Когда не любят детей… В Иркутской области было зарегистрировано 148 случаев детского суицида

Уполномоченный по правам ребенка Иркутской области Светлана Семенова на днях обнародовала ужасающие данные: Приангарье лидирует по количеству детских суицидов в стране. Особенно часты попытки самоубийств в сельской местности, и в частности, в Братском районе.
Почему это происходит?
В 2012 году в Иркутской области было зарегистрировано 148 случаев детского суицида, из них со смертельным исходом -18. В 2011 году добровольно ушли из жизни 25 человек, в 2010 году – 18, в 2009 году – 30. Незавершенных попыток, о которых стало известно социальным службам, в прошлом году насчитывалось 130. Рекордным по количеству попыток стал 2010 год, тогда их было совершено около 150.
О значительном росте подобных инцидентов в подростковой среде сообщает и психолог, член комиссии по делам несовершеннолетних в Братском районе Ирина Потапова.
- Последние годы мы наблюдаем, что состоявшиеся и несостоявшиеся попытки происходят в Братском районе не реже двух раз в месяц, что вызывает большую настороженность у социальных служб. Возраст, в котором подростки обычно подвержены подобным проявлениям неустойчивой психики, 11-16 лет. К сожалению, нередки рецидивные попытки, - отмечает Ирина Потапова.
Несчастная любовь и проблемы в школе
Эксперты отмечают, что наиболее частыми причинами детских самоубийств либо их попыток продолжают оставаться ссоры с родителями, проблемы в школе и несчастная любовь.
- Недавно был случай, когда две девочки, не выучив уроки и не захотев идти в школу, попытались покончить жизнь самоубийством, - привела страшный пример Ирина Потапова.
Однако психологи видят во всевозрастающем количестве детских самоубийств по всей России и другие, более глубокие причины. Так, Ирина Потапова считает, что в корне всех проблем лежит невнимание родителей к своим детям.
- Между родителями и детьми во многих семьях утеряна связь, из семьи уходит общение, любовь, все это приводит к отчужденности ребенка. Примечательно, что суицидальные попытки наиболее часто происходят во вполне благополучных семьях, где родители работают, не пьют. В семьях неблагополучных дети, как правило, более закалены, менее восприимчивы к внешним стрессам, в отличие от своих сверстников, которые зачастую являются единственными детьми в семье, - отмечает детский психолог.
Интернет – пристанище самоубийц
Российские эксперты отмечают еще один интересный факт – влияние интернета на детскую психику. Так, лидером по пропаганде самоубийств русскоязычном сегменте интернета является популярная социальная сеть «ВКонтакте». На ее долю приходится 66 % сообщений о самоубийствах, насчитывается 1340 посвященных суициду сообществ. По мнению специалистов Роспотребнадзора YouTube и Google являются одним из главных распространителей запрещенной информации в Рунете. Всего в период с начала ноября 2012 до конца апреля 2013 года на горячую линию Роспотребнадзора поступило 1804 обращения с пометкой «суицид», однако многочисленные судебные претензии о запрете размещения подобной информации в интернете пока не увенчались успехом.
Семьям
помогут?
Помимо этого, Ирина Потапова считает, что на рост суицидальных попыток может влиять и острая нехватка психологов в школах. Склонность детей к подобным проявлениям должна выявляться на этапе школьного консультирования и лечиться, в том числе, и при помощи психиатров.
С ней солидарна и Светлана Семенова. В связи со сложившейся ситуацией она уже направила обращение в правительство Иркутской области с требованием организовать психологическое сопровождение семей с детьми. И буквально на прошлой неделе стало известно, что в Приангарье будет создана единая служба мониторинга, координации и сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также пострадавших от жестокого обращения. В настоящее время работают несколько телефонов доверия, но из-за отсутствия взаимодействия различных структур работа, по мнению Уполномоченного, неэффективна. Дети, родители, педагоги не знают, куда обращаться в кризисной ситуации. В свою очередь специалисты центров не всегда понимают, как складывается судьба ребенка, с которым работают другие структуры. Поэтому Светлана Семенова считает, что необходимо сопровождение на этапе реабилитации не только ребенка, но и всей семьи. Психологические, медицинские и социальные службы должны работать в связке, вести мониторинг ранних предпосылок асоциального поведения детей, мониторинг семей группы риска. В частности, должен быть четко проработан алгоритм: от поступления информации на телефон доверия до работы служб реагирования.
- Все структуры должны иметь четкий механизм действий, чтобы минимизировать временные потери при оказании помощи для предотвращения критических ситуаций. Схема должна быть работающей и должна быть известна абсолютно всем, - считает Светлана Семенова.
Также эксперты считают, что необходимо оценить кадровый потенциал всех подведомственных министерств, чтобы, не создавая еще одну структуру, на базе областных учреждений выстроить четкую схему взаимодействия. Например, как сообщил заместитель министра образования Иркутской области Борис Михайлов, в Приангарье областные учреждения образования, в штате которых имеются психологи, находятся в 26 муниципальных образованиях. Эти специалисты могли бы стать координаторами для работы с психологическими службами муниципальных учреждений.
Кроме того, как отметила главный педиатр Иркутской области Елена Голенецкая, почти все территории нуждаются в создании кризисных центров, которые тоже могли бы быть созданы на базе этих областных учреждений и проводили бы раннюю диагностику кризисных состояний в семье, депрессий у детей и нарушений в поведении, работу с педагогами.
Как сообщают в правительстве Иркутской области, всем компетентным лицам уже дано распоряжение сформировать порядок межведомственного взаимодействия, создать механизм наполнения и обновления базы данных детей и семей, входящих в группу риска и подвергшихся жестокому обращению. В Братске и Братском районе к работе подключатся специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, департаментов и отделов образования, управления министерства социального развития, опеки и попечительства.
Ирина Потапова добавляет, что создание подобных служб и центров необходимо, однако самый верный способ защитить своего ребенка от плохих мыслей – это ежедневно уделять ему внимание, прислушиваться к его проблемам и искренне любить.


мелко пашете,Елена!