Как стать сибиряком, но остаться азербайджанцем

Глава азербайджанской диаспоры Али Мовсумов о жизни в Сибири и о национальной идентичности.
Главу диаспоры выбирают земляки. Нет каких-то написанных специальных качеств, которыми он должен обладать. Тут всё просто – либо люди доверяют, либо нет. Меня выбрали – значит доверили.
Мы стараемся быть вместе и в радости, и в трудные моменты жизни. Вместе проводим праздники Новруз Байрам, Курбан Байрам. Азербайджанцы начали приезжать сюда, когда Братск ещё только начинал строиться. Тогда никакой диаспоры не было, просто земляки встречались иногда по разным поводам. Официально диаспора существует с 2003 года. С того же времени мы сотрудничаем с властью города, с правоохранительными органами.
День Победы для нас тоже традиционный праздник. Каждый год в этот день мы приглашаем ветеранов войны, накрываем для них стол, поздравляем. Для нас это честь.
Самая важная для нас задача – сохранить наши на-циональные обычаи, культуру и перенять лучшее от других народов. Вторая и тоже очень важная задача – сделать так, чтобы наши земляки были законопослушными и вели себя достойно, не бросали своим поведением тень на нацию. Каждый земляк должен осадить человека, который ведет себя неподобающе.
Я приехал в Братск в 1996 году, с этого времени многое изменилось во взаимоотношениях азербайджанцев друг с другом. Люди стали роднее. Раньше, чтобы сыграть свадьбу, ездили на родину, в последнее время большинство сочетается браком здесь. На свадьбу собираются почти все азербайджанцы, и все помогают друг другу, как могут.
Смешанные браки – это нормально. Разве у любви могут быть границы? Если люди хотят жить вместе, им нельзя запретить. Главное, чтобы семья была крепкая, чтобы дети воспитывались правильно.
Надо обязательно общаться на родном языке. Я всем об этом говорю. У многих здесь уже давно родились дети, и родились дети у этих детей, но свой язык надо беречь. Все вокруг говорят на русском: в детском саду, в школе, в транспорте, но хотя бы дома надо говорить на родном языке. Если тому, кто родился здесь, доведется на родину приехать, как он будет общаться? Он же будет там как чужой. И надо говорить на родном языке, даже если это смешанный брак. И ребенку не будет хуже, если он будет думать на двух языках.
Книги на азербайджанском языке надо обязательно читать. Многие специально приво-зят их с родины. Я тоже привожу, когда бываю. Прочитаю – даю другим почитать. Это тоже очень важно. Разговорный язык должен дополняться литературным.
Ежегодно в разных странах проводится Всемирный конгресс азербайджанских диаспор. В 2004 году я был на таком конгрессе в Кельне (Германия), в прошлом году конгресс проводился на родине, в Баку. Главы диаспор знакомятся, обмениваются опытом. Происходит объединение всей нации по всему миру. Кроме этого, устанавливаются бизнес-контакты между разными странами, именно посредством диаспор. Надо сказать, что это очень надежные и взаимовыгодные связи.
Как-то давно на городском кладбище я увидел несколько могил, в которых похоронены азербайджанцы. Это неправильно. Человек должен быть похоронен там, где родился. Долг диаспоры - отвезти земляка после смерти на родину. Если его родственникам это не по карману, мы обязательно собираем деньги на этот последний путь и на похороны на родине, чтобы прощание прошло достойно.
Взаимоотношения азербайджанцев с армянами в Братске нормальные. То, что было между нашими народами, найдет своё решение только мирным путём.
Я считаю себя сибиряком. В Братске я живу 16 лет, а в России уже 35. Разве я не сибиряк теперь? Невозможно быть чужим там, где живешь. Но забывать обычаи, традиции и культуру своего народа тоже нельзя.
Родина сейчас снится реже. Всё же здесь моя семья, здесь земляки. Сибирь теперь моя вторая родина. Но когда приезжаю в Азербайджан, никто не говорит: «Али, ты изменился, стал другим». Не в смысле внешности, а внутренне стал чужим. Нет, я остаюсь азербайджанцем.
В СССР было, конечно же, лучше. Мы уверенно смотрели в завтрашний день. Зюганов правильно сказал, что страна, наша общая страна, победила в гражданской войне, в Великой Отечественной войне, у нас было ощущение великой державы. Мы вместе были силой, и русские, и армяне, и азербайджанцы, и казахи, и еще много других национальностей – все воевали с фашистами и победили. Когда СССР распался, потеряли все, и сама Россия, и бывшие союзные республики. И нигде жизнь не стала лучше, чем была.
Я всегда хожу на выборы. Если я гражданин России, значит, я должен участвовать в её жизни. Иначе зачем я получал гражданство? Да, в СССР было лучше, но я не делаю тайны из того, что на последних выборах голосовал за Путина. Потому что желание вновь построить социализм – безумие. Всё изменилось уже, а значит - опять революция, опять гражданская война, опять всё делить. Зачем и кому нужна человеческая кровь? Надо искать другие пути развития.
Братчане этого не замечают, но огромное преимущество нашего города перед многими другими в том, что здесь никогда не было коммунальных потрясений. Тепло, свет, горячая и холодная вода – как по часам и дешевле, чем где-либо. Даже когда в 90-х годах в стране творился ужас, Братск был одним из тех городов, которые тогда выстояли.
Иногда меня спрашивают, какой я веры. На самом деле мне непонятен такой вопрос. Неужели есть разница - мусульманин я, христианин или буддист? Бог один. Людям только кажется, что они верят в разных богов, но так не может быть. Нет какого-то специального, отдельного Бога для, например, русских или азербайджанцев. Я верю в такого единого Бога. Сейчас я как раз закончил читать Коран (и прочитаю его еще раз – хочется запомнить всё, что там написано) и могу сказать, что ни одна духовная книга не учит человека самоуничтожению - убивать, воровать или быть нетерпимым к соседу.
У нас нет понятия «круче» в смысле «лучше». Конечно, все хотят достатка, но нельзя быть высокомерным. Высокомерие глупо и смешно. Еще смешнее высокомерие из-за денег. Такого человека невозможно уважать, и жизнь потом накажет его за эту ошибку.
Мне не нравится в Братске… Нет, если что-то не нравится, то зачем тогда жить в таком городе? Правильно? Экология, конечно, плохая. С другой стороны, есть ли сейчас где-то на Земле идеально чистое место?
Хочется, чтобы Братск развивался и стал еще лучше. Диаспора тоже будет прилагать для этого все возможные усилия, потому что для нас этот город тоже родной.
_________________________________________________
Современная азербайджанская проза на русском языке:
Кама Мамедова. «Принцип Бумеранга».
Нателла Османлы. «Лоллипоп».
Рена Юзбаши. «Воробышек».
Самит Алиев. «Шиза. История любви» (в книге несколько повестей).
