Царь-ветер Василия Костромина

Наконец-то увидела свет большая книга стихов "Царь-ветер" братского поэта Василия Костромина(1956-2014)

Портрет Василия Костромина работы художника, поэта и друга писателя Виктора Цеберябова.

В книгу вошло более 250 стихотворений, первые датированы 1987,последние - 2014 годом. Время от времени автор собирал стихи в сборники, их у поэта набралось десять - они и легли в основу посмертной книги Василия Костромина. Тираж "Царь-ветра" 450 экз. Сборник издан благодаря фонду "Сибирский характер". Книга стихов будет представлена широкой публике на очередных Костромских чтениях в октябре.

Мы попросили оценить творчество местного автора известного сибирского поэта Владимира Берязева.

МОИ ПУТИ ЗАКАНЧИВАЛИСЬ МОРЕМ


Благодаря моему другу и соратнику, ныне, к величайшему сожалению, уже покойному, Анатолию Кобенкову – я в 2002-м году познакомился со стихами Василия Костромина, поэта из города Братска. Как раз тогда у издателя Геннадия Сапронова была выпущена первая книга поэта «Произносила золото оса» (г. Иркутск, 2002г), в названии которой чувствуется лёгкий отсыл к Осипу Мандельштаму. Бесспорно, поэтика Мандельштама оказала на авторский стиль В. Костромина своё весомое влияние, но лишь на первом этапе, в золотые годы молодости и шумных чудачеств НЛО – Неформального литературного объединения «Шклинда», коего он был одним из создателей.

В представленной книге я увидел зрелого, сложившегося поэта с самобытным голосом одинокого странника, печальника, тянущего свою трагическую интонацию на пределе сил-возможностей и потому всегда вызывающего доверительный отклик и не допускающего ни единой ноты фальши.


...шлщшгзщгш967575585 (493x700, 541Kb)

Буквально сразу я рекомендовал редколлегии большую подборку В.Костромина к публикации, что и произошло, а в последующие годы повторялось ещё трижды, вплоть до неожиданного ухода поэта в апреле 2014-го года. Вот эти публикации, они по сию пору в свободном доступе и в Журнальном зале и на сайте «Сибирских огней»:
За долгими дверьми / №08 - август 2003
Беззвучное теченье мысли / №12 - декабрь 2004
Все пути заканчивались морем / : №07 - июль 2007
Птичье утро / №12 - декабрь 2013

С удовлетворением узнал, что с 17 по 19 октября прошлого 2015-го года в Братске прошли 1-ые Литературные чтения имени Василия Костромина «Встреча друзей». На них прибыли литераторы из Иркутска, Улан-Удэ, Кемерово, Саянска. В рамках Чтений состоялись выступления писателей, мастер-классы, презентации новых книг и литературных журналов. 19 октября 2016-го года Василию Костромину исполняется 60 лет со дня рождения, очень бы хотелось повторения литературных чтений. И, думается, Братск постарается издать мемориальную книгу к 60-летию поэта.


..васидлйодшойзщоцшзщ1у (564x579, 641Kb)

*
Итогом всех скитаний поэта по Сибири-Евразии были строки неприкаянности, где мысли о смерти превоплощались в образ бескрайнего, живого и объемлющего душу всей своей беспредельностью Пространства:

* * *
Чукотка, Колыма
И Нижняя Тунгуска
Свели меня с ума
Своим прищуром узким.

Мне некуда пойти
И поделиться горем,
Ведь все мои пути
Заканчивались морем.

Круговорот времени-жизни, пресловутое колесо Калачакры у соседних братских бурят-буддистов, жаркий как страсть пламень берёсты и стремительное таяние-тление сигареты в пальцах – всё это неизменный предмет поэзии:

За осенью зима пришла,
Весна вернула лето.
Береста душу обожгла,
А пальцы — сигарета.

Силён В. Костромин и в своих живописных этюдах, здесь он ни на шаг не отступает от предельной концентрации смысла, нагружая эпитет и метафору по полной, так что картина запечатлевается в сознании:

Где дожди размывали в глине
Отпечатки людских шагов —
Серебристая лень полыни,
Облепиховый свет жарков.

Или вот такое:

Когда не закрыта
У печки чугунная дверца,
От пламени быта
В верхонку запрятано сердце.

Градус одиночества, градус погружения на дно прорывается в пронзительных автобиографических строках о так называемой поэтической братской богеме:

Сонеты, скетчи, самогонка, рвота,
Плебейский быт, вселенская тоска…
Кто только в кочегарках не работал!
Длинна мемориальная доска.

Но и здесь поэт находит и отрадные моменты, повод для душевных взлётов. Но, самое главное, даже в неминуемости ухода, даже оглядываясь на бездомный погост, Василий Костромин видит путь и надежду. И эта надежда явлена в красоте земли, в самом Творении.

* * *
Бродяге — отрада
Приветливый дом.
Душа как пичуга взлетает.
Колодец, ограда,
Водичка со льдом…
В ней плещется нить золотая.

В угрюмье бездомном
Погосту и тост:
Уйдем в никуда — как в спасенье!
Пусть ночью над склоном,
Как сказочный мост,
Колышется стланик осенний.

А вопросы, которые он задавал себе всю жизнь, только во временном её течении оставались неразрешёнными. Но в нетленном слове, в поэтическом строе получили отточенную и совершенную форму, оказалось нет для души ничего более важного, чем Родина и Бог:

* * *
Для чего я жив? Чтобы услышать
Тихую вечернюю зарю.
Чтобы под травой шуршали мыши
От апреля ближе к октябрю.

Берегом от матушки-Анзёбы
Схоронился батя-Моргудон.
Для чего живу? Услышать чтобы
Зимним утром колокольный звон.

Как всякий настоящий художник, чуткий и многое предчувствующий, он осознавал близость края и готовил душу к переходу:

* * *
Мне из света уходить не хочется.
Перед снегом замерли леса.
Сколько тишины и одиночества
Испытал я, глядя в небеса.

Будем надеяться, что эта тишина и это одиночество во веки вечные соединили его с небесами, в чём есть отрадный посыл и упование для нас грешных, для читателей.

P.S. Уверен, что книга избранного будет достойным подарком к 60-летию замечательного русского поэта и событием во дни его памяти в октябре 2016-го.

Владимир БЕРЯЗЕВ

в прошлом директор и гл. редактор журнала «Сибирские огни» (1999-2013), с 2015-го соб. корр. «Литературной газеты» по Сибирскому федеральному округу

Источник: сайт Братск.орг


comments powered by HyperComments