Чем живет бесплатная медицина?

Отечественная медицина в последнее десятилетие переживает не лучшие времена. Особенно это ощутимо в небольших городах, таких как Братск, где бесконечные попытки реформирования отрасли дали плачевный результат. Чем живет и как выживает братская медицина, рассказала председатель Братского городского комитета профсоюза работников здравоохранения города Ольга Шаранина.
- Ольга Григорьевна, какие организации входят в профсоюз работников здравоохранения в Братске?
- Медицинские работники города объединены в 20 первичных профсоюзных организаций, куда входят не только областные больничные учреждения, но также муниципальные и частные. Например, сеть муниципальных аптек, санаторий «Братское взморье» и другие. Всего в профсоюзе состоит 3525 работников, в процентном соотношении членство – одно из самых больших в области, около 65%.
- Вы более 20 лет работаете в медицинском профсоюзе и не понаслышке знаете обо всех проблемах в этой сфере. Какой вопрос является самым приоритетным в вашей работе на текущий момент?
- Считаю, что это вопрос заработной платы. В нем существует слишком много противоречий, недосказанности и ущемлений, на мой взгляд. В прошлом году региональные власти доложили в Москву о том, что в нашем регионе выполнен целевой показатель по уровню заработной платы среди медицинских работников согласно Указу Президента. Приангарье заняло первое место в Сибирском федеральном округе по этому показателю. В среднем зарплата у врачей составила чуть более 40 тысяч рублей. И, казалось бы, есть, чему радоваться. Но на деле картина оказалась безрадостной. Показатель уровня заработной платы должен быть связан непосредственно с качеством оказываемых медицинских услуг, а по этому показателю Иркутская область как раз находится на предпоследнем месте в СФО. Дело в том, что достижение такого уровня зарплаты, в частности, в Братске, возможно только при двойной нагрузке на одного врача. В городе все специалисты вынуждены работать на 2 ставки, и благодаря таким тяжелым условиям и выполняется этот целевой показатель. Но, естественно, страдает качество.
- Выходит, что на 1 ставку врачу прожить трудно? Его зарплата в таком случае будет ниже, чем уровень средней зарплаты в регионе?
- Да. Согласно все тому же Указу Президента, уровень заработной платы врача к 2018 году должен возрасти на 200% от среднего по экономике, у среднего медперсонала – на 100%, на текущий момент рост составил 53% - при неимоверных нагрузках на медперсонал. Как будет реализовываться эта задача в дальнейшем, совершенно неясно. В вопросе заработной платы есть еще и определенная доля несправедливости: оклад врача составляет всего 4,4 тысячи рублей, в то время как санитарки – неквалифицированного персонала – 3,3 тыс. И тот, и другой уровень слишком мал, но не должно быть такого, что разница между окладами врача и санитарки составляет всего 1 тысячу рублей. Оклад врача в структуре всей заработной платы должен составлять не менее 60%, в то время как сейчас – всего 40%.
- Вы сказали, что по качеству оказываемой медпомощи Иркутская область – в числе отстающих. В чем это выражается?
- С начала 2013 года в отрасль были введены Стандарты оказания медицинской помощи, где четко прописано, на что может рассчитывать пациент. Однако выполнить все эти требования Стандарта медучреждения порой не в силах – из-за отсутствия оборудования и кадров. Также все учреждения здравоохранения работают в системе обязательного медицинского страхования, то есть финансирование – одноканальное, и через него больницы зарабатывают деньги. Однако установленные тарифы на оплату услуг по территориальной программе госгарантий слишком низкие, к тому же, страховые компании очень жестко подходят к вопросу начисления выплат. До 25% средств в месяц по результатам медико-экономической экспертизы страховой компании больница может терять. А это миллионы рублей. СК не устраивает качество, которое в иных случаях просто невозможно дать. К врачам сейчас пристальное внимание со стороны финансирующих структур – вплоть до того, что могут отказать в выплате из-за неразборчивого почерка врача. Это в определенный период времени стало большой проблемой. Сейчас учреждения переходят на электронный формат работы, но и здесь все не так гладко, ведь медперсонал нужно обучать, а учитывая, что средний возраст работников – за 50 лет, - это тоже непросто. Баланса между качеством оказываемой помощи, требованиями к этому качеству и оплатой труда, организацией рабочего процесса нет, это создает напряжение в отрасли.
- Многие расценивают как низкое качество оказываемой помощи врачебные ошибки. О них мы много слышим и ругаем нашу медицину. Как это сказывается на престиже профессии?
- Самым худшим образом. Судебные иски, которые участились и имеют место быть в нашем городе, - это показатель того, что медицинские работники сегодня не защищены. В цивилизованных странах уже создана система страхования врача от профессиональных ошибок. В нашей стране ответственность несет мед.учреждение, порой это вытекает в огромные суммы компенсаций, которые главврач вынужден брать из фонда оплаты труда, фонда больничных нужд и др. Пока нет понимания, что врач – это не обычная рядовая профессия. Спасать и лечить людей – это огромная ответственность, и медицинские работники нуждаются в защите. По факту этой защиты нет, и не только в вопросе страхования ответственности. Сегодня медработник лишен многих социальных гарантий. Урезаются отпуска, практически не стало бесплатного санаторно-курортного лечения – в прошлом году всего 21 медик получил такую услугу, - не выдается льготное жилье, не оказывается бесплатная высокотехнологичная медицинская помощь. Профсоюз совместно с Общественной палатой РФ борется за то, чтобы у врачей был государственный гарантированный пакет социальных гарантий, иначе в медицину так и не будут стремиться, престиж профессии продолжит свое падение. Выпускники школ, зная о низкой зарплате, незащищенности, продолжат отдавать предпочтение другим специальностям.
- Тем не менее, власти города и региона заявляют, что есть программы по привлечению кадров, и кого-то даже удается привлечь. Так ли это?
- Судите сами: в городе действует ведомственная целевая программа по кадровому обеспечению областных государственных учреждений здравоохранения. Года 3-4 назад она неплохо работала, но и неплохо финансировалась, в год на нее тратилось порядка 10 млн рублей. Со временем ее начали урезать, и сейчас на нее идет чуть более 3 млн рублей. Что можно сделать на такие мизерные средства? Подъемные в размере 150 тысяч рублей, компенсация аренды жилья, льготные места в детском саду – вот, пожалуй, и все. Это полумеры. В прошлом году к нам приехало 30 врачей, из них 15 молодых специалистов. Текучка врачебных кадров из учреждений с выездом из города имеет тенденцию к нарастанию.
- Какие меры вы считаете действенными?
- Например, в этом году мощно перехватил выпускников мед.вузов Иркутский район. По программе «Сельский доктор» молодым специалистам выдали по 1 млн рублей на приобретение жилья. При этом администрация района построила новые коттеджи для врачей. И люди туда поехали. В Братске же нет вообще никакой перспективы приобрести собственное жилье. Его необходимо строить и выдавать по соц.найму, с возможностью последующей приватизациии по истечению определенного срока работы в конкретной больнице. Другой пример: в Тюменской области на уровне региона принята программа о выплате подъемных в размере 400 тысяч рублей, у нас этот вопрос предоставлено решать на уровне муниципалитетов, и решить его на достойном уровне пока не могут.
- Неужели в городе совсем ничего не делается для действенного решения кадровой проблемы?
- Было бы несправедливо так говорить. Положительно можно оценить работу отдела охраны здоровья в структуре управления социальной политики администрации Братска под руководством Татьяны Козиной. Отделом проведено анкетирование братских школьников, 250 учащихся 9-х классов готовы пойти учиться в мед.вузы, и сейчас в планах администрации есть создание трех профильных классов будущих мед. работников. Помимо этого, рассматривается перспектива выплаты стипендии учащимся вузов на отделении педиатрии в размере 5 тысяч рублей с условием трудоустройства будущих специалистов в Братске. Надеюсь, эти меры окажутся действенными.
- Это хорошие шаги, но свои плоды они дадут еще очень не скоро. Пока же мы видим, что власти пытаются оптимизировать и без того плачевную региональную медицину. Например, сейчас обсуждается вопрос объединения двух городских больниц в Братске – ГБ №2 в Энергетике и ГБ №3 в Гидростроителе. Зачем это нужно, и как на это смотрит профсоюз?
-В настоящее время в регионе работает программа развития здравоохранения до 2020года, которая подразумевает укрупнение медучреждений – создание медицинских комплексов. И у нас действительно есть, что укрупнять, например, мелкие учреждения с небольшим штатом работников и относительно близким по профилю оказания медицинских услуг. Однако объединение двух крупных окружных больниц с разными профилями, находящимися на довольно дальнем расстоянии друг от друга, маловероятно. Кстати, подобные попытки уже предлагались и не раз, и не оправдали себя. Если произойдет какая-то ротация кадров, то врачам придется ездить из округа в округ, это трата времени и средств на проезд, неудобства. Объединить хотят с целью пополнения кадров, но обеспечение персоналом в этих учреждениях и так небольшое – в ГБ №3 всего 39%, в ГБ №2 – 55%. Кадровую проблему объединение никак не решит, а только усугубит. Сэкономить на сокращении ставки главного врача – стоит ли ради этого проводить столь масштабную работу? Не уверена. Профсоюз против этого объединения и готовит соответствующее обращение в министерство области по этому поводу.
- В прошлом году кадровый коллапс наблюдался и на городской станции «скорой помощи». Удалось ли там решить проблему?
- Действительно, персонал частично покидал ряды «скорой помощи» в предыдущий год из-за снижения зарплат. Дело в том, что «скорая» не входила в систему ОМС и обеспечивалась из регионального бюджета. В таких условиях зарплаты регулировались определенным фондом оплаты труда, занимать 1,5-2 ставки было нельзя. И люди уходили из «неотложной помощи» в больницы. С 2014 года «скорая медицинская помощь» вошла в систему ОМС, что дало возможность зарабатывать больше, но опять же не всем. Стандартом оказания скорой медицинской помощи было предложено переквалифицировать водителей карет «скорой помощи» в санитаров-водителей, что позволит повышать заработную плату этой категории персонала. В прежней квалификации « водителя» он не попадает под Указ президента о повышении зарплаты среднего медперсонала к 2018 году на 100%. Однако переквалификация требует дополнительного обучения, не все к этому готовы, в том числе и морально. Из 120-ти водителей необходимых для ССМП, переквалифицировались только 21, а процесс должен быть завершен уже к июлю текущего года.
- Одним словом, по всем фронтам пока предстает безрадостная картина. Но может быть и еще хуже, и этого боятся многие: не выйдет ли так, что в скором времени отечественная медицина станет платной?
- Думаю, этого не произойдет. Уровень жизни в нашей стране достаточно низкий, бесплатная медицина – одна из немногих мер социальной политики государства, которая просто необходима. Сделать медицину платной – это значит резко увеличить уровень смертности и заболеваний в стране, что недопустимо. Думаю, понимание этого в верхах власти есть. Есть, несмотря на все проблемы, люди, готовые спасать и лечить добросовестно и ответственно людей вопреки любым обстоятельствам.
Фото Валерия ПАВЛОВА


Пустышка и холуйка без высшего медицинского образования берется рассуждать о проблемах медицины!
"Чем живет и как выживает братская медицина, рассказала…"
Лучше бы рассказала чем живут и как выживают братчане без медицины.