Берестяное чудо

Рассказ о художнике Борисе Куприянове

Произведения нашего земляка, заслуженного художника России Бориса Куприянова разошлись по всему миру, о них созданы документальные фильмы в Японии и США, Италии и Греции… Борис Куприянов большую часть жизни связал с Братском.

После окончания Иркутского училища художественных искусств (1963 год) более 30 лет работал в Братске, где и сложился как редкий мастер берестяных шедевров. В 90-е переехал на Кубань, продолжая неустанно творить. Борис Флорович оставил богатейшее наследие произведений с пейзажами, новеллами, скульптурами, которые после его кончины в 2011 году стали бесценным состоянием его дома-музея. 16 ноября мастер отметил бы свой 80-летний юбилей.

Божеский дар

Трехэтажный особняк с ярко-красной крышей хорошо знаком жителям хутора Копанское под Краснодаром. Вдова художника Римма Ивановна Куприянова гостеприимно приглашает в дом и буквально с порога превращается в гида: «Вы в доме-музее моего мужа. Свыше 300 работ расположены на всех трех этажах, нет ни одного свободного места, не занятого картинами».

Кстати, заслуженный работник физической культуры России Римма Ивановна, долгие годы возглавляя спорткомитет в Братске, очень многое сделала для развития и процветания массовой физкультуры и классного спорта, особенно санного, у истоков рождения которого она стояла. Ее огромная заслуга – в покорении мировых вершин многими гонщиками Братска. При ней начинал свое восхождение будущий герой сочинской Олимпиады, двукратный чемпион Александр Зубков.

Первое впечатление от музея – ты попал в удивительный мир тайги: буквально все творчество пронизано любовью к природе и ее обитателям, в каждой работе – изящество могучих кедров, сосен, березняков, таежных распадков, каскадов хребтов и величавых гор, родников с ключевой водой, больших и малых озер, серебристых рыб, красавцев-лосей, быстроногих оленей и разноперых птиц. Удивительно, но художник не пользовался красками, их заменила береста со всей палитрой света и цвета.

– Все произведения мастера – частица его светлой души, – дополняет Римма Ивановна. – Это талантливый художник, а по жизни изумительно добрый и великодушный человек. Его творческие интересы с самого начала связаны с сибирской тематикой, и уже дипломная работа получила высокую оценку на зональной выставке.

Борис Куприянов пришел в живопись в начале 60-х после окончания Иркутского училища искусств, когда молодое поколение художников активно стремилось к новому осмыслению действительности. Будучи студентом, он устроился работать в книжное издательство, где познакомился с известным художником Г. Леви, ставшим его духовным наставником. Это был подарок судьбы – мастер являл пример бескорыстного служения искусству.

«Настоящее творчество немыслимо без познания действительности», – внушал маэстро. Куприянов внимал советам, побывав на всех грандиозных стройках – Иркутской и Братской, Усть-Илимской и Богучанской ГЭС, на БАМе, ЛЭП-500, строительстве железнодорожной линии Абакан – Тайшет. Добирался вертолетами, самолетами, исходил пешком сотни километров. Мужество и энтузиазм сибиряков оставили неизгладимый след в душе молодого художника.

– Его творчество развивалось на моих глазах, – продолжает Римма Ивановна, – начинал он с графики, офорта, резьбы по дереву, но главной стала работа с берестой – изготовление туесов и необычных панно. В традиционные способы изготовления Борис Флорович вносил и свои приемы – резьбу, просечку, тиснение, плетение. Это божеский дар. Наша квартира с берестяными панно превратилась в особую достопримечательность города – своего рода международный туристический маршрут. Вся мебель в доме – резная, сделанная руками художника из кедра, украшенная орнаментом и сюжетами из былин и сказок. Так рождались романтическо-поэтические образы, сквозная идея которых – единение человека с природой, история страны, родного края.

Дух сибирской тайги

В произведениях – внутренний мир автора, его настроение, светлые чувства, патриотизм и любовь к природе. Все это наглядно проявляется на примере работы «Праздник» о Древней Руси: белокаменный город с золотыми куполами на фоне бурного народного веселья и ликования, девичьего хоровода. «Вечерний звон», на мой взгляд, жемчужина коллекции, передающая чувство сочетания прошлого с настоящим: на высоком берегу стоит одинокая церковь, в пруду отражается маленькая деревенька. Полотно излучает мир и покой, тихий малиновый перезвон. Богатство сибирской природы в полной мере воссоздают картины о Байкале, они воспринимаются с чувством близкого дыхания могучего и непокорного исполина. Притягательной силой, тревожащей душу и сердце, обладают работы «Деревенька моя», «Малиновый перезвон», «Ночь на Ивана Купалу», «Грибная пора», «Березовый сок»… Кроме бересты и дерева Борис Флорович использовал в своей работе еще и кость. Рога изюбра, лося, оленя у него превращались в интереснейшие композиции. На протяжении всего своего творчества Куприянов выполнял одну из основополагающих заповедей искусства – духовно обогащал и возвышал человека, нес ему радость.

После открытия его персональной выставки в Японии в 1994 году мастера спросили:

– Куприянов-сан, какую школу рисунка вы закончили – английскую или французскую?

Борис Флорович улыбнулся:

– Сибирскую.

– Не может быть! – изумились коллеги.

– А вы обратите внимание на картины «Снеги» по мотивам стихотворения Евтушенко, «Дух тайги», «Таежники», «Баргузин», «Байкал-Батюшка» и многие созвучные им, – посоветовал художник, – в них ответы на ваш вопрос. Чтобы показать величественную красоту Сибири, гордый и сильный характер народа, нужно каждой клеточкой души это самому прочувствовать. Работы рождались при встречах с промысловиками, охотниками, рыбаками, геологами на таежных тропах, у костра, в зимовьях. Это и есть творческая питательная среда, именуемая сибиркой школой.

Между прочим, та выставка в Канадзаве, на которой присутствовали девять мэров японских городов, прошла с грандиозным успехом. С ней пожелали познакомиться жители многих городов Страны восходящего солнца, и везде посетители оставляли восторженные отзывы. Японцы предложили Борису Куприянову 5 млн долларов за его работы и получили отказ.

Наследство для потомков

Художник многое успел сделать. Его произведения разошлись по всему миру, обогатив десятки частных коллекций и музеев, о них созданы документальные фильмы в Японии и США, Италии и Греции. Посетителей поражала глубина авторской мысли, философское осмысление образов, техника исполнения. Мудрец и философ по жизни, Куприянов оставил уникальные произведения по мотивам сочинений А. Пушкина, А. Грина, А. Экзюпери, В. Мегре, М. Булгакова и других известных писателей.

Мастер отказался продать свои работы за 5 млн долларов. Но вопрос остается: как сохранить для потомков уникальные произведения?

– Не буду скрывать: вопрос – соль на рану, – призналась Римма Ивановна. – Дети и внуки вряд ли смогут, как я, оберегать это богатство. Предложения передать музей в чужие руки поступали, но они не вызвали у меня оптимизма. Нет никакой гарантии, что картины не разойдутся по частным лицам, а это конец. Мне этого Борис Флорович не простит… Живу надеждой, что все-таки найдутся достойные люди, которые помогут уберечь народное достояние.

Источник: Павел Кушкин, "Областная газета"


comments powered by HyperComments