Блоги
Валентина Черноусова: «Пока живет город, живет и его культура»
Валентина Викторовна Черноусова – человек незаурядный. Заместитель председателя городского Совета ветеранов по культурно-массовой работе, она давно стала «лицом» ветеранской культуры Братска. Причем, красивым «лицом». Неравнодушная, энергичная, яркая – она делает все возможное, чтобы сохранить для будущего все лучшее дня вчерашнего и сегодняшнего. Она занимается просвещением и духовным воспитанием, то есть тем, что мы называем культурой.
- Валентина Викторовна, что вас привело в культуру?
- Сегодня попасть в культуру может кто угодно – любой человек, без образования, даже без желания. В наше время такое было невозможно. В Братск я приехала из Липецкой области, а закончила Московский институт культуры по специальности дирижер. В Братск меня пригласили заниматься культурно-просветительской работой. Тогда это было востребовано. Это сейчас смысл таких понятий, как интеллигент, культурный человек нивелировался, интеллигенция стала не нужна. Нужен шоу-бизнес, нужны зрелища. А ведь именно с интеллигенции и культуры когда-то начинался наш Братск.
- Вы часто говорите, что у Братска есть сердце – это его заводы, но у него есть и душа – это его культура. Промышленность и культура – что может быть общего?
- История строительства Братска действительно почти невероятна. Люди ехали строить ГЭС, и в рюкзаках везли книги, везли русскую классику. Не поверите, но тогда классика была. Что называется, в моде. Первые улицы стихийно и называли – улица Чехова, Некрасова, Толстого… Когда еще только строился Братский лесопромышленный комплекс, в городе уже работало 14 профессиональных художников. Уже тогда стала формироваться определенная среда, хотя ехали сюда люди вовсе не за культурой, а чтобы строить заводы, город. Но культура формировалась при БЛПК хаотично. Это может вызвать у вас улыбку, но когда-то на комплексе был даже свой джазовый оркестр. В каждом цехе имелся хоровой коллектив, одним из которых на ремонтно-строительном участке я руководила. Когда был поднят вопрос о строительстве первого в городе театра, приехавшим актерам сразу же дали более 20 квартир. Тогда руководство комплекса, города понимало, что народ должен не только вкалывать, но и духовно обогащаться, просвещаться. Этому вопросу уделялось беспрецедентное внимание.
- В 70-е годы крупные предприятия обязаны были создавать объекты соцкультбыта, в числе которых, кроме жилья, были и библиотеки. И дома культуры... Яркой страницей в истории города стало открытие Дворца культуры «Лесохимик». Каково было его значение в городской культуре?
- В город приезжали люди образованные, и уже не совсем прилично было собираться, где придется. Вопрос о строительстве ДК решался на уровне всесоюзного министерства лесной промышленности. И был с успехом решен. Так появился первый в городе Дворец культуры «Лесохимик», он стал центром духовно-просветительской жизни молодого Братска. Там бурлила жизнь: лектории, спектакли, встречи, вечера. Со всей страны приглашались люди, окончившие консерватории, академии художеств, хореографические училища и т.д. Существовала такая замечательная вещь, как чествование трудовых династий, ветеранов, лучших сотрудников, посвящение в рабочие. В «Лесохимике» формировались творческие кадры для всего города, по сей день люди, которые начинали свою деятельность там, стоят на страже культуры в Братске.
- Представляю, каково было ветеранам узнать, что «Лесохимик» превратился в развлекательный центр… Часто можно слышать упрек наших родителей, бабушек и дедушек в том, что выгнали ветеранов из культурных учреждений города, которые они построили. Но ведь они смогли найти альтернативу?
- Да, несмотря на то, что нас выгнали практически из всех учреждений культуры, залов - за все требуют платить аренду, хочу сказать, что городская интеллигенция никуда не делась, и ее потребность в культурном пространстве, общении – тоже. Последние три года существует проект «Высшие народные школы», где ведется массовая культурно-просветительская работа для старшего поколения. И для меня, как для куратора этого направления, большим признанием стала победа нашего проекта в областном конкурсе народных школ. Об этом стало известно буквально на днях. Но суть в другом – в том, что люди хотят ходить в эти школы, что они востребованы. От обучения компьютерной грамотности до виртуальных путешествий по лучшим картинным галереям мира – мы хотим узнавать. Такие знания будят нас, заставляют жить, а не доживать… Большое значение имеет и тот факт, что в свое время благодаря поддержке Сергея Владимировича Серебреникова удалось создать ветеранские центры в городе, на которых сегодня и базируются многие наши начинания. И мы можем оценить только сейчас, спустя несколько лет, насколько было важно создать такие центры, когда перед ветеранами все чаще закрываются двери концертных залов, городских учреждений культуры.
- Но почему такое отношение к ветеранской культуре?
- Это отношение власти, прежде всего, и следствие безвременья 90-х. Должно пройти 30-50 лет, прежде чем в наших законах появится строка «Образование для взрослых», прежде чем власть поймет и осознает, что человеку, отработавшему всю жизнь, страшно уходить на пенсию – в никуда. Это неправильно, но это есть. В Японии, в европейских странах уже давно поняли, что возраст – это не приговор, это не конец. Но когда это поймут у нас? Сегодня наш городской Совет ветеранов берет на себя непосильную задачу – интегрировать взрослое поколение в активную, творческую, насыщенную жизнь. Хотя этим должны заниматься не только ветеранские организации.
- Что бы вам хотелось изменить в современной братской культуре?
- Неудовлетворение и даже раздражение вызывает то, например, что нашу главную на сегодня городскую сцену и центр культуры – Театрально-концертный центр «Братск-Арт» превратили в магазин. В зимнем саду продают постельное белье и семечки… Это недопустимо и стыдно. Культура не должна смешиваться с торговлей. В ТКЦ, где находится театр кукол «Тирлямы», я вожу своего внука. Как я буду показывать ему культуру, если он отвлечен на все эти торговые ряды? Все это сомнительно, так не должно быть. Культурное учреждение должно быть посвящено культуре. Наш президент говорит, что услуги культуры должны стать общедоступными для населения. Но мы далеки от этого. Даже городские коллективы не могут себе позволить регулярно появляться на братской сцене из-за дороговизны ее аренды. Приезжие артисты большинству из нас сегодня недоступны. Идея о том, что на культуре можно и нужно зарабатывать, абсурдна.
- Тем не менее, это имеет место быть. Автономия городских культурных учреждений позволила сдавать площади в аренду, а иначе им не выжить… У вас есть ощущение, что куда-то все хорошее, с чего начинался Братск, уходит, и примерно последние лет 20-25?
- Вы знаете, и за эти 20-25 лет тоже было сделано немало. Силами наших мэров. При Невмержицком все от культуры отказывались, и нужно было сохранить хотя бы что-то. И это удалось. При Александре Петрунько и при поддержке депутата Госдумы Виталия Шубы бывший кинотеатр «Россия», который должен был стать городским рынком, стал Братским драматическим театром. При поддержке того же Шубы была построена дорога к «Ангарской деревне». А раньше на подъезде к музею была щебенка. Появились ветеранские центры, о которых я уже сказала. Да и сегодня есть люди, которые поддерживают братскую культуру, как говорится, не благодаря, а вопреки. Например, наш Братский госуниверситет. Его ректор Сергей Белокобыльский – безусловно, сильная личность – оказывает большую поддержку нашим народным школам. Есть и другие люди. Пока живет город, живет и его культура. Мы ждем, когда власть поймет, что не хлебом единым и ремонтами дорог живет город. Комфортная среда для жителей – это, прежде всего, культурная среда. Для чего все мы живем? Для счастья! А культура – это счастье. Без духовного, культурного насыщения человек не почувствует себя счастливым, и города не будет, и власть тогда будет не нужна.
Фото Валерия ПАВЛОВА
Очень мало таких активных людей, как Черноусова. Молодец!
Город не живёт а выживает
Женщина симпатичная, а сын у нее на голову больной. Видимо экология..
Культур-мультур - отдельно. Некогда детишек воспитывать.
Скорее не выживает город, а так медленно загибается.
Прихлебайка елохинская. Трепаться мастерица. Рубит бабосы ветеранские и не морщится. Ничего из себя не представляет.