Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Блоги

Северное сияние

30 сентября
Павел Мигалев , сайт День Сибири
А вам приходилось видеть северное сияние в Братске?
Да 5 / Нет 23

Иркутяне, в отличие от сугубых северян,            не очень-то избалованы небесными явлениями. Хотя и в нашем граде случалось всякое. И затмений было не меньше чем у прочих народов, и столбы ходили по небу. Случалось, пролетал метеор, «весьма красивый», к тому же «имевший вид небольшого шара», что явно тянуло на летающую тарелку, но по тогдашнему мировоззрению это событие не связывалось с пришельцами из космоса. В летописи есть упоминание о неком теле, которое казалось величиной с блюдечко, огненного цвета с переливами радуги и даже светящимся следом, что тоже не вызывало особых кривотолков, поскольку уфологов не было еще и в помине. Зато магнитная буря, случившаяся 12 сентября 1909 года была уже научно обоснована и появление белых облаков, «пятнавших собой всё небо» (в ночную-то пору) взволновало умы лишь в том смысле, что «телеграф не действовал» - нарушен был порядок срочных сообщений. Простой обыватель, конечно же, приписывал подобным явлениям некую закономерность. Не мог он не задать себе вопрос: «К чему бы это?» К войне ли, например, с Наполеоном, к прибытию ли новых партий каторжников или к внезапной кончине владыки, что тоже имело свои последствия.

 

Во вселенском масштабе

Наблюдались в Иркутске и северные сияния. Сперва они были весьма редкими гостями для наших широт. Например, в 1805 году некое подобие разноцветного мерцания появилось на северной стороне неба над городом. Это вызвало большое удивление в народе, а сам факт необычного небесного явления был зафиксирован в воспоминаниях современников.

В мире издавна существует статистика, скрупулёзно ведущая счет всего того, что творится на небесах. Подсчёт частоты возникновения северных сияний в тех или иных местах ученые начали еще в XIX веке. Естественно, что наиболее часто их наблюдали бесконечной полярной ночью в районах Антарктики. Вокруг северного магнитного полюса, установленного во время зимовки судна «Вега» у северных берегов Сибири в 1872 году шведским полярником Норденшельдом, вообще существует постоянное световое кольцо, диаметром около 2000 километров и на высоте около 200 километров над поверхностью земли. Это полюс северных сияний. От него расходится ряд концентрических кругов или поясов с разной периодичностью световых явлений.

Полтора века назад в Петербурге наблюдалось, например, 9 сияний в год, в Дании - около 30, а в Финляндии и Норвегии - около 100. По карте распределения северных сияний Иркутск попадал в зону, где северные сияния должны были наблюдаться один раз в десять лет. В принципе так оно и было. Слабые цветные сполохи примерно в такой периодичности появлялись на иркутском небосклоне.

Но однажды нас посетило полярное сияние вселенского масштаба. 21 августа 1859 года яркое северное сияние увидели одновременно по всей Европе, в западной части Африки, на Атлантическом океане и по всей Северной Америке до острова Кубы. Еще обширнее область сияния отмечали наблюдатели северного полушария на следующие сутки. Её пространство ограничивалось с севера линией, проходящей от Енисейска к северным берегам Гренландии, а с юга линией, проходящей через Бомбей, Верхний Египет и Флориду. Совершенно в те же часы этого дня в южном полушарии наблюдалось южное сияние, так же охватившее почти все это полушарие и отмеченное наблюдателями в Австралии, на островах Св. Маврикия, Соединения и в земле Наталь. Если принять во внимание, что день на одной половине земного шара мешал видеть сияние и что везде без исключения, где царствовала ночь, сияние было видимо, то в рассматриваемом случае почти вся планета Земля, за исключением узкой экваториальной полосы, была как бы одета нимбом этого сияния.

Иркутское  сияние

А что же в Иркутске? Наш городской летописец Нит Романов оставил следующую запись. «21 августа. Около 7 часов вечера заметно было на северо-западе красное, светлое облако, а потом образовалась красная дуга, проходящая через зенит от северо-запада к юго-востоку. Концы этой дуги расширились и представляли как бы зарево двух отдаленных пожаров. Около 8 часов появилась на севере отбель –предвестница северного сияния. Цвет её из белого обратился в ярко-серебристый, и вскоре на ней показались расходящиеся лучи красного и белого цвета. Арки, из которой обыкновенно выходят расходящиеся колонны, не было видно. Она была или под горизонтом или закрывалась облаками. С появлением колонн красная дуга приняла другое направление: один её конец был на западе, а другой на востоке, вершина проходила через зенит. Она имела везде одинаковую ширину, как радуга, только красного цвета; в 10 ч. 15 м. окончилось северное сияние и с тем вместе исчезла и дуга. В Иркутске изредка бывают видны северные сияния, но чтобы это явление сопровождалось красной дугой, проходящей через зенит, этого не было замечено до этого года».

Следует иметь в виду, что сам летописец Романов очевидцем замечательного северного сияния над Иркутском 21 августа 1859 года быть не мог. Он родился на 12 лет позже и воссоздал это событие уже задним числом. Наверное поэтому то, что произошло на следующий день в небе над городом не нашло отражения в его летописи. А 22 августа северное сияние повторилось с новой силой. Примерно после 7 часов вечера на северной стороне небосклона начал появляться зеленовато-желтоватый свет в форме довольно ярко светящейся череды облаков, постоянно усиливающийся и поднимающийся над горизонтом. Затем вспыхнула яркая световая дуга с резко ограниченным нижним и неопределенным, размытым верхним краем. Внизу под этой дугой небесный свод потемнел и образовался так называемый темный сегмент. Из этой светлой дуги временами выбрасывались яркие снопы света в виде пучков лучей того же зелено-желтого оттенка, как и дуга. Иногда они окрашивались и переливались цветами радуги. Сияние было настолько ярким и блестящим, что лучи, вспыхивая по всей длине дуги, перерезали всю северную сторону небосклона и, сойдясь вблизи магнитного зенита, образовали блестящий световой венец - корону северного сияния.

Невероятная игра света в ночном небе над Иркутском продолжалась до полуночи. После 11 часов сполохи начали постепенно угасать, и невидимые до того звезды открылись на небосклоне. Вселенское полярное сияние прошло через иркутские широты. Было это всего лишь однажды и больше не повторилось.

Правда, в последующие десятилетия иркутяне не раз становились свидетелями, как северный горизонт над городом покрывало зарево, напоминающее зарево пожара. Это были тоже северные сияния, но они не шли ни в какое сравнение с северными сияниями 21-22 августа 1859 года. Можно даже предположить, что яркий багрянец, вспыхивающий один раз в 10-15 лет, был явлением чисто местного характера, видимом на весьма небольшой высоте и в очень ограниченном районе.

Вплоть до 1950-х годов в небе над Иркутском появлялись слабые сполохи, а затем резко прекратились. Специалисты говорят, что мы их просто не видим. В связи с промышленным освоением региона изменился климат, другой стала атмосфера, и северные сияния больше не доходят до наших мест.

 Воспоминания очевидцев

Одним из последних не только видел, но и зафиксировал явный след  вспышки северного сияния над иркутским небом в 1960 году местный краевед Дмитрий Мушников. В своём дневнике-летописи он записал следующее: «25 мая. Около 17 часов по местному времени в северном направлении появилось зарево ярко-огненного цвета. По интенсивности значительно выше обычного. Минут через двадцать зарево стало тускнеть, и вскоре небесный горизонт окрасился слабым алым цветом. Это был, несомненно, отблеск северного сияния, который до наших широт дошёл в ослабленном виде».

А вот что вспоминает о северном сиянии иркутянин, прозаик и поэт Владимир Гусенков.

- Одно из северных сияний,  а на моем веку их было несколько, мне довелось наблюдать в исторически сложное время, если не сказать бурное. Увы, память даёт сбои, но то, что это было осенью 1957-го года или весной 1958-го, можно ручаться. Во всяком случае, было довольно тепло, деревья стояли голые, и, кажется, жгли листву. Я и два моих товарища по университету жили на квартире пожилой четы, снимая комнату с закутком на кухне. Дом стоял в Глазково на 4-й Железндорожной. Были уже сумерки, когда заглянувшая к нам хозяйка пригласила нас выйти на улицу. Во дворе лаяла собака. Добрая Анна Филипповна успела нам поведать, что то ли горит Знаменское предместье, то ли неладно с тайгой.

Народ бежит на саму гору. На улице действительно ощущалось оживление. Хлопали калитки. Звонко заливались шавочки, перебивая хриплые басы цепных сородичей. Маячила на крыше фигура человека. На северо-востоке действительно было зарево. Но это не походило на пожар. В противоположной стороне на западе бледно-розовый отсвет слегка оживил облака, несколько отстоявшие от зенита. Снизу сквозь стволы деревьев сияние на северной стороне было мягче, и оттуда едва различимым прочерком к юго-востоку простиралась дуга, довольно быстро теряя румянец. В целом это напоминало акварель по сырой бумаге, но геометрически контур оставался прежним, продолжая блекнуть в своей соразмерности. Некоторую багровость, придававшую городу как бы зловещий оттенок, можно отнести к смогу при отсутствии ветра. Сияние продолжалось не больше часа, затем пурпурная яркость опала, обнажился нижний край, угасая, и только бледное облако еще тлело, выцветая и погружаясь в обычный мрак ночи.

Эти беглянки Севера, роскошные в зоне тундр, лишь заглядывают в наши края. Особой цветистостью наряда северное сияние отмечено в наших летописях лишь в 1859 году, и было оно не осенью, а в августе месяце. Ознаменовалось оно в Иркутске Обществом трезвости, а омрачилось жалобами торговцев на малый сбыт чая.

Что касается до вышеупомянутого сияния, наблюдаемого мною и моими товарищами, то и оно стало предвестницей многих событий. После XX съезда КПСС в 1957 году нагрянула «хрущевская оттепель», которая сияла какое-то время всеми цветами северных сполохов. Для кое-кого рухнули темницы, и даже слегка приоткрылась свобода. Дали отдышаться Солженицыну, исчез незаметно Берия, интеллигенция взяла в галоп, но сияние быстро выцвело. У тех же горожан отобрали последних коров, до начала шестидесятых полки магазинов ломились от колбас и сыров, а затем на долгие годы мы погрузились в родимые сумерки энтузиазма и стали терпеливо ждать очередного сияния. Не часты они в Иркутске.

1 отзыв 3681 просмотр

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 12 ms for its computations It spent 0 ms in system calls