Блоги
Здравствуй, Егоровна!
НА ПУТИ К БОГУ БИБЛИОТЕКАРЬ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ИЗБАВИЛАСЬ ОТ ТЯЖКОГО НЕДУГА
Тоска… И откуда ей взяться? В жизни вроде всё ладно и стройно, ан нет, гнетет, неладная, сосет изнутри, и понимая, что уныние — смертный грех, спешу в храм Преображения Господня, чью маковку, наверное, видел бы из окна, да не дают более высокие строения. Невелик наш храм, да многого стоит – сила его в людях…
Сегодня, отстояв службу, непременно зайду в церковную библиотеку, и, если Богу будет угодно, побеседую с Егоровной, хранительницей этой библиотеки, небольшой, опрятной женщиной, которая в чем-то напоминает мне маму, в чем-то первую мою учительницу из Правобережной школы, а в чем-то всех наших прихожанок-старушек, милых, тихих, взыскующих Бога, и, поговорив с нею, как всегда почувствую: с души будто камень упал…
В ШКОЛЕ
Завидев её издали в толпе прихожан, говорю про себя: «Здравствуй, Егоровна, божий человек», и в этом нет никакой фамильярности – хуже будет, если назову Александрой Егоровной Сухоруковой, хотя именно так и нарекли её родители. Вокруг только и слышишь: Егоровна, Егоровна – кому-то нужна иголка, нитка, ручка, бумага, а кто-то, как я, душу хочет излить. Кто-то пожертвовал в храм поношенную, но добротную одежду, и Александре Егоровне предстоит искать тех, кому она крайне необходима. Задача это непростая. Человек так устроен, что если он и нуждается в чем-то, то надо ещё убедить его в этом. На крещение у Егоровны опять хлопоты. Просила то одного, то другого принести в вёдрах крещенской воды, чтобы потом целый год этой целебной водой прихожан угощать. Егоровна всем нужна, словно для всех близкий и понятный человек, и удивительно, что еще совсем недавно она не знала, что хочет от жизни, и была как заблудший в темном лесу…
Как-то я попросил Егоровну рассказать о себе — и впервые увидел растерянной:
- А я и не знаю, что сказывать… Работала в Энергетике в двадцать шестой школе. Работала и не замечала, как жизнь проходит… Получила квартиру на Правом – перешла в профтехучилище…
Лицо Егоровны неожиданно озаряется мягкой улыбкой:
- А вот люди со мной работали замечательные… В школе я подружилась с Галиной Михасенко, женой писателя, и даже учила их детей. Хорошо учились, особенно Саша почему-то запомнился. Я, конечно, знала, что муж Галины известный писатель (уже и фильм по его книге сняли – «Милый Эп»), но в компании – я часто бывала дома у них — этой его особости совсем не чувствовалось. Замечательный, всегда весёлый, умный, интеллигентный. Мы немного завидовали Галине, хотя иногда их семье приходилось туго. Геннадий Павлович работал сторожем, гонорары за книги были не частыми и не большими, и жить зачастую приходилось на Галину зарплату. Вот уж действительно, искусство требует жертв – такова, видно, цена за его чудные книги, которые еще долго будут спасать наши души…
ПУТЬ К БОГУ
- А как ты, Егоровна, в храм пришла? У всех, как известно, дороги разные…
Взглянув на Егоровну, я тут же осекся: словно тень набежала на ее лицо. Секунду, две она держалась, потом заплакала, но поскольку человек она внутренне сильный, быстро взяла себя в руки, и разговор продолжился:
- Я сейчас нередко думаю, как удивительно всё в жизни устроено… Я ведь учитель истории, атеизм приходилось преподавать — ну вы помните, какое отношение к религии было в советское время. Мои бабушка и дедушка были верующими, верила и я, но говорила другое. Я и не знаю, как это назвать – лукавством, подчинением силе, а может, и вера была нетвердой. Мои ученики позже мне выговаривали: как же так, тогда говорили одно, сейчас — другое. Отвечала просто: «Это жизнь», и этим, по-моему, всё сказано…
Перемены в моей жизни начались с того, что восемнадцать лет назад я заболела раком. Два с половиной месяца пролежала в онкологи, прошла химиотерапию, перенесла операцию. Было очень тяжело и физически, и морально. Вот в такие моменты человек обычно и обращается к Богу. Дома у меня хранилась старинная икона Покрова Пресвятой Богородицы, и находясь в больнице, подумала я, что если останусь живой, отдам икону в храм, и там работать буду без денег…
- Как-то вместе с подругами по палате отпросились мы в храм, что в Падуне. Помню, еле-еле доплелись. Было как раз соборование, и откуда только силы взялись отстоять несколько часов службы. С тех пор стала ездить в Падун, исповедоваться, причащаться… Нет, далеко не сразу стало легче, было даже такое, что и под машину хотелось броситься. Дома тоже не всё благополучно было, и вот как-то села я на автобус «тройку», еду по Правому, сама не зная куда, и в одном месте словно кто-то подсказал сойти. Вышла я из автобуса, и ноги сами привели к бывшему детсаду. Захожу внутрь — читается акафист. После молитвы подошла к старосте Ирине Николаевне Поповой, заплакала и говорю, что скоро умру. А потом попросила работы — дома быть мне на тот момент совсем не хотелось. Ирина Николаевна посмотрела на меня внимательно и говорит: «Есть место в библиотеке, но денег мы не платим». Отвечаю: «Зачем мне деньги, я пенсию получаю», а сама думаю: чудны дела, твои Господи, ведь думала же, что если выживу, бесплатно буду работать, вот и сбылось. И с иконой получилось, как думала. Икона была большой и тяжёлой, намучилась, пока её в церковь везла, но отец Павел, очень удивившись её старинности, сказал, что будет она теперь оберегать храм. Сейчас икона находится в алтаре, в правом углу над жертвенником, и я этому очень рада…
Стала я потихоньку работать. Храм по сути только зарождался, радовались, что в детском саду, ибо у детей какие грехи. Прихожанка Людмила Семёновна Московских придумала стихотворение: «Наш маленький храм, как младенец родился, неслышен пока его звон, дай Боже, чтоб маленькой струйкою влился в реку православия он». Так мы все и думали. Все в молитве и среди людей, о себе и подумать некогда. И вдруг в какой-то момент я поняла: болезнь отступила…
ПОСЛУШАНИЕ
- Хоть и небогат наш храм был поначалу, но пригляда требовал, и вот стали мы, бабушки-старушки по ночам сторожить. Люди спрашивали, не страшно ли, но страха не было — было общее дело, и Господь нам во всём помогал. Жаль, не верующий человек этого никогда не поймёт…
За прошедшие годы много чего произошло в жизни храма, и не всякий ум в силах запомнить всего, но Александра Егоровна, видно не зря была в прошлой жизни историком – в новой своей ипостаси, хранителя церковной библиотеки, она стала летописцем храма.
- Семнадцатого июня 1997 года к нам приехал Владыка Иркутский и Ангарский Вадим, — рассказывает Егоровна. — Навстречу с хлебом-солью вышла староста Ирина Николаевна, и наблюдать за этим действом для нас было радостно. После проповеди Владыка благословил нас на строительство храма. Получили мы благословение и от отца Анатолия и отца Павла. И это «дружное» благословение сделало чудо — с двадцатого июня по девятнадцатое августа были поставлены железные колонны и убрана стена. Наш прораб Африкан Филиппович с тремя своими сыновьями и другими прихожанами совершили молитвенный подвиг. Работали все с утра и до ночи. Бывало, сядем на обед, а хлеба нет. Вдруг смотрим: идёт человек и хлеб несёт…
19 августа приехал отец Павел. Заходит в храм: стоят колонны, алтарь, и всё готово к службе. Удивился несказанно (как это мышкам-старушкам храм удалось подготовить) и в тот же день отслужил первый молебен.
Этого же числа рукоположили настоятелем храма отца Александра. Четвертого сентября 1997 года была вечерня и крестный ход вкруг храма с батюшками Павлом, Андреем (Огородниковым), Петром и Евгением. Пятого сентября состоялась первая литургия…
27 сентября первый раз в храме крестили. После крещения надо воду с огромного чана выливать, а мужчин нет. Пошла я на дорогу и вижу: учитель Виктор Викторович идёт, прошу помочь. Он говорит: «Да как я туда пойду, я ж неверующий» — «Да очень просто. Надо женщинам помочь». И стал он к нам приходить — то пианино настроит, то службу отстоит. «Неверующим» себя он уже не назовет…
- Восемнадцатый год работает при храме воскресная школа… Место, где сейчас библиотека, поначалу было завалено ДВП и разным мусором. Все убрали. Радует, что в библиотеке сейчас пять тысяч книг и газетные подшивки. Первым читателем библиотеки была ныне покойная Анна Ивановна Чусова — несла послушание возле свечей, пока совсем не ослепла…
Как человек, изучавший историю, Александра Егоровна «плохо» чувствует грань между прошлым и настоящим, а потому дела давно минувших дней и то, что было вчера и сегодня, для неё равноценны:
- Добрым словом хочу вспомнить долгое время служившего у нас отца Андрея Чеснокова. Удивляет своей работоспособностью и нынешний настоятель церкви отец Георгий. В храме сделан замечательный ремонт, а от миссионерской его службы дух захватывает – он и в Кежме, и в Дубынино, Мамыре, Речушке,Кобляково…
О себе Егоровне по-прежнему сказать нечего: ну, накопила множество фотографий из истории храма, сделала фильм… Промолчала, что организовала всё это на свои деньги, а когда состоялся общественный просмотр, то плакали все, но это были слёзы радости, которую порою ждёшь целую жизнь.
Источник: общественно-политическая газета «СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР» (№ 3 (204) февраль 2014)
Жаль,что невежественная Егоровна не понимает(да уже и никогда не поймёт),что религиях и храмах помогает НЕ БОГ!,а наработанный людскими мыслеформами ЭГРЕГОР! БОГ и эгрегор-это не одно и то же!Но разобраться в этом дано,к сожалению,не всем,а тем более зомбированным учителям.Попы страшно боятся понятия "эзотерика",всячески извращают и опошляют его,как и многое другое,что позволяет людям РАЗВИВАТЬСЯ,мыслить.Учитывая то ,что большинство людей мыслить не хочет или не может,это играет на руку попам,ловцам невежественных(заблудших) душ,таких,как Егоровна.Жаль только,что они своей тупостью ставят заслон в развитие детей!
а зачем ей знать эту хрень..Она счастлива и ей достаточно…нам остается завидовать!
Вот в таком закоренелом ЭГОИЗМЕ и НЕВЕЖЕСТВЕ и живём,а потом жалуемся на "скотскую жизнь",твАримую подобными Егоровнами,да к тому ж "учителями"...
Любава! Ты просто молодая дура.
Состаришься - тоже к Богу побежишь. Даже если его нет - выдумаешь.
Простительно быть "молодой дурой",но вот быть старыми дурами и дураками,не разобравшимися что такое Бог(Боги)...это маразм! И мне не надо бегать к Богу(в церковь) и выдумывать Его,т.к.Он всегда во мне и со мной!Ну,а вы бегайте и ищите,как ослики за морковкой,может где чего и найдёте…
не торопись с выводами- доживи, если доживешь, до её лет, тогда и суди…
у вас писать гадости…пешете!
Лишние храмы закрыть, попов расстрелять!!! Почем нонче опиум для народа пылетрях?
Была раньше активисткой комсомола или кпсс, эти люди характерны тем, что им обязательно нужно во что-нибудь верить. И неважно во что, в победу коммунизма или в христожидовствующего бога. Сначала ей подобные расстреливали и уничтожали инакомыслящих, а потом когда вакханалия закончилась поперлись христо-жидо постановочные(показушные храмы). И так показуха всю жизнь. Не надоело?
Да,Егоровна привыкла жить по указке сверху и "делать как все":все в коммунизм - и она туда же,все в церковь лоб разбивать -и она тут как тут...досадно,что даже "учителя" не способны мыслить самостоятельно и развиваться,это уже не учителя, а училки.Тут дети правы,называя их именно так.