специальности тракториста, стропальщика, выливщика металла.
- Вы проводите профориентацию в школах города?
- Как же иначе. Ни одно образовательное учреждение не сможет комплектоваться без проведения профориентационных мероприятий. В техникуме разработана программа взаимодействия с общеобразовательными школами Братска. Ежегодно, в апреле проводим «День открытых дверей», куда приглашаем выпускников 9 классов.
Кроме того, в школы города и Братского района предоставляем информацию о профессиях и специальностях, подготавливаемых в нашем техникуме. Подробная информация для абитуриентов и их родителей размещена на сайте образовательного учреждения pl24.bratsk.ru. Эта важная работа по комплектации образовательного учреждения способствует привлечению на обучение наиболее подготовленных учащихся. Тем более что сегодня рабочая профессия требует повышенных знаний, ведь на предприятиях стоит сложное оборудование, на котором молодым людям предстоит работать, которое они будут обслуживать.
- Надо признать, что престиж рабочей профессии в последние три десятилетия заметно упал. Что тому причиной? И как можно изменить ситуацию?
- Раньше государственная политика была направлена на пропаганду рабочей профессии. Вспомните, сколько спектаклей, сколько фильмов было поставлено, где главным героем являлся рабочий человек. «Высота», «Трактористы», «Дело было в Пенькове», «Москва слезам не верит» - можно долго еще перечислять. Да и оплата труда рабочего тогда тоже была другая.
Поднять имидж рабочей профессии можно, объединив усилия власти всех уровней, работодателей и учебных организаций. В развитых европейских государствах объединения работодателей планируют потребность в специалистах и финансируют подготовку квалифицированного персонала. Учащихся, начиная с 6-8 класса, знакомят с учебными центрами, оборудованием, дают первоначальные навыки. Студентов берут на рабочие места предприятий – прикрепляют к ним наставников. По сути, Европа переняла нашу, советскую систему подготовки, поскольку поняла, если этим не заниматься, можно остаться без кадров.
Фото автора
Главная причина-зарплата не соответствует труду.Вот все и хотят быть депутатами и чиновниками.Работы никакой,ответственности тоже,а денег немеряно
Цитата:
"Главная причина-зарплата не соответствует труду."
Это всё тот же ОТМЫВ ДЕНЕГ.
Посмотрите сколько получают всякие фигляры на телевидении.
А ведь раньше уличные циркачи и клоуны едва кормились.
Листьева убили ведь за попытку запустить лапу на эти деньги.
не видно, чтобы наши училища стремились к тому, чтобы учить детей рабочим профессиям. Директор Нечаева О. из 54 училища вообще думает о том, как денег побольше срубить бюджетных, а до коллектива и до училища ей нет никакого дела, Удивляет как такие люди безграмотные могут быть во главе образовательных учреждений.