Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Книга Октября Леонова в журнале "Северо-Муйские огни"

23 января

Книга Октября Леонова "Полторы тысячи километров раздумий", написанная о Чукотке в далекие 60-е прошлого столетия, начала публиковаться в журнале "Северо-Муйские огни"(Бурятия). Вышел последний номер журнала за прошлый год с путевыми заметками историка и журналиста.Как сообщил редактор журнала Виталий Кузнецов - весь 2014 год издание будет публиковать книгу известного братского историка Октября Леонова. Так будет отмечено 90-летие Октября Михайловича. А тем временем,журналист и вдова историка Эмма Зачиняева на днях сдала в городскую типографию рукопись и надеется,что к лету , хоть и небольшим тиражом, книга увидит свет. Предлагаю вниманию читателей предисловие,которое Эмма Петровна написала к путевым заметкам О.М.Леонова.

1500 километров пути на собачьих упряжках, 48 суток среди Белого Безмолвия чукотской тундры


– это лишь один момент из 55-летнего срока земного пребывания, отпущенного Октябрю Михайловичу Леонову. Уроженец села Салтыковка (в 18 километрах от Курского вокзала г. Москвы), он еще в школе проявил себя лидером оппозиции, но оппозиции конструктивной. Например, весь класс срывался с урока в кино, а он с несколькими товарищами оставался.
Когда началась война, ему было 16 лет, и он пошел в военкомат - проситься на фронт. Прослужил в армии с 1941 по 1945 год в летном полку механиком, поэтому, будучи человеком скрупулезной честности, фронтовиком себя никогда не считал и к званию ветерана ВОВ, к которому был причислен, относился скептически: «Я же в боях не участвовал», - говорил он.
После войны Октябрь Леонов 3 года проучился в Хабаровской ВПШ, но диплома не получил, так как был исключен из партии: были у него какие-то разногласия с партийными боссами, а скрывать он их не стал, стоял на своем. Второй раз вступил в партию – и с тем же конечным результатом. Пик его партийной карьеры – зав. отделом пропаганды и агитации Магаданского горкома партии, где он опять-таки не сработался с высшими инстанциями. Пытался реализовать себя на поприще журналистики: работал на радио Чукотки, Сахалина, в Приморском крае. Тогда то и была написана книга «1500 километров раздумий» - о проблемах Чукотки, но к изданию ее не допустили.
В 1967 году приехал в Братск и устроился работать на телевидении. И опять не сработался с руководством. В 1968-м – занял пост первого ответственного секретаря Братского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Здесь он задержался на 10 лет, вплоть до своей кончины.
Его пребывание на этом посту совпало с процессом затопления ангарских деревень в связи со строительством Усть-Илимской ГЭС. Леонов понимал, что предназначен для чего-то большего и решил, что создание музейного комплекса под открытым небом «Ангарская деревня» - последняя возможность оставить свой след на земле. И полностью отдал себя новому делу, заразив этой идеей своих верных помощников - Галину Штеле, Наталью Луканкину, Раису Дубынину и др. Будущий музей собирали буквально по бревнышкам. Последние годы его жизни прошли в непрерывных экспедициях по зоне затопления, разбору выбранных экспонатов, их маркировке, а параллельно – пробиванию проекта в инстанциях, от которых зависел благополучный исход Дела, выколачиванию денег на его реализацию, упрашиванию, уговариванию нужных людей. Стоит еще отметить, что в ходе этих путешествий Леонов открыл на берегах Ангары галерею наскальных рисунков древнего человека – Дубынинские писаницы…
Его признавали, уважали, считались с его мнением такие люди, как академик А.П. Окладников, доктор архитектуры, автор реконструкции знаменитых Кижей А.В. Ополовников. А здесь, в Братске, иногда создавалось впечатление, что Ангарская деревня нужна только Леонову да его соратникам, а отделу культуры горисполкома было бы гораздо легче, если бы Леонов просто занимался сбором членских взносов…
Мало того, к нему был специально приставлен «товарищ» из КГБ, который отслеживал все его действия. Для местных чиновников он был «персоной нон грата». Воплощению идеи в жизнь чуть не подкосил возникший по неизвестной доселе причине пожар, превративший в пепел часть вывезенных экспонатов.
… К лету 1973 года из мест предстоящего затопления еще не было вывезено 2 усадьбы. Октябрь Леонов, будучи простуженным, поехал за ними и вернулся из экспедиции с двусторонним воспалением легких, что и привело его к смерти. Последние годы у руля ВООПИиК стоит Галина Ефимовна Ступак, продолжая традиции, наработанные О. Леоновым.
… 20 лет имя Октября Михайловича Леонова было под запретом. И лишь в 1999 году его впервые с трибуны произнес ближайший друг, художник, краевед, охотник, местный сибирский абориген Спартак Михайлович Арбатский, для многих открывший это имя заново. С тех пор пресса заговорила о нем, в основном – накануне юбилеев. Витает в воздухе идея – соорудить ему памятник, либо назвать его именем улицу… Но дальше разговоров дело не идет. В городской администрации ответ один: нет денег…
Накануне его 90-летия, которое состоится 26 октября 2014 года, братский журналист Владимир Монахов выступил с предложением – выпустить к этой дате одну из книг О.М. Леонова – «1500 километров раздумий». На эту удочку «клюнула» вдова О.М. Леонова – Э.П. Зачиняева – при моральной поддержке людей, которые его знали и ценили.
И вот ты, Читатель, держишь в руках эту книгу. Она – не только о людях далекой Чукотки, но и о человеке, который ее написал…

Эмма ЗАЧИНЯЕВА,
журналист



Но как сказал поэт и фотохудожник Евгений Рыбаченко:

"Леонов - единственная личность в истории Братска, которая достойна воплощения в памятнике.Но официальный монумент оскорбит даже и после-послесмертную душу настоящей личности".


Портрет О.М.Леонова работы Николая Чумаченко(Братск)

9 отзывов 2160 просмотров

Хоть к юбилею
23.01.2014 17:58

увидим книгу. Этот человек заслужил большего!!!!!!!! А в городе как всегда - нет денег. Вот кому памятник надо ставить!!В Ангарскую деревню-то все едут!!!!!!!! А вспоминаем об этом уникальном человеке только по поводу юбилея!!!!!!! стыдно должно быть городским властям!!!!

...!
23.01.2014 18:15

Добрая память лучше, чем официальный монумент, об этом даже в публикации…
А впрочем, даже и сама Ангарская деревня может быть имени Леонова. Просто и со вкусом… название: "Ангарская деревня Леонова".

Алла
23.01.2014 20:14

Властям, конечно, можно попенять, только не сегодняшним. Они, в силу молодости, имеют право не знать об Октябре Леонове. Этого человека затерли те, кто правил в стране и городе в период КПСС. Когда мы сегодня, порой, говорим, жили тогда хорошо,весело и ели колбасу за 2.20, надо бы еще помнить и об оборотной стороне того режима и избирательных ценностях. Думаю, в памятнике трудно отобразить глубину и неординарность личности Октября Михайловича. Не уверена, что ему самому захотелось бы видеть себя в диабазе или бетоне. Его книги - и есть самая полная память. Спасибо Эмме Петровне, что обратилась к наследию мужа.

Максим
24.01.2014 08:03

С нетерпением буду ждать выхода книги.

Галина Бельская
25.01.2014 09:57

Судьба Октября Михайловича Леонова уникальна. Его вдова, известный журналист Эмма Зачиняева написала краткое предисловие для книги Октября Леонова "Полторы тысячи километров раздумий", которую начали публиковать в журнале "Северо-Муйские огни". Эмма Петровна, с горечью конечно, отмечает каким нелегким был жизненный путь этого незаурядного человека. Годы и годы потратил он на борьбу с системой, в которой человек ничего не стоил. Он видел гибель этой системы, когда об этом не следовало даже думать. Мне кажется уникальность, единственность этого человека не укладывается в обычные слова, когда пишут о смелых и героических людях. На восточных просторах нашей необъятной страны он силою своего характера не уставал доказывать всем, кто его окружал, кто шел рядом с ним и делал с ним одно дело, что человек все может, человеку все подвластно. Он преодолевал природу в самых мрачных ее проявлениях, но человеку он отдавал предпочтение. И сам, как гигант творил свою непреклонную судьбу.

Галина Бельская
25.01.2014 09:57

Братску повезло!! Он заложил алгоритм памяти об этой земле. Он, нездешний житель, москвич, всей своей душой разумел трагедию реки Ангары, уходящих навсегда под воду земель и , сколько было сил, тянул на сушу отметины,прошедшей здесь когда-то жизни. Он был отмечен божественным даром исследователя и писанницы открылись ему в своем великолепии. Природа, конечно, в избытке дала ему и силу и талант, не дала только власть, потому что власть принадлежала тем, у кого были совершенно иные цели. Но он смог! Его имя под запретом, а дело его продолжается. Какие сильные душевные порывы он переживал, задумывая " Ангарскую деревню"!! И его сильные душевные порывы, его уверенность в продолжении дела остались для потомков неизменными.

Наймиушин
25.01.2014 14:12

Как сказал ВВМ - пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…

а кто такой
26.01.2014 12:11

даже не знаю,а читать много буков не охота…

поставим памятник
29.01.2014 13:27

и все его запомнят навсегда…

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 8 ms for its computations It spent 0 ms in system calls