Репортажи
Сжигать нельзя перерабатывать
Куда девать опилки, которые остаются от работы деревообрабатывающих предприятий? В Братске опять остро встает этот вопрос. Три года назад в Гидростроителе уже бушевали пожары на несанкционированных свалках опилок. Тогда весь Правобережный округ был затянут дымом. В этом году тоже уже было три пожара. Правда, пока только, на старых полигонах.
И населению раздавали, и лопатами раскапывали, и КАМАЗами вывозили. Но им ни конца, ни края не видно. Опилки стали настоящей головной болью для местной администрации.
Игорь Пешко, заведующий отделом ЖКХ комитета по управлению Правобережным округом: «В советские времена, как принято сейчас говорить, здесь стояло несколько лесоперерабатывающих предприятий, и на этой территории велась переработка леса».
Предприятий уже 20 лет нет, а отходы от производства до сих пор лежат. Притом в таком количестве, что их объемы сложно даже представить. Этот резервуар с водой местные охотники за металлом откопали не так давно, под почти трехметровым слоем все тех же опилок. От стараний народных умельцев чаще всего на заброшенном участке и бывают проблемы, говорит Игорь Александрович. Только накануне пожар потушили.
Игорь Пешко, заведующий отделом ЖКХ комитета по управлению Правобережным округом: «Чтобы искать на этих бывших территориях леспромхозов металл, который был брошен, в свое время закапывался - не было такого интереса к металлу. Они специально поджигают, чтобы выгорели эти угли и потом уже оттуда доставать металл и сдавать».
Подобных мест с отходами от лесной отрасли немало во всех округах Братска. Куда девать огромное количество опилок не известно и сейчас. Сегодня в Братске существует порядка 80 предприятий, которые заготавливают и обрабатывают лес. Поток отходов от их производства - более 200 тысяч кубометров в год. И они периодически загораются. В центральном округе проблему с опилками почти решили - их сдают крупным предприятиям на переработку, сжигают в печах. Однако в Правобережном округе этот вопрос до сих пор стоит очень остро.
Николай Юшков, председатель комитета промышленной политики и экологии: «Что касается как раз Правобережного округа, значит, опилки собирались и вывозились на котельную от «Телес» и там сжигались. Но, увы, к сожалению, «Телес» обанкротился, и в настоящее время это предприятие обанкротилось».
Пробовали и утилизировать. Два года назад под эти цели возле Гиростоителя выделили карьер. Но объемы опилок, которые туда поступают, пока в разы меньше объемов производства многочисленных ИП и ООО на Правом берегу.
Не надо утилизировать, говорят специалисты, лучше перерабатывать. На лесопромышленном факультете БрГУ уже давно ведут разработки в этом направлении. Из опилок можно делать многое - и биогаз для котельных, и топливные брикеты, и строительные материалы.
Гарик Гаспарян: «Внедрение любой новой технологии требует определенных затрат и требует определенных инвестиций. и это, к сожалению, очень серьезные суммы. Это не десятки, сотни тысяч, это достаточно больше. Это миллионы».
Как показывает практика предпринимателей, дрова из опилок пока существенно дороже обыкновенных. Куда проще получать чистую прибыль и терриконы легковоспламеняемых древесных отходов.
Да уже давно с этим проблемы и давно говорят что вот вот уже будем перерабатывать в пеллеты, а воз и ныне там. Как то помню в 2008 году звонил в администрацию по поводу гари первое что получилось:
1 начали гонять по различным номерам
2 потом того нету этого нету
3 был ответ примерно с таким смыслом: где дым?! нет никакого дыма ничего не горит не выдумывайте!
4 уже звонил в администрацию правобережного округа тоже чутку погоняли по телефонам и наконец попал на нужного человека, но его ответ меня демотивировал окончательно: ничего сделать не можем :(
А еще можно добавить следующее про русский бизнес:
как только будет переработка в пеллеты или во что-то другое, то сразу опилки из бесплатных и никому ненужных превратятся в "ценное сырье" будет сидеть "бизнесьмен" как собака на сене.
Вот оно - непаханое поле деятельности. Вот оно, сырьё, за которое предприимчивые японцы или китайцы платили бы деньги, а то и построили бы на месте производства по переработке опилок в разные полезные вещи - от мебели и стройматериалов до удобрений и топливных блоков. Но - не то "собака на сене", не то "лучше сгорю, да не отворю", а только в головную боль верится слабо. Болела бы голова всерьёз (а не для "отмазки") - вопрос был бы давным-давно решён!
Несколько лет назад была в Новой Игирме, так там давным давно работает котельная на отходах деревопроизводства- опилка. Только вот это предприятие построили японцы. вот выход- зовём японцев- они решат нашу русскую проблемы. Времена меняются, а история повторяется, как с Рюриком
На многих деревообрабатывающих предприятиях стоят такие котельные и не только в Игирме. Дело в том что сжигается меньше чем производится. В пеллеты это очень хорошо, но в раше они спросом не пользуются. Основное их потребление в Европе ну сейчас Китай подтягивается. А чтобы начать только одно оборудование стоит не меньше 10 млн рубликов не считая здания налогов и прочего…. У меня таких денег нет :) к примеру
А вы китайцам или японцам предложите-они махом придумают всему этому применение,только ведь потом заблеют ,что азиаты оккупировали.
Я готов заняться переработкой опилок.