Репортажи
Возрождая традиционную русскую культуру
Более 10 лет назад братские священнослужители начали активно возрождать традиционную русскую и казачью культуру. Сегодня центр военно-патриотического воспитания «Ладья» при Свято-Иннокентьевском приходе в Энергетике является одним из самых ярких и самобытных объединений в городе. Настоятель прихода священник Андрей Дорогобид рассказал о том, почему свои культуру и традиции важно не только знать и сохранять, но и сделать их частью повседневной жизни.
- Отец Андрей, известно, что «Ладья» базируется на культуре и традициях казачества. Почему было выбрано именно это направление?
- В 2002 году мы посетили семинары в Усть-Куте, где новосибирский центр военно-патриотического воспитания «Сигнал» рассказал о своем опыте изучения казачьей культуры. Нам это показалось интересным, и постепенно стали создавать свой центр. У нас появились единомышленники – в основном, потомки казаков, правда, не тех, которые осваивали Сибирь, а уже из нового поколения – первостроителей Братска. Было совершено несколько экспедиций на Дон, по селениям Иркутской области. В Усть-Илимске, например, мы нашли старинный казачий старинный род Карнауховых, который участвовал еще в освоении Сибири. Мы были вдохновлены этой работой и первый традиционный казачий праздник – Масленица – был проведен узким кругом уже в 2003 году. Так стал формироваться наш центр, целью которого является не только военно-патриотическое воспитание, но и изучение традиционной русской культуры. Мы не разделяем русскую культуру и казачью, считаем ее единой. Конечно, есть различия, поскольку различались крестьянское и казачье сословия. Есть различия в костюме, в песнях, обычаях, но все же нет стремления подчеркивать эти различия. Три года назад деятельность центра обрела особый смысл – был освящен наш Свято-Иннокентьевский приход, и поскольку казачья русская культура неразрывно связана с православием, та духовная свеча, которая зажглась в Энергетике, стала неотъемлемой частью «Ладьи».
- О сибирских казаках мало что известно, не много данных и о том, как жили они в Братском остроге, на территории Иркутской области. Что удалось выяснить вам в ходе ваших исследований?
- Казаки, как известно, внесли определяющий вклад в развитие Сибири. Еще со времен Ермака Тимофеевича речь шла не о завоевании, а об освоении Сибири. Это очень важно, потому что казаки руководствовались в своем нелегком пути заветом апостола Павла: «Все изучайте, хорошего держитесь». Ни один малый народ Сибири не был истреблен, ни о каких резервациях не шло речи. Напротив, казаки освободили малые народы от правления Кучума и взяли их под государеву руку – под защиту, привнесли культуру, письменность, веру. Но никогда не было насаждения, казаки и сами многое заимствовали у малых народов – это видно и в элементах одежды, песнях, обычаях. Этот дух казачества присутствовал и на братской земле, хотя как таковых поселений казаков здесь не было. Отряды шли, прокладывали путь, а крестьяне уже осваивали земли. Поскольку казаки исторически жили на границах государства, то мощно и по сей день оно представлено, например, в Забайкальском крае. Наша местность не пограничная, поэтому казачество здесь представлено в меньшей степени, однако это не мешает нам изучать его культуру и традиции.
- Что сегодня представляет собой центр «Ладья» и что может дать подрастающему поколению получаемое ими образование?
- В центр входит около 100 человек. Помимо организации традиционных праздников, таких как полюбившаяся жителям Энергетика Масленица, Красная горка, свадьбы, различные обряды и т.п., серьезное внимание уделяется работе с детьми. Занятия ведутся, начиная с 1,5 лет. Здесь мы проводим традиционные игры для детей, рассказываем о культурных особенностях, обычаях, но пытаемся не ограничиваться лекциями, а вовлекать детей и взрослых в непосредственный процесс – те же игры, праздники. Русская традиция испокон века жила в быту. И мы ставим себе задачу возродить не музейные традиции, чтобы они не были мертвыми, а чтобы жили в семьях и передавались будущим поколениям. Ведь наши предки были мудрыми, и те традиции и обычаи, которые у них были, они применимы и сегодня. Более того, они необходимы. Русская традиция должна пройти через сердце. Говорят, культура готовит почву сердца, чтобы на ней прорастали духовные семена. Бывает так, что человек ничего не знает о культуре, но звуки балалайки., гармошки, какие-то напевки, частушки способны раскрыть его душу. Потому что эта культура живет в сердце русского человека, пусть даже неосознанно. И бывает обидно слышать, как современные люди говорят, что в русской культуре нет никаких особенностей. Много мы сегодня знаем о культуре и обычаях Ирландии, Японии, Китая, а о своей – ничего. А ведь Россия – страна с тысячелетней историей, она богата, нужно лишь ею заинтересоваться.
- Всего 10 лет в Братске существует славянская община. Можете ли вы сказать, что те духовные семена уже дали свои плоды?
- Те семьи, которые приходят в наш центр, в наш приход, как правило, становятся многодетными. Многодетность всегда была традиционной в русских семьях. Сегодня это, к сожалению, уходит. А ведь когда в семье много детей, это позволяет гораздо лучше справляться с воспитанием, уходят многие крены родителей, детей, нет нужды в каких-то психологах, все намного проще становится в такой семье. Также начинают по-другому относится к своей культуре, появляется интерес и чувство гордости за свою историю, свою страну. А те люди, которые знают и ценят свою культуру, – с большим уважением относятся и к культурам других народов. Возвращаясь к теме казачества, хочу привести такой пример: в царские времена, когда казаки жили на границах, они довольно часто брали себе на воспитание на 2-3 года детей из семей пограничных народов. Также отдавали им своих. Это процветало на Кавказе. Дети росли, узнавая культуру и обычаи своих соседей, потом возвращались домой, и уже зная изнутри жизнь других народов, у них формировалось уважительное к ним отношение. Этого, возможно, нам сегодня не хватает во взаимоотношениях с кавказскими республиками. Исчезло это взаимопроникновение культур, взаимопонимание, уважение. Не стало взаимосвязи. И когда приходят чужаки, начинают навязывать свои взгляды и идеи, их никто не прогоняет, их темное дело укореняется. В стародавние же времена, когда в селение приходила стая волков, собирался весь народ и разом волков отстреливал.
- Иногда можно слышать такие упреки, что истинного казачества больше нет, остались одни картинные праздники, танцы, сборы. Есть ли у современного казачества, претерпевшего в советские годы настоящий геноцид, шанс возродиться в полную мощь?
- Можно ли было сказать в 80-е годы прошлого века, что церковь возродится? Что в Братске появится церковь? Прошло не так много лет, и мы видим это возрождение. Казачество всегда было войском христовым. Отказаться от своих идеалов, служения царю и Богу казаки не могли, поэтому, как и церковь, они были подвержены гонениям. Но возрождается церковь – возрождается и казачество. Может быть, у нас это не так заметно, но в местах традиционного присутствия казаков уже идет масштабное восстановление этого сословия, они уже начинают полноценно участвовать в жизни государства. Появляются кадетские корпуса, училища, институты казачьей направленности. Конечно, не за несколько лет все делается. Как сословие казачество формировалось на Руси сотни лет. Уверен, новый путь возрождения будет не столь длительным, но не менее важным и интересным.
Фото Валерия ПАВЛОВА
нашего огромного малонаселенного государства должны быть точки опоры. Такими точками опоры в царской России были казачьи поселения, крестьянские общины, крестьянские хозяйства и их объединяла христианская вера. Советская власть частное крестьянство и казачество уничтожило подчистую, почти уничтожило и христианство, создав коллективные хозяйства. Нынешней власти в свою очередь стали не нужны колхозы, оттого и исчезают деревни, а вместе с ними и точки опоры государства. Государство зачастую бывает бессильно, но народ должен быть силен всегда, в этом его выживаемость и народ должен знать свою историю, должен ради своей выживаемости сохранять свои традиции.
Ещё нам "рюскую" культуру "помогают" сохранять евреи.
Ты сам-то через какую щель на мир смотришь?
Цитата:
"в царские времена казаки часто брали себе на воспитание на 2-3 года детей из семей пограничных народов. Также отдавали им своих. Это процветало на Кавказе."
А кроме хохла Дорогобида об этом кто-нибудь знает? П...бол.
Казаки - это сословие. Как купцы, приказчики, слесаря, сантехники….
И в казаки записывались люди разного происхождения. Сибирь осваивали (записавших в казаки), как раз жители Северо-запада России, русские с новгородчины, из крестьян.
Словцов П.А. (1767-1843) "История Сибири" (Москва 2013)
чего замолкли или воевать с ветряной мельницей Кончаловского лучше, чем поговорить на серьезные темы с умным человеком…
умный человек, ты хоть как то обозначся.
Хохлястый брехолог Дорогобид брешет. Не отдавали Русские казаки своих детей "на воспитание" чечам и прочим бусурманам.
Вот полу-бурята Шурика Тихомирова с 14 лет воспитывал чеченец - и вырастил ваххабита Саида Бурятского.
Расширение такой практики и пропагандирует подонок Дорогобид.
А то, что описывает хохлик Дорогобид - называется институтом заложничества. Своих детей отдавали Русским В ЗАЛОГ царьки покорённых племён, чтобы не бунтовали. Об этом пишет например английский историк Джон Баддели в книге "Завоевание Кавказа Русскими 1720-1860" (М.2013) А хохлястая падла перебрёхивает наоборот, что это "рюские" отдавали своих детей в залог. Такое было, но при монголо-татарском иге. Так что смекайте, что пропагандирует хохлик Дорогобид.
А ты vbty (он же vbt, он же vbs, он же vbс) случайно не подонок и п…бол? Ты кто вообще, черт рогатый? Зловонную пасть закрой. Недоделанный!
Как бы ни старались сегодня поборники иудейской религии затащить людин в своё тёмное царство,им это не удастся,так как эпоха тьмы уходит,свет и просветление в мозгах у многих наступает.Возрождается наша РОДная вера-веда. И это радует.Слава Богам и предкам наша!
не стоит сюда писать и спорить,нам все равно докажут два сумасшедших,что всё плохо,жить не надо,строить не стоит,а любой человек,который затеет обустроить наше бытование будет обгажен с ног до головы ...
у того, кто не хочет задумываться, кто не хочет поразмыслить, напрячь мозги. Вот у того все хорошо, потому что у него мозги от застоя покрылись плесенью. Дело не в том, хорошо все или плохо все. Дело в том, как делать лучше, как делать так, чтоб и тому кто делает было хорошо, и тому, другому, который тоже что то делает, что бы тому тоже было хорошо и что бы был союз такой, а не вражда, не конкуренция, как нам советуют умники прозападные.
Делать лучше…А С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?...ДЛЯ ЧЕГО?...Для КОГО лучше? Да, нужно сотрудничество,а не борьба и конкуренция,но для этого необходимо МЕНЯТЬ СИСТЕМУ и МИРОВОСПРИЯТИЕ людин,чему религиии, с их догмами и фанатизмом, ну никак не пособники.Все остальные их потуги от Лукавого!Оценивать "благие дела"следует с трёх уровней:бытового-глобального и божественного.Если смотреть с первого,то потуги попов вроде бы оправданы.Но посмотреть со 2-го и тем более с 3-го не всем доступно.И тянуть(развивать) до до них религиям НЕ ВЫГОДНО!Вот отсюда и пляшите,а не от понятий "хорошо-плохо"...Предлагаете СОЮЗ кого: света и тьмы? Бога и Дьявола?Думайте,прежде чем предлагать.Славянство,славянская культура,славянская вера никакого отношения к РПЦ не имеет! В их руках это есть орудие обмана доверчивых и невежественных людин!Хотя авторство этой статьи(Кутергина) о многом говорит...
умному обозначиться- он все это создал и вы тут тусуетесь за его счет!!!
оценивать не надо и никого призывать не надо. Надо оценивать самого себя и призывать самого себя и призывать самого себя надо на хорошие дела. Надо призывать самого себя на хорошие дела для того, что бы в душе у самого себя была гармония и мир и тогда вокруг такого человека будет формироваться гармония и мир, а не раздрай и разруха. Тогда вокруг такого человека будут формироваться точки опоры гармонии и мира, точки опоры счастливой жизни, а не войны и разрухи. Гармония и мир людям нужны для развития, для творчества, а не для деградации.
Татаро-монгольское иго?Чушь.Нет ни одного доказательства что оно было,кроме учебников по истории. И вся археология говорит о том же. Руские люди отдавали своих детей?! Чеченам? За такое можно и по рылу настучать. Казаки на Кавказе стояли чтобы охранять границы и пути торговые,так как ЭТИ только и умеют что воровать да грабить. И если убивали кого из Славян,Казаки вырезали под чистую ближайший аул.Чтоб не повадно было.И сейчас настало такое время,когда надо указать место…пока без крови… И Кавказ НИКОГДА не был *деревянным*,Кавказ всегда БЫЛ,ЕСТЬ и БУДЕТ РУСКОЙ Землёю. Руские люди НИКОГДА не отдавали,НИКОМУ своих детей,они предпочитали умереть,чем потерять Честь,и запятнать Род свой.
Как внук кубанского казака, георгиевского кавалера могу сказать отцу Андрею только одно: ЛЮБО!
Цитата:
"Татаро-монгольское иго?Чушь."
http://sm-sergeev.livejournal.com/210441.html
В последние несколько лет найдены новые сенсационные доказательства запредельной жестокости и варварства татаро-монгол во времена так называемого Западного похода чингизидов на Русь, однако они вряд ли попадут в путинский "единый учебник по истории",
словосочетание "татарское иго" впервые появилось аж в 1660 году (в "Сказании о Мамаевом побоище"). Однако идеологическая целесообразность в очередной раз взяла вверх над здравым смыслом. Решили видимо татар и среднеазиатских гастарбайтеров не обижать. Евразийцы и Фоменко рукоплещут.