Вандализм не знает возраста

Братчане так любят всё красивое, что не в силах просто смотреть со стороны

Мирно решить проблему вандализма в Братске нельзя. Единственный выход - огромные штрафы, жёсткий контроль властей и общественное порицание.

Седлают топиарного медведя, обрывают светодиодные украшения, забираются на голову бетонной собаке... От этого частенько страдают городские арт-объекты. Анатомию вандализма по-братски изучала Ольга Фигура.

2012 год - неизвестный вырывает бабочку из бетонной ладони в Эне ргетике. Мобильный репортёр становится свидетелем, как школьники "воюют" с топиарным медведем на Советской. 2013 - снежному мамонту у федеральной трассы ломают бивень. Этот же год становится последней датой проведения фестиваля песчаных фигур на Падунском пляже. Фотографии арт-объектов до сих пор есть в социальных сетях. Но на один снимок целой скульптуры приходится десяток пострадавших от любителей фотосессий. Автор нескольких песчаных и ледовых работ Ольга Шалимова рассказывает - когда начинается очередной конкурс, она надеется, что, может, на этот раз скульптура простоит подольше в первозданном виде. Но чуда не происходит.

"Скажу честно, это очень обидно. Но поскольку у меня есть иммунитет - это участие не в одном фестивале скульптур, я знаю, что так или иначе этим всё закончится. Потому, что если кто-то один зашел за ограждение, непременно зайдет еще 10 человек и все будут думать: "Ну я же тихонечко, я же ничего плохого тут не сделаю". Но, тем не менее, в итоге они разваливаются. Я не могу понять одного - почему люди стремятся попасть внутрь композиции. Им недостаточно на фоне сфотографироваться. Им нужно частью композиции стать. И всё равно, с каким ущербом для композиции в дальнейшем", - говорит Ольга Шалимова, скульптор-любитель.

Результат странной любви братчан к прекрасному ежедневно наблюдает общественный деятель Леонид Суханов. Говорит, наслаждаться красотой многие горожане не умеют. Пока одни прикладывают силы к созданию красоты, другие тратят не меньше энергии на её уничтожение.

"Семейная пара уже в возрасте попросила посадить куст манки. Красивый такой, как невеста. Куст не продержался и суток, проходит 45-летняя культурно одетая женщина. Ей нравится этот куст, она его срывает, и идет дальше - нюхает. Всё, порван процесс, который был запущен этими людьми. Они уже вернутся сюда, потому что им плюнули в душу. Все кто участвует в этом проекте, в разное время каждый день отсюда кого-нибудь выгоняют. Начиная с 8-летнего ребенка и заканчивая 70-летней бабушкой", - высказывается Леонид Суханов, автор и вдохновитель проекта благоустройства улицы Приморской.

Вандализм в Братске не знает возраста и социального положения. Свидетельство тому - снимки в социальных сетях. На голове у бетонной собаки сидит дочь священнослужителя. А в объятиях песчаной фигуры нежится полицейский. Что заставляет приличных с виду людей так себя вести, ответить могут разве что психологи.

"Любой человек, мужского женского пола он нуждается в том, чтобы неким образом пометить свою территорию. Ну, и делают это разнообразными такими выходками. Я уже сказал, "Здесь был Вася". Где-то что-то отломить, поцарапать, где-то оставить какой-то свой артефакт. Это идет из архаических таких структур, фундаментальных, внутренних, что осталось еще с древних времен. Другая сторона, это банальное тщеславие. То есть, человеку действительно нужно залезть повыше, оседлать что-то, овладеть чем-то, как вот взять какую-то высоту, чего-то достигнуть. Так как Шапокляк говорила - хорошими делами прославиться нельзя. То есть, человек идет путем наименьшего сопротивления - ему важно сделать что-то плохое", - комментирует Владимир Самыкин, психолог.

Мнение скульпторов и общественных деятелей сходится в одном - мирно решить проблему вандализма в Братске нельзя. Единственный выход из ситуации - огромные штрафы, жёсткий контроль властей и общественное порицание. И, конечно, воспитание культуры с детства.
Метки новости: вандализм, общество, психология

Источник: Братская студия телевидения


comments powered by HyperComments