10 лет назад их убили

Первый и последний звонок в Беслане

Первоклассники, выжившие в 2004-м, в этом году окончили школу.

Утром 1 сентября, во время торжественной линейки в школе N 1 города Беслана 32 террориста, преимущественно чеченцы и ингуши, загнали в школу 1100 человек - детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. В заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти бесланских детсадов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей.
Несмотря на прямой приказ министерства внутренних дел Северной Осетии об усилении бдительности, школа охранялась только одним безоружным инспектором по делам несовершеннолетних - Фатимой Дудиевой.
Заложников поместили в главный спортзал, тренажерный зал, душевые и столовую.
Вооружение террористов составили 22 автомата Калашникова различной модификации, два ручных пулемета РПК-74, два пулемета ПКМ, одине пулемет Калашникова танковый, два ручных противотанковых гранатомета РПГ-7 и гранатометы РПГ-18 «Муха».
Спортзал был тщательно заминирован; провода от бомб были подведены к двум замыкающим педалям, на которых постоянно дежурили террористы.
К полудню 1 сентября о произошедшем был извещен находившийся в Сочи президент Владимир Путин, который экстренно вернулся в Москву.
Требования террористов озвучила выпущенная из школы заложница Лариса Мамитова. Террористы требовали переговоров с президентом Ингушетии Зязиковым, президентом РСО-Алания Дзасоховым и секретарем Совета безопасности РФ Владимиром Рушайло. Писавшая под диктовку террористов записку Мамитова ошиблась в телефоне, и установить связь с террористами не удалось.
В 16 часов в здании школы около заложников, баррикадировавших входы, взорвалась одна из шахидок. Оставшихся в живых заложников в этой точке террористы расстреляли.
Утром 2 сентября федеральные СМИ распространили ложную информацию о 354 заложниках. На самом деле заложников было более 1000 человек.
В 16 часов 2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, единственный, кому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. На просьбы Аушева разрешить дать заложникам пищу и воду лидер террористов заявил, что заложники добровольно держат сухую голодовку.
Вместе с Аушевым террористы отпустили 24 человека - матерей с детьми грудного возраста. С ними была передана записка с требованием о выводе федеральных сил из Чеченской Республики и предложением перемирия «по принципу - независимость в обмен на безопасность.
К вечеру 2 сентября, в условиях жару и духоты, многие заложники, не получавшие воду и пищу, уже находились в бессознательном состоянии.
Утром 3 сентября доктор Леонид Рошаль провел встречу с жителями Беслана, где авторитетно заявил, что дети могут находиться без воды и еды на протяжении 8—9 дней, и заверил, что угрозы жизни, даже без воды, нет ни одному ребенку.
Дальнейшие версии произошедшего существенно расходятся.
По официальной версии, около 11 часов утра Михаил Гуцериев договорился с террористами об эвакуации тел мужчин, выброшенных из окна в первый день. К школе подъехал автомобиль с четырьмя сотрудниками МЧС, В 13 часов в спортзале произошли два мощных взрыва. Частично обрушилась крыша. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. Через несколько минут заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы, находившиеся в южном флигеле, открыли по ним огонь.
Оставшихся в живых людей боевики начали перегонять из спортзала в актовый зал и столовую. Тех, кто не мог двигаться, убивали.
По другой версии, взрывы в спортзале произошли вследствие выстрелов из танка Т-72 125-мм осколочно-фугасными снарядами. Сам факт выстрелов федеральные силы не отрицают, но утверждают, что они производились в ходе штурма спецназа.
По третьей версии, с крыши соседнего со школой дома в чердачное помещение спортзала был произведен выстрел термобарической гранатой. Это вызвало пожар, который распространился на спортзал. Через 22 секунды после первого выстрела, по залу был произведён второй выстрел, уже гранатой осколочно-фугасного действия с тротиловым эквивалентом 6,1 кг. Значительное число заложников в спортзале погибло именно в результате этих первых двух взрывов.
Через пять минут после первых взрывов глава ФСБ по РСО-Алания Валерий Андреев отдал приказ подразделению ЦСН ФСБ приступить к операции по спасению заложников. Под прикрытием снайперов к школе устремились бойцы 58-й армии, местные милиционеры и гражданские лица.
В 14 часов танк N 328 произвел несколько выстрелов по столовой и кухне. Этот факт отрицался федеральными структурами, но был подтвержден местными жителями и материалами комиссии Парламента Северной Осетии.
В 14:51 в спортзале начался пожар, однако из-за отсутствия команды со стороны оперативного штаба его не начали тушить. Пожар был потушен лишь в 21:09.
Приказ о вводе основной группы спецназа в здание был отдан начальником ЦСН ФСБ Александром Тихоновым в 15:05. Прорыв бойцов ЦСН ФСБ в здание был осуществлен с трех направлений. Террористы прикрывались «живым щитом» из детей и женщин. Одновременно с этим вооруженные местные жители вели беспорядочную стрельбу по зданию школы, в том числе по спецназу и заложникам.
16:30 танк N 325 практически в упор расстрелял помещение столовой. Этот факт отрицался федеральными структурами, но был подтвержден местными жителями и материалами комиссии Парламента Северной Осетии.
В ходе штурма федеральные силы активно применяли огнеметы «Шмель», что привело к многочисленным жертвам среди заложников. В частности, 116 трупов были обуглены до неузнаваемости.
В результате теракта Беслане погибло 334 человека, большинство из которых составили заложники, включая 186 детей. Среди погибших - 10 сотрудников ФСБ, 2 сотрудника МЧС и 1 сотрудник местной милиции.
Ночью 4 сентября в Беслан прилетел президент Владимир Путин. В тот же день он выступил с телеобращением к нации, в котором рассказал о необходимости защищать страну и её территориальную целостность и призвал не поддаваться панике. Срезу после теракта рейтинг Путина упал до самой низкой отметки с момента катастрофы АПЛ «Курск».
13 сентября 2004 года Путин огласил программу политических реформ, главной из которых было введение системы назначения глав субъектов РФ вместо ранее существовавшего народного избрания. Как это было связано с Бесланом, никто не понял до сих пор. Кроме того, Путин в рамках усиления защиты от террористов предложил создать Общественную палату и отменить выборы в Госдуму по мажоритарным округам.
Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев, чье заявление было опубликовано практически одновременно на сайте чеченских экстремистов «Кавказ-центр» и на сайте информационного агентства «Чеченпресс» 17 сентября 2004 года.
Следствие по теракту в Беслане продолжается до настоящего времени в обстановке секретности. Разрозненные детали, изредка попадающие в руки журналистов, сопровождаются неизменными скандалами. В частности, предполагается, что большое число жертв среди заложников является следствием ошибочных и преступных действий ряда должностных лиц, а также профессиональной некомпетентностью руководства оперативного штаба. В ответ на эти предположения Генпрокуратура цинично заявила, что существующая система противодействия совершению террористических актов в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить защиту населения и территорий от террористических посягательств и не способна своевременно выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма на территории страны.
Все милиционеры, которые допустили свободный проезд боевиков к школе и беспрепятственный захват заложников, были оправданы по суду.

Источник: Валерия Крышкина, сайт Бабр.ру


comments powered by HyperComments