Прыжок в бездну

или Как вернуться живым из отпуска

Ледяная вода горной реки наполняла нашу резиновую лодку так стремительно, что было хорошо видно, ещё чуть-чуть, и наше судёнышко уйдёт на дно. Катастрофа была неминуема. В руках моего товарища всё ещё находились вёсла, но толку от них уже не было никакого, поскольку лодочка потеряла управляемость. Мне в этой ситуации оставалось смотреть на всё происходящее со стороны, словно в каком-то фильме ужасов, и взывать к небесам. Вода захлёстывала нас, мы никак не могли вырулить к берегу, нас несло к самой стремнине, на середину реки. За плечами всё ещё громоздился тяжёлый рюкзак, а вот остальные походные вещи, среди которых были припрятаны документы и деньги, уже смыло одним из водяных валов. Нашу двухместную лодку, словно щепку, потоком воды бросало и подкидывало с яростной силой. Почему мы не закрепили свои вещи хотя бы верёвкой, трудно сказать.

Может, горный воздух опьянил нас до такой степени, что мы пренебрегли мерами безопасности. Мимо стремительно пролетали берега и прибрежные кусты, а впереди показался огромный бурун, который всегда сигналит о том, что под водой притаился коварный и огромный камень. На него-то безжалостно и несла река нашу лодку. Столкновение было неизбежным: как мы ни старались уйти в сторону, течение нас несло именно на камень. Как, наверное, было предназначено судьбой, на огромном валуне лодка перевернулась и накрыла нас с головой.

Как съездить в отпуск и вернуться живым, об этом моя сегодняшняя история, в которой я хочу предостеречь будущих отпускников от разных неприятностей. Как говорится, предупреждён – значит, вооружён! Всего предусмотреть, конечно, невозможно, но обезопасить себя в некоторых случаях всё же вполне реально.

Никто из нас, собираясь на отдых, не думает о плохом, и это правильно. Всегда надо настраиваться на лучшее. Так настраивались и мы с моим товарищем по путешествиям, Владимиром. В этот раз наш путь лежал в сторону Северной Бурятии, мы давно мечтали добраться до Грамнинских озёр, которые манили нас к себе с непреодолимой силой. Мы хотели порыбачить вволю. В наших местах о рыбалке теперь можно только вспоминать, поэтому мы и устремились в чужие пределы. Бывалые люди рассказывали, что Грамнинские озёра (а их два) просто кишат рыбой, и что там ловится отменный хариус. За месяц до сплава мы съездили в эти места на разведку, посмотрели речку Гоуджекит, через которую нам предстояло переправиться, чтобы добраться до этих заветных озёр. Река там совсем не широкая, а уж коварной нам она и вовсе не показалась. Горные речки в период паводка всегда опасны, а мы решили её пересечь в самый пик летнего паводка. Это, как оказалось впоследствии, было нашей главной ошибкой.

Прежде чем поехать в эти места, мы «перешерстили» всю литературу и Интернет, но информация об озёрах была очень скудной. Расспросив разных людей, имеющих отношение к туризму, мы узнали, что на экскурсии желающих туда возят, и даже переправляют через речку иностранных туристов. Переброску людей с берега на берег осуществляют по железному канату. Система типа фуникулёра, только примитивная и изготовленная из подручных средств. Для этого у местных проводников есть какое-то приспособление, которое они прячут в потайном месте в лесу. Вот и всё, что мы узнали о переправе. Проводник нам был не по карману, поэтому рассчитывать на эту переправу не стоило. Был ещё один путь, по которому можно было дойти до озёр. В эти места есть обходная дорога, но по ней нам бы пришлось прошагать целых семнадцать километров, а это целые сутки пути. Понятное дело, делать такой крюк с большими рюкзаками и с резиновой лодкой впридачу, да к тому же по летней жаре нам не очень-то хотелось. Во времени мы были также ограничены. Разработали свой маршрут, который показался нам идеальным.

План был такой: спускаемся от железнодорожной станции до реки Гоуджекит, это всего десять минут хода по лесу, и сразу же начинаем сплавляться вниз по реке на нашей двухместной лодке. От станции до места переправы можно дойти и пешком. Это всего пять километров по грунтовой дороге, но тяжёлый груз за плечами тащить по жаре не хотелось. Мы решили ускорить путь и отправились к реке. Идти на лодке (все сплавщики говорят именно идти, а не плыть) совсем немного, при быстром течении мы должны были преодолеть это расстояние за час. Знаком для остановки нам должен был послужить стальной трос, по которому осуществлялась переброска туристов на другой берег реки. А дальше мы планировали отправиться через горный распадок к озёрам. В идеале уже через пару часов неспешного хода мы должны были любоваться дивными красотами горных озёр и удить рыбу на уху. Но всё сразу пошло не так.

Перед тем как сесть в лодку, мой товарищ осмотрел речные дали. Река не показалась слишком уж бурной. Конечно, потом мы поняли, что надо было пройти ещё хотя бы с километр по тропке, которая шла вдоль реки, и тогда, может, мы и не решились бы форсировать речку. Хотя сама-то себе признаюсь, что вряд ли: от задуманных путешествий мы редко отказываемся. И всё же советую всем исключать экстрим из походной жизни. Незачем напрасно рисковать жизнью. За нашими плечами много лет сплавов, мы прошли вместе с моим напарником тысячи километ-ров по рекам Восточной Сибири и уже перестали бояться шивер и порогов. У нас есть опыт сплава по Кове. Опасные пороги этой реки мы прошли без особых происшествий, хотя страху я натерпелась изрядно. Но как говорится, не прошло и полгода, как мы вновь отправились в путь. А я продолжу.
Уложив вещи в лодку, мы сразу же стали сплавляться, и поначалу наш путь не внушал никаких опасений. Однако с каждым километром река раскрывала свой нрав, и нехорошее чувство стало закрадываться в сердце. Думаю, нас подвёл слишком большой опыт, мы отнеслись к этому короткому отрезку пути в пять километров беспечно. Есть хорошая поговорка: «Только сорока летит напрямую, человек должен обойти». Я эту поговорку знала, да только почему-то забыла о ней в период подготовки.

Нам показалось, что наш ориентир, железный трос, промелькнул перед глазами, надо было причаливать к берегу. Течение было таким быстрым, что сделали мы это с большим трудом. Вся поклажа в лодке вымокла, я её раскидала, чтобы просушить, а мой товарищ пошёл исследовать место. Вернулся он не в духе: оказывается, до места мы не доехали, и надо опять сплавляться. Я уже готова была дойти до троса по берегу, но путь к нему шёл через сплошной бурелом, да и времени на переход было жалко. Между тем, какой-то панический страх овладел мной, совсем не хотелось залезать в наш хрупкий корабль. А река стала гораздо шире и теперь выглядела угрожающе: огромные водяные валы неслись с большой скоростью, перекатывались через камни, играючи обходя все препятствия. Упаковав пакет с документами в целофан, я положила его в дорожную сумку и неохотно полезла в лодку. Мы отчалили от спасительного берега, а спустя несколько минут наша лодка перевернулась.

Перед моим взором замелькали разноцветные камни и тот самый валун, о который я даже успела удариться головой, хорошо, что вскользь. Тяжёлый рюкзак тянул ко дну и не давал течению утащить меня, огромные болотные сапоги тоже стали своеобразным якорем. Я ничего не могла поделать, даже сбросить тяжёлый рюкзак не удавалось. Всё мелькало так быстро, как в кино. Несколько раз меня перевернуло, сломать ногу или руку в такой ситуации было запросто. Правильно говорят: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Изо всех сил я пыталась выплыть к берегу, хорошо, что река делала поворот, и мне каким-то чудом удалось нащупать дно. Я стала судорожно ловить свисающие с берега кусты, которые то и дело ломались и ускользали из рук. Но один из них оказался крепким, зацепившись за ветки, мне удалось подтянуться ближе к берегу. И вот что было настоящим чудом: к этому же кусту выплыл и мой муж, которого я уже потеряла из виду. Задержаться за куст ему помогло весло, которое он не выпускал из рук. Оно застряло между ветками. Теперь мы вдвоём висели на мощном ивовом кусту, словно листья на ветке. Река всё ещё хотела забрать нас с собой. Наши ноги не имели опоры и вовсю полоскались течением в ледяной воде. Хорошо, что в руках оставались ещё силы. Мы вцепились в куст что есть мочи. Только потом я поняла, что от напряжения вывернула или, может быть, сломала палец на руке. То, что нам удалось спастись, и мы опять вместе, придало сил. Владимир сумел освободить меня от рюкзака и помог выкарабкаться на крутой берег. Потом я стала вытаскивать его, так как ему мешало застрявшее весло. Выбравшись на берег, мы свалились без сил.

Это ещё был не конец пути. Надо было думать, что делать дальше. Всё что осталось от нашего имущества, – это лодка и рюкзак, все остальные вещи были безнадёжно утеряны. В рюкзаке были продукты и даже бутылка сухого вина. Всё было в целости и сохранности, а вот лёгкую обувь унесло, на нас остались только болотные сапоги. Не было даже зажигалки, чтобы развести костёр, а самое главное, утонули наши документы, деньги и билеты на обратный путь. Это была настоящая катастрофа. Потом мы спрашивали друг друга, почему мы не зарыли их где-нибудь в лесу? Ведь всё равно мы должны были вернуться с озёр на ту же станцию. Но что сказать, мы не подстраховались, вот река и взяла с нас свою дань.

Надеяться на помощь официальных лиц в такой ситуации не стоит: найдут сто отговорок, чтобы отфутболить. Много лет назад мы с этим уже сталкивались. Единственно, к кому бы я решилась обратиться, это МЧС. Почему-то только спасатели вызывают у меня полное доверие. Хотя, может, во мне всё ещё сильны симпатии к самому Шойгу. Совет всем путешествующим: обязательно делайте копии документов и раскладывайте их в разные сумки, оригиналы надо всегда держать при себе. Мы этим правилом пренебрегли, за что и поплатились. Деньги тоже нужно раскладывать по разным кармашкам, хорошо упаковав их. В случае потери имущества, у вас будет резерв да и возможность выйти на связь с друзьями. Мой сотовый телефон утонул, а Nokia моего мужа сохранился в кармане брюк, но намок и, похоже, вышел из строя навечно, так как гудел, словно шмель. Так что и со связью у нас была большая проблема. Помните: если вы попали в неприятную историю, но у вас есть телефон, даже при нулевом балансе вы сможете позвонить по номеру 112, и вам должны прийти на помощь.

А солнце светило нещадно. Вовсю распевали сладкоголосые птицы, над нами сияло чистое небо, всё было как всегда, и мы были живы. Это было самым главным, по крайней мере, для нас. На той стороне реки шли поезда, там кипела жизнь, там были люди, которые могли помочь добраться до дома. Об озёрах мы теперь даже не вспоминали. Нам снова надо было перебираться по этой сумасшедшей реке на противоположный берег. Чтобы решиться сесть в лодку уже в третий раз, нужно было собрать всю волю в кулак. После пережитого сделать это было чрезвычайно трудно. Однако решение надо было принимать, и медлить было опасно: наша лодка, потрёпанная волнами и кустами, слегка пообмякла, промедление было для нас смерти подобно. Дело усугублялось ещё и тем, что весь ремонтный комплект тоже утонул. Мы оттолкнулись и по-шли к противоположному берегу. Трудов переход потребовал немалых, добавил пару седых прядок, и только причалив к берегу, мы смогли вздохнуть свободно. Лодку мы упаковали, вылили из сапог воду и пошагали через какое-то болото к железной дороге. Спортивные часы, они висели у меня на шее и поэтому сохранились, показывали двенадцать часов дня. Как же много всего вместилось в два с половиной часа! Мы прожили этот короткий отрезок времени так бурно и так стремительно: едва не погибли, воскресли, ещё раз пережили шквал эмоций, переправляясь через реку в третий раз. Воспоминаний, похоже, хватит на долгие годы. Порой, столько событий не переживает человек и за всю свою жизнь.

Итак, мы шли к станции. Там были база отдыха и горячие источники, оттуда можно было уехать до дома. По дороге нам удалось поймать машину, которая и подбросила нас до нужного места. Хотели было мы напроситься в попутчики, но ребята ехали до Улькана, чтобы выручить своего товарища, у которого где-то на трассе сломалась машина. Мы вкратце рассказали свою историю и, обменявшись добрыми пожеланиями, расстались у своротки на источники.

На базе нам тоже улыбнулась удача: нашёлся покупатель на нашу лодку. Продали мы её за три тысячи рублей, теперь у нас были деньги на обратную дорогу. Наша «Омега» уже во второй раз спасла нас. Не знаю, кто был рад этой сделке больше, мы или женщина, которой удалось по сходной цене приобрести двухместную резиновую лодку. По-моему, все были счастливы. В подарок мне вручили две пары чужих сланцев, оставшихся от отдыхающих: ехать в Усть-Илимск в болотных сапогах было как-то не с руки.

Дежурная с базы отдыха, когда мы поведали про свой сплав по Гоуджекиту и что еле оттуда выбрались, рассказала жуткую новость. Оказывается, за день до наших приключений на реке утонули два парня, они разбились о камни. Вечером нам удалось пробраться в поезд, который и довёз нас до дома. Нас спасло то, что платформы на этой станции практически нет, проходящие поезда стоят всего две минуты, и проводник не всегда может спуститься, чтобы проверить у пассажиров билеты. Когда поезд тронулся, никто из железнодорожников уже не решился нас высадить. Люди вошли в наше положение и помогли доехать до нужной станции.

Вот и всё. В заключение остаётся сказать: отправляясь в отпуск, готовьтесь к нему со всей серьёзностью и берегите себя.

Источник: Наталья Михайлова, газета "Вечерний Усть-Илим"


comments powered by HyperComments