Новости rss
Спектакль про здесь и сейчас
Братский драматический театр завершил театральный сезон новым спектаклем, поставленным по пьесе Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить». Это история о тех, кому уже за тридцать, но еще нет сорока, кто никак не может определиться в жизни, и, как следствие, не в состоянии реализовать себя в обществе.
Персонажи новой постановки – люди из нашей повседневности. Здесь можно увидеть неудачника-мужа и стерву-жену, рублевскую дамочку и опустившегося алкоголика, уверенного хозяина жизни и потерявшего смысл существования интеллигента.
Жизнь без соли
В пьесе есть все – глобальное одиночество и вечный конфликт отцов и детей, супружеская измена и предательство друга, первая любовь и разочарование, болезнь и смерть, бытовое убийство и ненавязчивая мистика. Проблемы героев близки и понятны. Наблюдая за их действиями, невольно ощущаешь, что они – это мы. И тогда становится ясно, почему публику, пришедшую на спектакль, посадили не в зрительном зале, а на сцене. Надо сказать, что такое пространственное решение весьма необычно для Братска.
Главный герой Костя (артист Сергей Терпугов), которого постоянно пилит супруга (Ольга Гонтарева), пытается начать новую жизнь, например, бросить курить. «Буду бороться с чем-то. А то живем как-то… без соли …», - поясняет он жене свое намерение расстаться с дурной привычкой. Однако это не так просто.
Еще сложнее уйти от привычного образа жизни. Впрочем, попытки делаются. После того, как Костю увольняет друг-начальник (Михаил Наприенко), он устраивается на новую работу. Узнав об измене жены, находит новую любовь – Татьяну (Алла Нетеса), к которой испытывал страсть еще в школе. Но его стремление к переменам - только инструмент в чужих сомнительных играх. Трансформируются лишь декорации, а жизнь Константина остается неизменной – без соли… Не получается у него обрести себя и свое место в жизни. Почему? Возможно, потому что жизненный путь необходимо выбирать не спонтанно, а тщательно продумывая, в противном случае все может закончиться трагично, как произошло в жизни главного героя – погибли все, кого он любил.
Эта постановка про здесь и сейчас, и, наверное, поэтому находит отклик в душе зрителя. Ведь чтобы понять этот спектакль, не нужно разбираться в театральном искусстве — достаточно просто глубоко ощущать происходящее на сцене. Впрочем, не ощутить его невозможно, поскольку то, что видит зритель в лучах рампы, каждый день происходит с ним и с его знакомыми.
В спектакле используется ненормативная лексика, поэтому детей приводить в театр, наверное, не стоит. Но посмотреть новую пьесу, думаю, надо. После просмотра хочется остановиться и задуматься – а так ли я живу…
Хотя вполне вероятно, что спектакль, возвращающий в повседневность, не всем понравится. Как заметил режиссер новой постановки Радион Букаев, среднестатистический зритель Братска привык расположиться в удобном кресле и наблюдать, как актеры искрометно рассказывают простую, понятную, желательно легкую историю, которая могла бы увести его от забот, от бытовой суеты и окружающих проблем. Но театр должен быть разным.
Удачный выбор
Почему выбор пал на пьесу молодого драматурга Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить»? Потому что на международном конкурсе современной драматургии «Действующие лица» и на фестивале «Любимовка» ее признали лучшим драматургическим произведением 2010 года. Победила она и на «Конкурсе конкурсов», который проходил в рамках фестиваля «Золотая маска» в 2011 году. «Еще мне эта пьеса нравится. Она в чем-то и про меня», - добавляет режиссер.
Напомним, что спектакль поставлен при финансовом содействии Фонда Михаила Прохорова, основная миссия которого – поддержка и развитие культуры в российских регионах. В начале лета прошлого года Радион Букаев решил представить на грант Прохорова проект с каким-нибудь театром. На город Елец, где он является главным режиссером театра «Бенефис», грант Прохорова не распространяется, он работает только в Сибири. Там и следовало искать соратников. Выбор определила случайная встреча с бывшим однокурсником Сергеем Куцеваловым – братчанином, тоже выпускником Академии театрального искусства имени Бориса Щукина, ныне работающим в Москве. В свое время он поставил с братским театром спектакль «С любимыми не расставайтесь» по Александру Володину и «Провинциальные анекдоты» по пьесам Александра Вампилова. Узнав телефон директора Братского драмтеатра, режиссер тут же позвонил Любови Кудряшовой, представился и предложил подать проект на грант. Любовь Николаевна удивилась, но согласилась, хотя слабо верила в эту затею. И они выиграли.
«Этот грант дает возможность малоимущим театрам пополнить свою техническую базу. На деньги Фонда был куплен проектор, световые приборы, сделан половик, построены декорации. Все это останется здесь, в театре. Я же – заработал гонорар и познакомился еще с одним театральным коллективом», - рассказывает молодой, но опытный режиссер, в арсенале которого 20 постановок с разными театрами. В 2003 году он организовал собственный театр «Сакраментум». Его коллектив участвовал в фестивалях, которые проходили в России, Белоруссии, Армении, на Украине, в Литве, Чехии, Германии, Иране и Испании. Он ставил спектакли с Адыгейским национальным театром, с Лысьвенским и Прокопьевским, Магаданским и Абаканским театрами драмы.
Взгляд со стороны
По признанию Радиона Тимуровича, идея постановки пьесы Дурненкова возникла после жизни в Братске. Он знал, что приедет сюда ставить пьесу на несколько месяцев, но не знал, что это за город, какие здесь живут люди, какой театр, какие артисты. Когда приехал, а это было в начале апреля, неделю осматривался: знакомился с актерами – смотрел их спектакли, ходил по городу - смотрел, как люди живут, чем дышат.
Еще раньше, в конце февраля в Братск приезжала из Москвы художник-постановщик спектакля выпускница ГИТИСа Анастасия Давыдова. Идея сценографии возникала также после того, как она напиталась городом.
В процессе работы над постановкой трудностей у приезжих театральных специалистов не возникало. «Коллектив в БДТ хороший, и работать с ним комфортно. Конечно, не все пьесы можно поставить, поскольку труппа небольшая – всего 16 человек, но когда репетировали эту постановку, я получал удовольствие. Мне даже чуть-чуть жалко, что скоро уезжаю из Братска», - делится режиссер.
В постановке участвует только половина труппы. Ему же хотелось поработать с каждым. Была мысль населить спектакль большим количеством персонажей. Например, посадить старичка, который регулярно бы вставал и предлагал какой-нибудь очередной способ, как бросить курить. Вывести баптистов, которые ходили бы и спрашивали про Бога. Посадить женщину, которая продавала бы сигареты. Однако, приступив к постановке, он понял, что это лишнее.
По мнению Радиона Букаева, единственное, чего не хватает местному драмтеатру, так это главного режиссера, который бы жестко и четко выстроил репертуарную политику и дал коллективу какое-то художественное направление.
Поделился гость из Ельца и впечатлением о Братске. «Известно, что у каждого города, как и у каждого человека, есть энергия. Одни города впитывают в себя энергию, забирая ее из жителей, из приезжих, другие - эту энергию отдают. В Братске энергия направлена на саморазрушение. Каждый второй житель города думает о том, как бы уехать. Отсюда ощущение временности. Мол, я здесь ненадолго, надо лишь определиться, куда ехать – в Красноярск, Новосибирск, Астрахань, Краснодар. Поэтому здесь все «не до» - ни одной идее, делу, человеку, мэру не суждено в этом городе достичь какой-то финальности. Если люди это поймут, возможно, что-то и произойдет», - считает Радион Букаев. Хочется верить, что новая постановка заставит нас поразмышлять над этим и захотеть что-то изменить.
Фото Валерия ПАВЛОВА