Иркутские путешественники за семь дней научной экспедиции от Верхоленского острога (Качугский районе) к берегу Байкала (Малое море) в октябре 2013 года так и не смогли найти крупное месторождение золота казаков-первопроходцев, которые в свое время положили начало освоению Славного моря. Об этом «Байкал Инфо» рассказал участник экспедиции Артем Кайчук. Напомним, крупномасштабное путешествие, организованное в честь 370-летия со дня открытия Байкала, а также в честь присоединения Западной Сибири к России, прошло по маршруту первопроходцев. Исследователи преодолели 260 км и обнаружили следы пребывания казаков.
Маршрут современных исследователей начался так же, как и у их предшественников, от Верхоленского острога, который был основан тобольскими казаками еще в 1641 году. Для похода из Канады доставили специализированное оборудование и болотоходы «Арго 8х8». Шесть участников экспедиции Петр Кайчук, Артем Кайчук, Владимир Дворников, Александр Чернов, Владимир Очаковский и Михаил Замков были благословлены в путь настоятелем Верхоленского монастыря святым отцом Евгением.
Во время экспедиции удалось найти возможные стоянки казаков на побережье Лены и Байкала, также собран богатый материал по открытию и освоению Байкала казаками-первопроходцами. В очередной раз исследована старинная смолокурня, редкий исторический образец конструкции печи для изготовления смолы. Участники экспедиции обнаружили уникальную находку – поселение золотодобытчиков, больше десятка срубов, прогнивших от времени, через некоторые дома уже выросли деревья, на вид им более ста лет, а найденные глиняные кувшины и кованые гвозди дали повод полагать, что это небольшое поселение основали казаки Курбата Иванова. Дальнейшие поиски только укрепили веру в это, участники группы нашли ручные лотки, лопаты и желоба, также подпруги, упряжь и седло. Несколько вещей исследователи взяли с собой, для того чтобы сделать специальную экспертизу, которая подтвердит их догадки. Кроме того, путешественники наткнулись на заброшенную с советских времен буровую установку и стан геологов, в котором стояли два проржавевших вагона.
На седьмой день, пересекая реку Сарму, путешественники вышли в Сарминское ущелье, где повстречали группу исследователей во главе с известным иркутским путешественником, членом Русского географического общества Сергеем Волковым, который пытался в третий раз отыскать загадочные гранитные камни шаровидной формы от 20 см до 2 м в диаметре, ими, по легендам, местные боги играли в гольф. «Еще в конце XIX века ученый Владимир Обручев описал скопление круглых камней разных размеров. Местным охотникам тоже приходилось набредать на подобные каменные шары», – пояснил путешественник. По его мнению, такие шары не могут иметь природное происхождение. Но найти их снова не удалось.
Две экспедиции спустились к берегу Байкала, где поделились впечатлениями и опытом. В 2014 году путешественники решили объединиться и все-таки попытаться найти гранитные шары, а также увековечить память Курбата Иванова мемориальной доской на том самом месте, где отряд казаков под его предводительством вышел к Байкалу, положив тем самым начало его освоению.
Артем Кайчук рассказал, что еще до начала экспедиции была проведена колоссальная подготовительная работа. Более двух лет организаторы и идейные вдохновители этого проекта изучали архивные документы, карты, рассказы свидетелей, опрашивали жителей, общались с краеведами и историками. Дополнительно была исследована прибрежная территория Малого моря. Было переоборудовано судно, названное в честь Курбата Иванова – «Курбат».
Справка: первыми русскими землепроходцами, достигшими берегов Байкала, были отряды казаков во главе с Курбатом Ивановым. Однако здесь мнения серьезных исследователей и краеведов расходятся. В некоторой популярной литературе сообщается, что в 1631 году атаман Иван Галкин с отрядом в 30 человек, поднявшись по Ангаре и Илиму, поставил зимовье выше течения Игирмы. Он первым пересек Байкал и оставил спустя 17 лет Баргузинский острог. Хотя чаще всего упоминается все же имя Курбата Иванова, который в 1643 году перешел через Приморский хребет и по руслу реки Сармы вышел Косой степью к Байкалу напротив острова Ольхон. Для названия Байкала землепроходцы использовали бурятское слово «Байгаал», заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к» – Байкал. Уже тогда Курбат Иванов оценил Славное море с экономической и стратегической точки зрения. Он был первым, кто сделал приблизительную карту озера и назвал ее «Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам». Помимо чертежа он также собрал сведения о рыбах и пушных зверях прибрежной тайги.
особенно про гранитные шары!
покатались и сообщили,а чего искать то - хватит врать,ничего уже нет
И слава Богу. Не те искали.