Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Репортажи

Километры памятных дел

21 сентября
Алла Тирских, корреспондент газеты "Знамя"

Буквально накануне нашего разговора с Игорем Михайловичем Пашковым в одном из новостных выпусков федеральных каналов ТВ промелькнул небольшой сюжет о ежегодном французском карнавале. Его организатором неизменно выступает граф по фамилии Пашкофф, поэтому первый вопрос к юбиляру был как раз о его родовых корнях, о семье, о том, нет ли в ней случайно европейских  ветвей.

Со свойственным этому человеку благородством и глубоким уважением к предкам  Игорь Михайлович рассказал, что  в его жилах и жилах его детей течет чистая русская кровь. Уроженец Воронежа Игорь был вторым из пяти детей  столяра Михаила Пашкова и его жены Зинаиды. Правда воронежская биография Игоря была недолгой: город, который стоял на линии фронта по пути немца на Москву, в 1941 спешно эвакуировал заводы, которые впоследствии должны служить армии. Так с родным механическим заводом спецэшелоном на Урал отбыл и глава семейства Пашковых. На службу Михаила Ивановича призвать не могли из-за травмы, еще до войны на столярном станке он лишился пальцев. А на заводе продолжал оставаться ценным работником.  Семья вслед за кормильцем могла эвакуироваться спустя месяц, потом еще столько же Зинаида Григорьевна с тремя детьми добиралась до города Кунгур под Пермью. В Первоуральске, что всего в 120 километрах от места прибытия, и то простояли больше недели.

В Кунгуре на территории завода жилище Пашковых и  других семей работников завода по набору удобств не очень-то отличалось от быта обитателей специальной трудовой колонии, которые в статусе осужденных  работали на эвакуированном заводе. Потом по прибытии в Братск Игорь Пашков снова будет жить рядом с заключенными, но это случится уже через 15 лет. А пока в Кунгуре  он пошел в первый класс. Здесь,  в учительском доме, где одновременно жила и работал директор школы Любовь Дмитриевна Пестерева, ребятишки всех четырех классов получали знания у одной  учительницы. Она еще ухитрялась еще и подкармливать учеников военного времени.

    Начало - начал

. Семилетку Игорь закончил уже в полноценной школе, после чего сразу подал документы в нефтяной техникум на отделение эксплуатации, ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов.

Именно этот факт положил начало долгому, наполненному большими событиями  автомобильному пути теперь уже Заслуженного работника транспорта России, Почетного энергетика РФ, кавалера трех орденов Игоря Михайловича Пашкова. В его трудовой книжке, где записи сделаны отделом кадров только одного предприятия - УАТ , на отведенных для поощрений страницах давно уже стало тесно списку наград. Кадровики сделали вкладыш и там уже 22 наименования наград разного достоинства. Примечательно, что первой наградой нашего именитого земляка стало занесение его имени на Доску Почета предприятия в ноябре 1960 года,  а последней записью отмечено присвоение Пашкову звания Почетного гражданина г. Братска  в сентябре 2007 года.

  Между этими записями почти полвека. И  все эти годы от почета рядовому шоферу  УАТ до высшего признания городом заслуг одного из лучших руководителей Игорь Михайлович просто делал свое дело. Работал, руководил, управлял. Был с людьми и на людях. Поэтому сегодня куда охотнее готов говорить не о своих заслугах, а о том, что за 58-летнюю историю УАТ Братскэсстроя, а ныне ОАО «Братскэнергостройтранс- 1»  свыше тысячи представителей коллектива отмечены орденами и медалями от имени государства.  Еще 410 имеют отраслевые знаки отличия. Пашков никогда не примет выражения – награда как пуля: может и невиновного задеть. Их знаете надо заслужить. Заслужить трудом. И не просто знает, Пашков это видел.57 лет в составе УАТ проработал этот человек, из них ровно 35 - во главе предприятия.

Это было недавно, это было давно

Приезд в Братск в июле 1955-го он помнит как сейчас. Двух выпускников техникума – Игоря Пашкова и Алексея Мосеева распределили в город, где начинала строиться ГЭС. Как люди ответственные, ребята решили ехать заранее и не беда, что денег набралось только на один билет, зато была договоренность ехать поочередно: один на крыше вагона, другой внутри по билету. Через два перегона должны меняться местами. Первым на крыше улегся Алексей, а когда он через положенный отрезок перебрался в вагон, чтобы поменяться местом с товарищем, Игорь уже успел понять, что билеты в этом полу деревянном составе на колесах никто не проверяет. Так и добрались до места.

Местом жительства стала 20-местная палатка с женщиной-истопником на ныне затопленном сосновом берегу, где с боем приходилось брать рабочую столовую. А в случае «провала этой боевой операции» ловить ельцов в Ангаре, чтобы уж совсем не остаться голодом. Местом работы - Нижнеангарагэсстрой, куда главный инженер УАТ Наум Маршак, согласно записи в дипломе, принял Пашкова техником-механиком  бензинового парка  автотранспортной колонны №1. У 17-летнего специалиста в зоне ответственности сразу же оказалось больше сотни грузовиков. При том их обслуживание и ремонт проводились на открытых площадках… Параллельно шло строительство временных стояночных боксов. Здесь же зарождался авторемонтный завод. Через два года всю базу из зоны затопления начнут переносить на постоянное место, но Игорь Пашков к тому времени уже будет солдатом.

 Спустя год работы в УАТе пришло время призыва. На ту пору по достижении 18 лет  вступили в действие и водительские права, полученные еще в техникуме. Служить  Пашкову выпало в танковой дивизии им. А. невского в Забайкалье. Через 30 лет во время участия Братскгэсстроя в строительстве Харанорской ГРЭС Читинской области Игорь Михайлович снова побывает в местах своей службы, но от боевой мощи части там уже ничего не останется.

Возращение с перекрытием

За два армейских года Братск заметно продвинулся в строительстве ГЭС, уже прошло первое перекрытие со льда в 1957 году. Буквально не за горами был решающий штурм Ангары. Эти обстоятельства и желание недавнего солдата приодеться привели Пашкова к мысли поработать какое-то время рядовым шофером. Тем более, что во всю ширь уже разворачивались работы по окончательному перекрытию, за год до заветной даты 19 июня 1959 во всю шла отсыпка дороги, по которой должны были в назначенный час пойти машины к диабазом. Вспоминая то время, И. Пашков рассказывает, что в две смены по шесть дней в неделю на МАЗах, КрАЗах работали водители на отсыпке бечевника, обеспечивая подход к мосту.  Казалось, сил после работы хватит только добраться до койки и упасть мертвецким сном, но не тут-то было: у ворот гаража молодежь уже поджидал комсорг и называл объекты, где необходимо быть для общественных работ. Чаще всего были заняты на стадионе «Труд», где не успевшие отдохнуть от баранки руки вырезали в ближайшем лесу пласты дерна для футбольного поля или разгружали песок под дренажную подушку поля. А за полгода до перекрытия темпы были такие, что за все эти месяцы своего напарника по МАЗ-205 Ивана Чупахина Пашков видел только в минуты пересменки.  

Наряду с множеством статусов и регалий за Игорем Михайловичем Пашковым навсегда закрепится негласное звание участника перекрытия Ангары. И не беда, что, укрощая своенравную Ангару, поглотившую свыше 15 тысяч кубов диабаза, каждый из водителей успел совершить по два-три рейса, они сделали это.

Обложка журнала «Советский Союз» за август 1959 года содержит снимок: на крыше груженого КрАЗа сидит группа шоферов. В одном из молодых уставших парней трудно узнать Игоря Пашкова. Но вместе с тем, это он и другие участники перекрытия. «Мы даже на митинг не попали, - рассказывает Игорь Михайлович. Стоя в очереди под разгрузку, услышали по цепочке из впереди стоящих машин, что Ангара сдалась. Там ведь свыше 60 машин ворочали эти 25-тонны булыжники. Митинг по случаю завершения штурма начался быстро. Весь мыс был усеян людьми. Но мы ничего не видели и не слышали».

В жизни И. Пашкова потом будут и другие штурмы, в том числе и дорога на Усть-Илим. Тогда же после перекрытия ему удалось вырваться в отпуск и погреться на берегу Дона, а вскоре пять суток померзнуть на платформе железнодорожного состава, сопровождая из ремонта автобусы. Стояла глубокая осень, технику загрузили на открытые платформы. Чтобы по пути следования обеспечить стопроцентную сохранность имущества предприятия, сопровождающий в кабине одного из пяти автобусов оборудовал себе спальное место, так и ехал. «Ох, и намерзся же я за дорогу, - вспоминает И. Пашков, – на станциях выскакивал, чтобы взять у дежурного кипяточку, да скудного провианта».  Это было последним испытанием Пашкова в должности шофера. Дальше опять механиком, главным инженером автоучастка, заместителем главного инженера УАТ и до 2012 года  генеральным директором.

Говорим УАТ, подразумеваем Пашков

Все из жизни теперь БЭСТ может рассказать юбиляр. И то, что в рассвет мощи предприятия численность работающих достигала 13 тысяч человек, парк механизмов составлял семь тысяч единиц. Выработка грузов составляла 76 миллионов тонн на километр. С трех первоначальных до 15 автоучастков к середине восьмидесятых удалось развить предприятие, которое впоследствии стало кузницей кадров руководителей автохозяйств заводов и комбинатов, муниципальных учреждений Братска. А еще содержали пионерские лагеря, спортивные площадки. Придя на должность начальника УАТ в 1977 году, Игорь Михайлович помнит то время, когда   предприятие обслуживало все транспортные нужды города, а в его был конный корпус из 100 лошадей. Это был незаменимый транспорт для подвоза продуктов, воды, других мелких грузов в больницы, школы, детские сады Братска. – Говорит И. Пашков.  -  На планерках, когда руководители автоучастков решали вопросы обеспечения запчастями, топливом, начальник конного корпуса Ращупкин просил сено, овес, хомуты для своих четвероногих  трудяг.

Сегодня эти рассказы сродни фантастики, как и то, что во время строительства дороги на Усть-Илим, начальники участков для обмена оперативной информации порой шли по таежным просекам навстречу друг другу по 10-12 километров. Первый дошедший к месту встречи еще должен был какой-нибудь перекус типа ухи из рыбы ближайшего водоема обеспечить товарищу. Так вот жили, зато  250 километров проезда к месту строительства Усть-Илимской ГЭС были построены всего за два года.

Вряд ли всем этим воспоминаниям будет место на юбилейном чествовании по случаю  75-летия Игоря Михайловича Пашкова. Тем более, что пальма первенства среди всех застолий отдана семье, в которой он просто преданный и заботливый муж, хороший отец и любимый дедушка. Три сына, воспитанные вместе с супругой Нилой Егоровной, подарили шесть внуков, младшему из которых Тимофею Михайловичу три года. Есть среди внуков и четверокурсник МИСИ Игорь Пашков, и красавицы внучки.  Конечно, ждут юбиляра и в родном коллективе, хорошие отношения сохранил Игорь Михайлович с директорами ведущих подразделений Братскгэсстроя. Поздравят его друзья по Усть-Илимску, среди которых бойцы строительного болгарского отряда. Какие-нибудь строки из своей песни о том, что работа – мое вдохновение пропоет в трубку народный артист Советского Союза и Болгарии и тоже друг Пашкова Бисер Киров. И все эти признания, поздравления Игорь Михайлович примет с присущим ему достоинством и благородством.

7 отзывов 3277 просмотров

ветеран
21.09.2012 16:47

достойный мужик!

шофера
22.09.2012 15:30

наши вам поздравления,Игорь Михайлович!

правдорубов
22.09.2012 19:35

Ни чета нынешним климу и гогенцвангер!

дед
22.09.2012 23:45

ДА, БЫЛИ ЖЕ ЗАСТОЙНЫЕ ВРЕМЕНА,ТЕПЕРЬ УЖЕ МОЛО КТО ИХ ПОМНИТ. ЗДОРОВЬЯ ВАМ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ!

Второе поколение БратскГЭСстроевцев
23.09.2012 14:56

От имени своего и второго поколения поздравляю Вас, Игорь Михайлович!

михаил
03.10.2012 18:34

ДА

михаил
03.10.2012 18:48

ЗДРАВСТВУЙТЕ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧЬ!!! МНЕ ДОВЕЛОСЬ С ВАМИ РАБОТАТЬ В УСТЬ ИЛИМСКЕ С 1979 года, в АТУ 9, АТП 10 ВОДИТЕЛЕМ.МЕХАНИКОМ, НАЧ ОТК. МЫ ОКАЗЫВАЕМСЯ С ВАМИ ЗЕМЛЯКИ Я ЖИВУ НА РОДИНЕ В ВОРОНЕЖЕ, ВСЕГО ВАМ САМОГО НАИЛУЧЖЕГО В ЖИЗНИ, ЧАСТО ВАС ВСПОМИНАЮ, ПРОЖИЛ В УСТЬ ИЛИМСКЕ 23 ГОДА, НА ПЕНСИИ РАБОТАЮ, ВСЕМ ПРИВЕТ АРКАШОВУ,ВЕДЕРНИКОВУ, СОКОЛОВУ.

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 4 ms for its computations It spent 0 ms in system calls