Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Посадите меня в тюрьму, или Как помогают адаптироваться осужденным

18 ноября
Венера ЛИСКИНА , сайт Лесохимик

У осужденных возникает масса проблем, связанных с их реабилитацией или, как модно сегодня говорить, с ресоциализацией. О том, что это за проблемы и как их решают в Братске, наш разговор с Анной Вторушиной.

- Тех, кто совершил преступление, не очень-то ждут дома, а иные сами не хотят возвращаться к родственникам. Во многих городах России созданы центры кризисной помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, имеются элементарные ночлежки для людей без определенного места жительства. Куда идут бывшие осужденные в Братске?
- В Братске на улице Янгеля, 22 есть центр социальной адаптации для бездомных и безработных. Инспекторы УИИ по мере необходимости обращаются к его директору с просьбой устроить своих подопечных, но, увы, места там расписаны на два года вперед, и попасть туда сложно. Впрочем, иногда это удается. Но не всегда.
Есть в городе еще один центр социальной адаптации людей, освободившихся из мест заключения, который более десяти лет назад открыла семья Туровых в жилом районе Чекановский. Организаторы центра помогают восстановить документы, получить временную прописку, дают койку-место, а человек за это должен работать на лесопилке, оплачивать коммунальные платежи и свое содержание. За последние два года инспекция устраивала в данный центр несколько своих подопечных. Условия - не роскошь, но хотя бы есть все необходимое для жизни: крыша над головой, еда, тепло, работа...
Но и туда далеко не все могут попасть.
Одному условно осужденному пришлось долго мыкаться. Еще пару лет назад Сергей работал водителем. Попал в аварию и стал инвалидом. Жена бросила мужа-калеку, а поскольку квартира принадлежала ей, он остался на улице. В основном жил на автостанции, в подвалах, у знакомых. Пока бродяжничал, украли паспорт. Нашел старика, нуждающегося в уходе, поселился у него и стал ухаживать за ним. Однако вскоре об этом узнали дети престарелого мужчины и выгнали Сергея. Чтобы выжить на улице, он начал воровать. Так и оказался в уголовно-исполнительной инспекции. По ходатайству инспекторов ему восстановили паспорт. Подыскивая Сергею жилье, сотрудники инспекции предложили обратиться в реабилитационный центр с религиозным уклоном. Оказалось, что он и сам туда наведывался, но система таких центров построена на самосодержании, и инвалидов там не жалуют. В центр Туровых он не подходил тоже, там работать надо, а он не мог по состоянию здоровья.
Тогда по ходатайству инспекции и по желанию самого Сергея его направили в реабилитационный центр «Воля», где занимаются не только лесообработкой, но и сельским хозяйством, переработкой продуктов животноводства. И хотя там проходят реабилитацию наркозависимые, руководители центра не отказали в помощи инвалиду – пообещали подыскать ему легкий труд.

- Несовершеннолетнего в такие центры не пошлешь, а в УИИ на учете, как известно, десятки условно осужденных ребят. Наверняка находятся те, кто тоже нуждаются в помощи. Как им помогаете?
- По-разному. В основном осужденные несовершеннолетние, состоящие на учете в инспекции, все же проживают в семьях, хоть и не всегда благополучных… Но бывают случаи, когда семья отказывается от ребенка. Например, случай с Сашей, который стоял у нас на учете. Отца у него не было. Мама – «бизнесменша» устроила свою личную жизнь, но сын с отчимом не ужился и ушел жить к бабушке с дедом. Дедушка работал в лесу, хорошо зарабатывал и баловал внука. Но, к сожалению, он все время пропадал на вахтах, и подросток жил в основном с бабушкой, которая наблюдалась у психиатра. Она все время на мальчика кричала, в его комнате могла все перевернуть. Чтобы избежать стычек, мальчишка врезал замок в дверь. Однажды вернулся домой поздно и закрылся в своей комнате. Женщина начала ломиться в дверь, не достучавшись, полезла к внуку по карнизу и разбилась. Прокуратура обвинила ребенка в смерти бабушки - якобы он столкнул ее с карниза. И хотя следствие вину не доказало, дед выгнал мальчика из дома. Саша стал бродяжничать, ночевал в подъездах. Связавшись с дурной компанией, угнал машину, за что и получил условное наказание.
В инспекции не знали, что делать с таким ребенком. Все родственники от него отказались. Пришлось отправить подростка в приют «Гаврош», но там у Саши не сложились отношения со сверстниками. На второй же день он убежал. Когда его пытались снова послать в «Гаврош», подросток уперся и сказал, что лучше уксус выпьет, но туда больше не поедет. Что делать? Социальных гостиниц для несовершеннолетних нет, а в реабилитационные центры их берут только с письменного разрешения родителей. И лишь в одном центре мальчика приютили. Повзрослев, Саша стал служителем церкви. Потом уехал в Красноярск, получил там какой-то высокий сан. Недавно приезжал - такой взрослый, серьезный, интересный. Сотрудники инспекции рады, что парень не стал наркоманом, не спился, не слоняется по тюрьмам.

- Не секрет, что еще одной серьезной проблемой для осужденных является отсутствие документов.
- Безусловно. Если из мест лишения свободы теперь обязали выпускать с паспортами, то условно осужденных эта норма не коснулась. Между тем в настоящее время в Братске на учете в УИИ состоит более тысячи человек, и у многих из них нет удостоверения личности. Без этого документа нельзя ни на работу устроиться, ни прописаться, ни социальную поддержку получить. Чтобы восстановить паспорт, надо либо собрать справки, либо заплатить административный штраф, а это две тысячи рублей. Денег нет. Вот и возвращаются многие на скользкую дорожку.
Инспекция по мере необходимости ходатайствует перед паспортным столом о восстановлении утерянных документов осужденным. За этот год было выдано 47 ходатайств, в итоге 40 человек получили паспорта.

- Помимо паспорта при устройстве на работу нужна еще и прописка. Жилье же у большинства осужденных временное. Что здесь можно предпринять?
- По возможности помогаем мы и с временной регистрацией - договариваемся с центром социальной адаптации для осужденных в поселке Чекановский. Осужденным оформляют временную прописку на условии возмещения ими затрат на коммунальные услуги.

- Еще один непростой вопрос – трудоустройство. В колонии люди говорили, что их из-за судимости не брали на работу, а потому они вынуждены были снова пойти на грабежи и разбой. Как работодатели узнают о том, судим или нет человек? И как инспекция помогает с трудоустройством?
- У нас на учете есть категория осужденных, которых необходимо трудоустроить, чтобы они смогли выплачивать долг государству или физическому лицу, и тут не скроешь, что человек был осужден. В остальных случаях информацию о чьей-либо судимости инспекция не распространяет.
Что же касается трудоустройства, то УИИ заключила соглашение с центром занятости об оказании помощи осужденным, которые испытывают трудности в получении работы или приобретении профессии. В течение этого года осужденным, нуждающимся в трудоустройстве или в получении образования, выдано 97 направлений. 40 из них обратились в центр занятости. Из них семеро трудоустроено, трое признаны безработными, трое прошли обучение или переобучение, 27 зарегистрированы как ищущие работу.

- С какими еще проблемами обращаются в инспекцию?
- С самыми разными. Например, как-то к нам пришла школьница Алена, состоявшая на учете как условно осужденная, и попросила посадить ее в тюрьму. «За что?» - всполошились инспекторы. «Просто так. Там тепло и сытно. И не надо думать, как выжить», - ответила девочка. Мама ее была в заключении за торговлю наркотиками, отец «от растерянности» запил, и девочка жила год в квартире одна, без электричества, без еды. При этом продолжала ходить в школу. Когда стало совсем невмоготу от голода, отняла у сверстницы сотовый телефон, продала и купила продукты. Алене почти ничего из еды не досталось - папаша вернулся из очередного загула и все съел, а девочку-подростка осудили.
Инспекторы обратились за помощью к депутату Заксобрания Андрею Кайдашу. Его помощник сделала тогда очень многое для Алены: девочку обули и одели, организовали трехразовое питание в школе, приобрели бесплатный проездной на троллейбус. Кроме того, в управлении соцзащиты оформили все полагающиеся меры соцподдержки - разовый продуктовый паек, канцелярские принадлежности для занятий в школе, путевку в оздоровительный лагерь. Чуть позже вернулась мама, и жизнь у девочки наладилась окончательно.

- Со следующего года под контроль уголовно-исполнительных инспекций, помимо условно осужденных, планируют передать еще и освобожденных условно-досрочно, что наверняка увеличит число нуждающихся в социальной помощи. Как вы думаете с этим справиться?
- Мы надеемся и на дальнейшее сотрудничество и поддержку тех организаций, которые содействуют в оказании помощи осужденным, а также на понимание городского сообщества.

От автора:
То, что делается сегодня в Братске да и в других городах России, увы, не решает проблемы. Преступников было бы меньше, если бы им давали шанс вернуться в нормальную жизнь так, как это делается, например, в Германии. Там созданы специальные центры ресоциализации, где с бывшими заключенными или условно осужденными в обязательном порядке работают психологи и социологи, помогая решать бытовые вопросы и адаптироваться в обществе. Кроме того, на первое время их обеспечивают пособием, позволяющим до устройства на работу иметь средства на существование. Там есть предприятия, которые трудоустраивают этих людей, открыты социальные гостиницы. Из этого центра человека отпускают только тогда, когда видят, что он уже полноценный гражданин общества.


Фото Валерия ПАВЛОВА

1 отзыв 1534 просмотра

хрен с горы
19.11.2012 15:34

\\\\\Преступников было бы меньше, если бы им…\\\\\
если бы им за преступления каждый раз отсекали какие-нибудь ненужные части тела. Да, я мечтатель. В отличии от дебилов, которые могут и дальше пытаться замасливать тех, кто не понимает никакого языка кроме языка грубой физической силы.
Зайчику с фотки и всем остальным - встретиться в темном углу с вчерашними подопечными. Без спасительной формы.

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 0 ms for its computations It spent 4 ms in system calls