Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Целлюлозному заводу № 2 40 лет

13 марта
Марина МАЛЫГИНА , сайт Лесохимик

Братский ЛПК – это целая эпоха в истории Братска и вся жизнь для многих и многих братчан. Следующий год для комбината – юбилейный, 50-й. Много разного произошло за эти полвека. Мы решили вспомнить если не все, то главное.Но начнем не с начала, а со второй очереди Братского ЛПК. В этом году второму целлюлозному заводу (ЦЗ-2, а в последние года – ЦП-2) исполняется 40 лет. Сегодня это производство беленой сульфатной целлюлозы из лиственных пород деревьев. А когда-то на двух потоках варили беленую хвойную и вискозную целлюлозу.

Вторая
очередь
Увеличение мощностей Братского ЛПК было запланировано с самого начала, еще во время строительства первой очереди. В ЦЗ-2 в одном корпусе объединились поточные линии изготовления вискозной и беленой целлюлозы для высокосортных бумаг. На второй очереди нашли применение новинки технического прогресса в целлюлозном производстве. Так, впервые в стране были освоены варочные котлы непрерывного действия с диффузной промывкой мощностью 826 тонн в сутки каждый, смонтирована система горячего сортирования, позволившая сократить расход свежей воды и уменьшить количество сточных вод. Также были установлены промывные фильтры «Камюр» длиной 14 метров и производительностью 800 тонн в сутки; отбельная установка для производства беленой сульфатной целлюлозы мощностью 725 тонн в сутки; пресспат с пятиярусным расположением цилиндров производительностью 725 тонн целлюлозы в сутки. Под одной крышей здесь разместились варочный, промывной, очистной, отбельный, сушильный цеха и склады готовой продукции. Основные производственные емкости, отбельные башни, башни хранения и другие были вынесены из главного здания. Все это уменьшило размеры производственного корпуса и протяженность различных коммуникаций.

Есть товарная продукция
В январе 1974-го на ЦЗ-2 была произведена первая целлюлозная масса. С 21 марта начался пуск всей технологической линии. Так, 24 марта с 8.45 началась обкатка выпарного оборудования на щелоке. 29-го - варка целлюлозы велась полным ходом, а утром 30-го марта бригада сеточников приняла на сетку пресспата целлюлозную массу.
2 апреля на склад готовой продукции отправлены первые 25 кип еще небеленой целлюлозы. 3 апреля Госкомиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию на ЦЗ-2 технологического потока по производству 250 тысяч тонн в год по варке небеленой целлюлозы.
2 декабря 1974 года на втором заводе выпущена беленая целлюлоза. Продукция полностью отвечает техническим условиям. Первая партия этой целлюлозы отгружена бумажной фабрике «Маяк революции» в город Пензу на выработку бумаги высокого качества. 30 декабря приняты в эксплуатацию мощности по производству 285 тысяч тонн беленой целлюлозы в год на ЦЗ-2. Таким образом, общая мощность БЛПК по производству целлюлозы была доведена до одного миллиона тонн в год.

Кто такой
диффузорщик
Старший диффузорщик Лидия Бондаренко пришла на завод в январе 1974-го, когда оборудование промывного цеха еще монтировалось. Но котел уже начал варить целлюлозную массу. В кадрах девушку направили лифтером, хотя, конечно, какие там еще лифты на строящемся заводе. «Пойдешь диффузорщиком?» –спросил начальник цеха. «Пойду», – почему-то сказала Лидия, сама не зная, что это такое – до приезда в Братск работала в Улан-Уде на авиационном заводе.
Ее практически сразу поставили в смену. И пока оборудование не было введено в эксплуатацию, вместе с такими же новенькими, но, конечно, в сопровождении старших ходила по отметкам, изучала трубопроводы, насосы, убирала строительный мусор. Удивительным казалось, откуда старший знает, какой это трубопровод, и от какого насоса он идет. Казалось, ей самой никогда не освоить все эти производственные премудрости.
Спустя месяц или два (теперь уже не помнит) началась обкатка оборудования на воде и длилась довольно продолжительное время. Потом пошла целлюлозная масса.
В смене Лида познакомилась с диффузорщиками Валентиной Сухих (потом она уехала в Коряжму), Фаиной Анисимовой, Зинаидой Черкашиной и многими другими. Были среди них не только новенькие, но и те, кто уже приобрел опыт работы на первом заводе. В их числе Маргарита Яшина.
Варщиками работали Виктор Веселов, Виктор Яшин, Павел Вохмянин, Юрий Денгаза. Всех не запомнишь.
– Раньше смены были большими, – поясняет Лидия Николаевна. – Мы же двумя потоками работали, только нас, диффузорщиков, было человек 11.

По колено
в массе
Пуск, говорит Лидия Бондаренко, был очень тяжелым. Оборудование не шло, фильтры заправляли по восемь-десять часов. Массу в ванну подают, а она оттуда льется. Из емкостей тоже переливы случались – и все это парило. Пока однажды не переделали схему подачи массы, тогда все прекратилось. Работать стало легче.
Узел отхода сучков реконструировали. Он на 44-й отметке находился. Высоко очень, и, когда насос выбивало, лифт весь в массе был, приходилось по лестницам бежать. А навстречу масса идет потоком, с сучками, щелоком, пока до нужной задвижки не добежишь и не перекроешь.
Сортировки новые установили. Прежние то и дело забивались. Только массу подашь, слышишь, завизжала. Останавливали, вскрывали и, кто лопатами, кто скребками, чистили оборудование.

Молодо –
весело
Впрочем, трудности не замечаешь, когда сам молодой. А молодежи на завод пришло предостаточно. Даже «старичкам» с первого завода было около 40 и меньше. А в середине 70-х коллектив пополнили демобилизованные солдаты. Николай Раговский, Сергей Парилов. Это время Лидии Николаевне особенно напомнили молодые ребята, которые трудятся сегодня на новой хвойной линии.
– Как дружно мы жили, – рассказывает Лидия Бондаренко. – Отметки заливало, а кто будет убирать?! Вот мы оставались и убирали. И варщики, и электрики, и слесари – без всякого, никаких возражений. Бывало, работаем, например, до 12 ночи, потом до двух, трех убираем, а потом пешком домой идем – автобусы-то уже не ходят.
После работы тоже частенько встречались, особенно на лыжах любили выходить. В «отсыпной» сменой зачастую собирались и - на Ангару с палаткой, ночевкой. Как жаль, что многих уже нет – ушли с завода, ушли из жизни. Но главное, что работает предприятие – жизнь продолжается.

30 лет вместе
с заводом
Из 40 заводских лет 30 здесь работает Анатолий Востриков – сегодня ведущий инженер-технолог варочно-отбельного цеха. Приехал из Архангельска, десять лет работал варщиком, затем назначили заместителем начальника цеха. С тех пор менялись названия предприятия, названия должности, но должностные обязанности оставались прежними - контроль, контроль и еще раз контроль за технологическим процессом варки и промывки.
Тогда, в год приезда Анатолия, завод работал стабильно, двумя потоками. На одном варили хвою, на другом – вискозу. Но впоследствии экономические трудности комбината, просчеты в технологии привели к консервации одного потока. Особенно большие проблемы были связаны с карамелизацией сит, то есть осаждением на них затвердевшего лигнина.
Удачно скомпонованный вискозный котел оказался более подходящим для варки лиственных пород, поэтому в конце 90-х его оставили в работе. Конечно, он варил и хвою, но качество уступало.
Истории без людей не бывает, и Анатолий Тимофеевич с благодарностью вспоминает тех, кто вел его по профессиональному пути. У Александра Бореева он начинал с подручных, учился непосредственному ведению процесса, навыкам управления котлом. Очень многое дал Юрий Денгаза.
– Внимание при ведении процесса надо обращать на все, – поделился Анатолий Востриков. – Как идет загрузка, как удержать котел в режиме, как не нарушить параметры. Старший варщик должен чувствовать котел. Это, конечно, дает многолетняя практика. Варщик не получится, если он не видит процесс.
Сегодня, по мнению Анатолия Тимофеевича, варщики работают профессиональные, грамотно управляют технологией, кончиками пальцев чувствуют процесс. Среди них Александр Коробейников, Вадим Дудник, Сергей Парилов, Сергей Белоног, Василий Бондаренко.

От социализма к капитализму
Переходный период переживали нелегко. Экономические сбои, ломка прежних устоев и отношений в стране вообще все это сказалось и на заводе. Участились простои: то щепы нет, то запчастей, химикатов, денег…Призрак закрытия постоянно бродил по промплощадке в то время.
 Но, к счастью, предприятие удалось сохранить. Компактный, не требующий больших временных затрат при выдувке и загрузке массы, умело эксплуатируемый котел – основное оборудование потока – в большой мере способствовали тому.
Во все годы специалисты завода постоянно работали над улучшением процесса, увеличением производительности. Так, последовательно соединили ступени промывки, сделав пять ступеней для лучшего качества промывки. Сохранили очистные отделы обоих потоков, что дает возможность при необходимости отдельно работать на беленой или на вискозной станциях. Этим сократили аварийность – если выходит из строя одна станция, временно переходят на другую.
В середине 90-х приобрели новое очистное оборудование фирмы «NOSS». По словам Анатолия Вострикова, очень хорошо себя зарекомендовало, и сегодня сортирование в основном идет через него. Заменили барабаны на фильтрах, что увеличило качество промывки целлюлозы.

День
сегодняшний
Новинка дня на производстве – реактор кислородно-щелочной делигнификации (КЩО). Оборудование смонтировано в рамках проекта «Большой Братск» и сегодня обкатывается. В первый раз подали массу без подачи химикатов, затем пропускали с подачей кислорода, каустика и грели паром. Тем самым проводили дополнительную делигнификацию целлюлозы после котла и двух ступеней промывки. Дальше после реактора – следующие ступени промывки. Положительные результаты увидели все – снижение потребления хлора было очевидно.
Диффузорщики прошли обучение по эксплуатации нового оборудования, с которым раньше никогда не сталкивались. Сегодня есть представление о процессе, есть возможность самим вести операцию КЩО. Конечно, еще не очень умело, но при нормальных условиях все это преходяще.
В одной статье трудно уместить 40 лет, да еще и перспективы на ближайшие полвека обозначить. Главное – завод живет своими людьми – теми, кто запускал оборудование в 1974 году, кто давал пятилетку за четыре года, кто научил работать уже два поколения лесохимиков, кто сегодня сидит держит руку на пульсе Производства лиственной целлюлозы. ЦЗ-2 живет и развивается благодаря своим людям!

0 отзывов 2176 просмотров

Комментариев пока нет

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 8 ms for its computations It spent 0 ms in system calls