Я знаю, город будет…

…Столицу края, миллионный Красноярск, и таежную станцию Карабула разделяют 700 километров железной дороги. Всего ночь пути – и ты на маленьком полустанке, откуда до завода рукой подать: каких-то 18 километров. Правда, преодолевая первый из них, ты немедленно вспоминаешь, что одна из двух главных бед России – дороги – в ХХI веке никуда не делась. А местные просеки, проложенные когда-то сквозь тайгу, по большому счету дорогами назвать нельзя. Ухабы и рытвины, замаскированные гравием, летящим из-под колес, словно шрапнель, у иностранцев вызывают ужас, а у нашего, привыкшему ко всему человека – досаду или веселую злость.
Вот придет РУСАЛ…
Евгений Рапацевич, технический директор БоАЗа, намотал по Богучанскому району на своем «уазике» уже не одну тысячу километров: служебный мощный японский джип тягот сибирской тайги не выдержал.
– Я на ухабы научился не реагировать, – комментирует Евгений Анатольевич, пока мы едем со станции в поселок Таежный. – Бессмысленно же! А заниматься дорогами должны местные власти, но то ли руки у них все эти годы не доходили, то ли ждали, что строящийся завод будет им в помощь. В общем, надеются на нас.
Надо сказать, что в Таежном (как и в других окрестных деревнях и поселках) надеются на помощь РУСАЛа и в решении остальных жизненно важных проблем. Здесь плохо с учителями, и только ключи от квартиры, предоставленной РУСАЛом и партнером по проекту БЭМО – компанией «РусГидро», уберегли поселковую школу в прошлом году от отъезда учителя математики. Необходима современная больница, срочно нужен новый детский сад: тот, что есть, переполнен. Без сомнения, все это появится в ближайшем будущем, а пока Таежный только начинает привыкать к статусу нового центра металлургии в Нижнем Приангарье
– Работать бы пошел на вашу железку машинистом, – узнав, что я еду на завод, заявил сосед по купе – железнодорожник, возвращающийся домой из Красноярска. – Вот только заводскую ветку запустите, уволюсь из РЖД сразу: так устал колесить по матушке-России. А тут – работа рядом с домом, и приятель из Саяногорска рассказывал, что платить будут нормально. Деньги-то мне нужны – дом в кредит купил, сын на логиста в аэрокосмическом университете платно учится. Заводу логисты нужны, не слыхали?
Приезжай – и живи
…Новый русаловский дом в Таежном, куда на время командировки меня поселили, внес раскол в местное патриархальное общество. Про пятиэтажку на 167 квартир на самой живописной улице поселка, Лесовозной, в магазине мне одни говорили с восхищением, другие – с завистью: пожить бы в такой – с просторными комнатами и холлами, пластиковыми окнами и новыми электрическими плитами на кухнях.
Вокруг дома строители укладывают невиданную для этих мест брусчатку, разбивают клумбы, где будущей весной жены русаловцев высадят первые цветы.
В перспективе – строительство еще нескольких домов, жилье в которых предназначено для тех специалистов Компании, кто приедет сюда работать.
В квартиры на Лесовозной, в рамках проекта, закуплено и привезено все – от мебели до бытовой техники.
– Я из Хакасии сюда стиральную машину мучилась, везла, – рассказывала Лидия Степанова из отдела ОТ и ТБ Богучанского алюминиевого завода. – А в квартире оказались и холодильник, и телевизор, и ковры – только что из магазина. И стиральные машинки всем привезли.
Лидия Степанова на БоАЗе уже два года. До этого работала начальником ООТиПБ на одном из предприятий в Саяногорске, но от предложения переехать в Таежный отказаться не смогла. Почему?
– Завод уникальный, технологии – новые. Вам здесь в качестве причины приезда девять человек из десяти то же самое скажут, и это действительно так, – засмеялась Лидия. – Правда, у меня лично Таежный еще и с картинкой из детства совпал. Я, когда в первый раз сюда приехала, вышла из поезда, и тут же ахнула: так похоже на Саяногорск, когда он только начинал строиться!
Всесибирская стройка
…Завод из-за поворота появился неожиданно. Сначала бирюзовый корпус литейки, затем – электролизные корпуса первого пускового комплекса, сквозь проемы которых видна похожая на корабельные мачты густая оснастка электролизеров. Газоочистки, аккуратные ряды укрытых брезентом строительных материалов. Ровная, как стол, площадка под пруды-отстойники (БоАЗ, чуть ли не единственное предприятие в стране, предполагает замкнутый цикл производства). Заводоуправление – с вереницей легковых автомобилей с номерами всех сибирских регионов. Участок сборки катодных кожухов, вахтовый городок, где живут строители, механики, водители, крановщики – все те, кто доводит БоАЗ до ума: пуск намечен на первую половину 2013 года. Смена – 12 часов. Вахта – две-три недели.
В сборных домиках, которые выдерживают 50-градусные зимы, комнаты рассчитаны на 6-8 человек. В каждой – тамбур с небольшой кухней, где плита и холодильник. Есть в городке прачечно-душевые комплексы, небольшой магазинчик с электронным терминалом для оплаты мобильной связи.
Драгоценные люди
С точки зрения генерального директора БоАЗа Алексея Картавцева, у предприятия сегодня три проблемы. Одна из них – дополнительное финансирование для продолжения строительства второго пускового комплекса. Вторая – жилье для персонала, который приедет работать на заводе.
Проблема финансирования разрешилась: Наблюдательный совет Внешэкономбанка месяц назад принял положительное решение о выделении БоАЗу денег для окончания строительства в объеме серии. А квартиры и общежития надо строить, причем как можно быстрее.
Помимо этих двух проблем никто не отменял острый дефицит кадров. Алексей Картавцев вместе с директором БоАЗа по персоналу Александром Тананайко вдоль и поперек объездили Богучанский район в поисках будущих металлургов. Не остались в стороне соседние Кежемский и Абанский районы. Однако местные мужики к призывам стать рабочим классом и прийти на завод пока относятся настороженно. В деревнях рассуждают: «Раненько сниматься с мест-то, погодить надо». Потому основным источником доходов здесь остается лесозаготовка.
Алексей Картавцев, как реалист, отлично понимает, что переломить настроения может только время. Однако пуск первой очереди предприятия в общей сложности требует около 900 человек, из них 600 – это основной технологический персонал, 300 – работники сервисных служб. Понятно, что запускать БоАЗ будут лучшие специалисты сибирских заводов РУСАЛа, ремонтников обеспечит «РУС-Инжиниринг». Но здесь, в Таежном, очень ждут квалифицированный персонал со всех предприятий Компании
– Так и напишите: примем всех, у кого есть желание работать на БоАЗе, вместе с женами и детьми, – заявил Евгений Рапацевич. – Будем рады каждому человеку, потому что все, кто знает специфику производства алюминия, драгоценные для нас люди. И пускай не волнуются, приживутся в Сибири, как дома.
А вы Перцева не видели?
Виталия Перцева – недавнего директора дирекции по ремонту технологического оборудования красноярского филиала РИК, а теперь руководителя обособленного подразделения поселка Таежный – поймать удалось только к середине дня.
– Только что здесь был, – говорили на очередном объекте. – Может, на участок сборки кожухов поехал? Ищите.
Виталий Перцев на строительной площадке БоАЗа с середины июля: РИК занимается на заводе монтажом и наладкой оборудования. Объемы гигантские. И скорость работ – тоже. Судите сами: на второй день после приезда Перцева компании «РУС-Инжиниринг» был выделен участок под базу, к концу третьего база из сборных модулей со складскими помещениями стояла, а на четвертый день сюда уже пошла тяжелая техника из филиалов РИК.
На монтаж сложнейшего технологического крана ушли сутки. Первый катодный кожух был собран через пять дней. Участок по их сборке, чтобы не терять время, организовали прямо под открытым небом: на случай дождя предусмотрели специальный тент-шатер, который при необходимости быстро разворачивается над территорией. Провели свет, чтобы не прерывать работу в темное время суток.
Всего РИК дислоцирует на БоАЗе пять участков: по сборке катодных кожухов, спецмонтажных работ, монтажа строительных и технологических кранов, которые прибудут сюда из Кодинска и Красноярска, сборки и монтажа тяжелой ошиновки (норма – один комплект в сутки). Из Хакасии уже переброшен специальный стенд для сборки ошиновки «Шаттл», который увеличивает производительность в полтора раза. Еще один участок будет заниматься монтажом анодных устройств и технологического оборудования.
К последнему дню лета на БоАЗе успели поработать бригады почти всех подразделений «РУС-Инжиниринг». Объем выполненных работ за две недели августа – более 12 млн рублей. Но это капля в море по сравнению с будущими объемами: предполагается, что в год РИК будет осваивать на БоАЗе более чем 1,5 млрд рублей.
… Спрашивать красноярца Виталия Перцева, впрочем, как и саяногорца Андрея Котова – менеджера электролизного производства, иркутянина Михаила Гребенщикова, «ставящего на крыло» литейку, о том, зачем он из миллионного города согласился приехать сюда, на БоАЗ, было, в общем-то, лишним.
– Понимаешь, хотелось что-то сделать с нуля, – сквозь грохот работающей техники, сказал он, буквально повторяя слова коллег.
… А в самом Таежном тишина. Он хоть и считается самым крупным поселком Красноярского края, но пока не стал новым металлургическим центром страны. Еще все впереди.
Светлана ВАХТАНГИШВИЛИ
Информация по проекту:
БоАЗ спроектирован и строится с использованием собственной технологии РУСАЛа РА-300
4 электролизных корпуса, 2 серии, общее число электролизеров – 672. Первый пусковой комплекс – 168 электролизеров.
Замкнутая система очистки воды
Завод оснащен современным оборудованием ведущих мировых производителей (США, Франция, Австралия, Германия)
Общая площадь заводской территории – около 340 гектаров
Проектная мощность – 587 788 тонн алюминия в год
Объем потребляемой электроэнергии – 9,8 млрд кВт-ч в год
Общая численность персонала БоАЗа – 3500 человек


Хватит бы грабить самих себя...
Погибнет тайга, а Дерипаска обогатится на какое-то время.
Кому от этого лучше? Нам, тайге, Сибири, миру в целом или Пукину с Дериписькой? Да, никому лучше не станет.
Природа рано или поздно стряхнёт колоссов на глиняных ногах. Но нам-то сдадким это не покажется.
О, великие умы, начитавшиеся сладких фантастических сказок в треде))) я за попкорном))))
Зайчег, для начала попробуй дышать через раз, это сильно спасет атмосферу Земли от углекислого газа)
Хищники. Хуже любого фашиста.
Чудовища. Называй уже чудовищами. А хищники - это те, кто твоим деткам в условиях хилой экономики будет горлышко перекусывать и хрящиками похрустывать. Наладится с экономикой - будет в чести природа, в любых европах так. Дайте вы стране от депрессий отойти.
Очередной умник с грузинским акцентом появился. Сейчас начнет всех учить и вываливать на окружающих свое глубоко выстраданное, но плохо переваренное.