Репортажи
Дом, где учат жизни
Детям, которые попадают в коррекционную школу-интернат №25 Братска, не повезло вдвойне: они остались без попечения родителей и им поставлен диагноз «легкая умственная отсталость». Но, несмотря на столь жестокое стечение обстоятельств, в интернате каждый из них получает реальный шанс на нормальную жизнь.
Мы писали о многих подобных учреждениях
– детских домах, интернатах, коррекционных школах, но учреждение по улице Южной нас заинтересовало особо. В городе об этом учреждение много говорят и не всегда хорошо… Мы решили увидеть собственными глазами, как на самом деле там обстоят дела.
Обычно такие учреждения стараются спрятать куда-нибудь подальше в сельскую местность. Тому есть вполне понятные причины: учреждениям, где живут дети с негативным социальным опытом, не место в центре города. Однако вопреки сложившейся практике братская коррекционная школа-интернат уже много лет располагается практически в центре города. И хотя центр сомнительный – старые «деревяшки» с их угрюмыми улицами, близость автостанции со всеми вытекающими последствиями…
Все это – не лучшая среда для лечения детских душ.
Тем не менее, 25-й интернат уже много лет существует во дворах старой улицы Комсомольской: за глухим бетонным забором стоит неприветливое желтое здание, где идет настоящая борьба за право на нормальное детство и достойную жизнь. Территория школы далека от образцовой: какое-то запустение и зловещая тишина царят здесь.
А внутри нас встречает педагогический коллектив интерната. За последние годы он сильно обновился, сменился здесь и директор. Говорят, с приходом Игоря Антонцева здесь многое изменилось.
- В этом году в учебном плане появилось несколько новых кружков, их более 15 – от лепки из глины и резьбы по дереву до модного конзажа – кручения поделок из ленточек. Значительно обновился и педагогический состав – пришло много профессионалов и неравнодушных людей, - рассказывает замдиректора Ирина Соколова.
Особенные
дети
Нам показали поделки ребятишек, но, признаюсь, гораздо интереснее было взглянуть на условия, в которых они проживают. Неуютное панельное здание еще не приведено в полный порядок после ремонта: здесь поменяли электропроводку, покрасили стены, кое-где заменили двери. В здании нет цветов, картин, и как-то серо, грустно… Но когда мы зашли в одну из спален воспитанников начальной школы, сердце мое наполнилось теплом и нежностью: восемь мальчиков нежились в уютных кроватках, но явно не хотели спать.
- А кто это? – спрашивает самый смелый.
- Гости, - отвечает Ирина Соколова. – Они пришли посмотреть, как вы спите.
- Хорошо мы спим, - улыбается мальчик, который этой своей улыбкой озаряет всю сумрачную и тоскливую комнатку.
Пока мы общались с педагогами, в учительский кабинет постоянно забегали дети.
- Можно мы сходим на стадион с домашними поиграть? – отпрашивается восьмиклассник Саша.
Домашние – это обычные дети, которые занимаются в футбольной школе «Сибиряк». Интернатовские ребята любят играть в футбол и бьются на поле до последнего. В этом году интернат привез 10 призовых мест с губернаторских игр среди коррекционных школ Иркутской области. Спорту вообще здесь уделяют много внимания. Педагог Наталья Бочаренок ведет сразу несколько спортивных секций, а в этом году секцию дзюдо на базе интерната открыла и школа олимпийского резерва по дзюдо «Спартак», говорят, это была личная инициатива ее директора Николая Егорова. Кстати, такая же секция по дзюдо несколько лет назад начала работать и в Падунском детском доме.
В кабинете постоянно кто-то крутится – здесь нет закрытых дверей, и педагоги отзывчивы на вопросы и просьбы своих детей.
- А можно мы сходим в магазин и кружку купим? – спрашивает один из подростков.
- Зачем тебе кружка? – интересуется педагог.
- Я свою разбил.
- Сходите, только по пешеходному переходу идите – не бегайте на красный.
Позднее Ирина Соколова рассказывает, что кружек в интернате – хоть отбавляй, но детям нравится совершать простые социальные действия: что-то покупать, куда-то ходить, с кем-то контактировать. Тем более, что они тратят заработанные своим трудом деньги, а это вдвойне приятно.
- Мальчики трудились летом в экологическом отряде, и у них теперь есть собственные карманные деньги. Это важно для них, так они чувствуют себя социально значимыми и активными. Кто-то ходит в магазин, а один воспитанник сберег деньги, чтобы осенью купить для товарищей угощения в честь своего дня рождения, - с улыбкой отмечает она.
В интернате уделено серьезное внимание обучению навыкам плотницкого и столярного дела. Азам трудовых профессий мальчиков обучает талантливый педагог Василий Дятлов. Зайдя в кабинет труда, мы увидели его воспитанника с веником в руках – после занятий дети старательно наводят порядок и убирают свои рабочие места.
- Класс рассчитан на восемь рабочих мест. Обучаем самым азам профессии, делаем табуретки, разделочные доски, тумбы. Получается ли? Получается, и неплохо, - говорит Василий Дятлов, указывая на уже готовую кухонную утварь, вполне, надо сказать, приличную. И я задумалась: а сможет ли обычный мальчишка из обычной школы сегодня сделать табуретку или вырезать разделочную доску?
В жизнь – только через труд
В том-то все и дело, что живут в интернате № 25 необычные дети. Педагоги отрицают формулировку «умственная отсталость» и предпочитают просто называть их особенными, а между собой вообще стараются никак не обозначать статус своих воспитанников. Интернат имеет своеобразный профиль: дети поступают сюда, начиная с 7 лет, и проживают, а также получают среднее образование, до 9 класса, а затем поступают, как правило, в училище.
- Они приходят к нам, уже имея негативный социальный опыт, - из неблагополучных семей, детских домов, приютов. Наша задача заключается в том, чтобы компенсировать этот опыт через положительные черты характера, - говорит Ирина Соколова.
И лучший способ это сделать – социализировать ребенка через труд. Всего в интернате проживает 108 ребят, в основном мальчики – различные отклонения почему-то проявляются именно у мальчиков. Всех их стараются максимально занять делом. В условиях современного города это не так-то просто. В интернатах, которые находятся в сельской местности, дети заняты подсобным хозяйством, много времени проводят на природе.
В городе дети норовят вырваться на улицу, и это связано вовсе не с плохим обращением в учреждении, а с теми самыми особенностями ребят. У некоторых даже есть склонность к бродяжничеству, а это – медицинский диагноз. И вряд ли справедливо обвинять педагогов в том, что иногда их воспитанники сбегают. Ситуации ведь всегда разные…
С такими детьми очень трудно. Их нужно научить работать, научить обслуживать себя. Только в этом их шанс найти себя в дальнейшей жизни.
Таким детям требуется и строгая дисциплина, и постоянное внимание, но главное – их надо любить.
- Когда к нам поступают шестилетние дети и не умеют держать ложку в руках, а потом, в 9 классе, на выпускной вечер эти дети приходят в платьях, сшитых собственными руками, тогда понимаешь, что вся твоя работа была проделана не зря, - говорит Ирина Соколова.
На практике воспитанники школы после основных уроков учатся готовить пищу и даже солить огурцы, шить, делать ремонт, наводить порядок в доме и многому другому. Помимо социально-бытовых уроков дети учатся зарабатывать деньги. Кроме экологических отрядов этим летом местом работы для воспитанников стала агрофирма «Пурсей». Подобная практика полезна в том смысле, что в довольно раннем возрасте дети понимают, что, несмотря на свою непростую судьбу, у них есть шанс стать нужным человеком. И по статистике, сегодня многие воспитанники коррекционных школ пополняют ряды высококвалифицированных рабочих – маляров, плотников, столяров и т.д.
- 80 из 100 наших воспитанников трудоустраиваются, хорошо зарабатывают, даже создают собственный бизнес. Они конкуренты на рынке труда. К счастью, у нас в стране нет дискриминации в отношении воспитанников школ подобно нашей, - отмечает Ирина Соколова.
Общение дороже денег
Но сколько бы здесь занятий ни придумывалось, заполнить день ребят одним трудом невозможно. Они нуждаются в общении, причем, не только со взрослыми, но и со сверстниками. Педагоги подчеркивают, что для любого подобного учреждения внимание дороже любых спонсорских денег.
- В последние годы мы в общем-то материально обеспечены. У учреждения достаточно много друзей, да и государством оно поддерживается на достойном уровне. Мы ждем друзей в нашей школе, отзывчивых и внимательных, - говорят педагоги.
Друзьями в последние годы стали волонтеры из отряда «Вектор добра», творческой группы «Ярко» и другие. Молодые люди раскрашивают в интернате стены, устраивают представления и игры для ребятишек, при спонсорской поддержке дарят подарки в праздничные дни.
Достаточно ли этого внимания? Нет. Никто не заменит семью этим детям. И любить этих детей как своих каждый педагог вовсе не обязан, хотя многих из них воспитанники называют мамами. И пусть всего на 9 лет, но эти ребятишки обретают настоящий дом, где их любят, за них переживают и волнуются. А это дорогого стоит…
Фото Валерия ПАВЛОВА
А Антонцев это бывший учитель труда 46 школы? И кто его поставил руководителем?
ПО РЕКОМЕНДАЦИИ ЗУБАКОВОЙ из администрации,назначил Басюк-министр образования из области