Закон с "непредсказуемым исходом"
Правительство Иркутской области намерено вернуть себе право устанавливать тарифы на водоснабжение для муниципалитетов
Правительство Иркутской области намерено вернуть себе право устанавливать тарифы на услуги ЖКХ, в частности - на водоснабжение и водоотведение, которые сейчас находятся в ведении муниципалитетов.
На сессии Законодательного собрания 28 сентября соответствующий законопроект (точное его название - «О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области и отдельных положений законов Иркутской области, а также о внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» - прим.ред.) представил руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин.
В рамках принятия этого документа в первом чтении развернулась оживленная дискуссия. Дело в том, что Ассоциация муниципальных образований Иркутской области дала отрицательное заключение на законопроект. Изъятие у муниципалитетов права устанавливать тарифы не показалось обоснованным и некоторым депутатам Заксобрания.
Как пояснил Александр Халиулин, с 1 января 2016 года предельные индексы изменения тарифов в сфере услуг ЖКХ не устанавливаются ни для субъектов России, ни, соответственно, для муниципальных образований Иркутской области. Поскольку нет ограничителя, муниципалитеты могут бесконтрольно повышать тарифы для населения. К тому же существенно увеличился размер выпадающих доходов организаций, предоставляющих услуги ЖКХ. Чтобы их компенсировать, областной бюджет несет затраты, которые с 2014 по 2016 год выросли с 220 млн. рублей до 602 миллионов. Кроме того, в адрес МО возросло количество предписаний контролирующих инстанций относительно сроков и обоснованности установления тарифов – только в этом году их было вынесено 12. Как отметил Александр Халиулин, в настоящее время по этой части проводятся проверки в отношении Ангарска, Лесогорского МО и ряда других. На нарушения со стороны органов местного самоуправления Иркутской области два раза указывал центральный аппарат Службы по тарифам. «Все это говорит об уровне серьезного неповиновения и непонимания муниципалитетами требований по тарифообразованию», - акцентировал Александр Халиулин.
В ряде муниципалитетов напротив - были выявлены факты не повышения тарифов для населения, тем самым увеличивалась дельта выпадающих доходов, которые вынужден компенсировать областной бюджет. «Наш сегодняшний принцип: центр принятия решений по тарифам должен быть один, - заметил Александр Халиулин. - Раз уж мы за это платим, то и контролировать должны».
Александр Халиулин заявил также, что некоторые МО в тариф закладывают экономически не обоснованные расходы. "Если бы муниципалитет сам оплачивал дельту… но эта работа не проводится. Более того, в отдельных муниципальных образованиях она еще дополнительно осложняется тем, что коммунальные предприятия являются муниципальными", - посетовал руководитель тарифной службы.
Вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова напомнила, что несколько лет назад, когда полномочия по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение передавались муниципалитетам, главы территорий призывали региональную власть «хорошенько подумать», прежде чем это делать. Однако, регулирование тарифов отдали территориям, а теперь, по прошествии всего лишь четырех лет, их снова забирают. Депутат поинтересовалась, с какой целью.
Александр Халиулин пояснил, что в 2012 году были внесены кардинальные изменения в федеральное законодательство, и тогда региональная власть должна была решать, все ли полномочия по регулированию тарифов забирать одномоментно или что-то оставить МО. «Тогда решили, что забрать все сразу будет довольно тяжело для областного бюджета. Решили сделать это поэтапно. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что справимся с этими полномочиями», - заверил руководитель службы по тарифам.
Причина того, что муниципалитеты (особенно наиболее сильные) не хотят отдавать области право устанавливать тарифы, кроется в том, что «они борются за свои муниципальные унитарные предприятия», выпадающие доходы которых гасит областной бюджет, заявил Александр Халиулин.
Наталья Дикусарова высказала мнение, что 12 предписаний о нарушениях на 470 муниципалитетов Иркутской области – этого слишком мало, чтобы забирать полномочия.
- Почему вы выносите такой сложный закон в Законодательное собрание, не обсудив его предварительно с муниципалитетами, при отрицательном отзыве Ассоциации муниципальных образований? – обратилась Наталья Дикусарова к руководителю региональной службы по тарифам. - Вы не боитесь, что когда в январе будущего года на вас ляжет установление тарифов для всех муниципалитетов, вам элементарно не хватит для этого специалистов, что вы затянете установление тарифов. Опять получатся проблемы, свары… А ведь они получатся, так и будет. У нас опять появится куча обращений от муниципальных образований, что вы не успеваете эти тарифы установить.
Вице-спикер ЗС предложила прежде чем принимать закон, обсудить его с МО, а также принимать это решение с учетом стратегии развития региона:
- Нужно понимать, что делать с 1 января. Не могут депутаты так голосовать – сначала отдать полномочия, а через год – забрать только на том основании, что прокуратура выдала 12 предписаний.
Депутат Олег Тюменев заявил, что советоваться с муниципалитетами бессмысленно – те, что имеют муниципальные унитарные ресурсоснабжающие предприятия, никогда от них не откажутся, как и от права устанавливать тарифы. В качестве примера он привел свой родной Ангарск, где жители платили некие «инвестиционные платежи» несколько лет. Тем не менее, он задался вопросом:
- Ну, допустим, мы передадим вам тарифообразование. А вы чем лучше? Докажите, что вы лучше управитесь с тарифами и народу будет легче в этом плане. Из вашего выступления я этого не понял, извините.
Руководитель Службы по тарифам пояснил, что областная власть в этом плане лучше – потому что более подконтрольна центральному аппарату ФАС, а также потому, что руководствуется едиными федеральными методиками.
- Кроме того, у нас нет в управлении муниципальных унитарных предприятий, которые эксплуатируют соответствующую инфраструктуру водоснабжения и водоотведения. Лучше мы или хуже – покажет время. Но сегодня основной момент – это областные деньги. Мы их считаем и с нас за них спрашивают. К тому же мы просчитываем доступность и экономическую обоснованность тарифа и для населения, и для более крупных потребителей. Ладно, население мы защищаем областным бюджетом. Но как быть мелким и крупным товаропроизводителям? Рост тарифов на них очень сказывается, - высказал озабоченность Халиулин.
В итоге он признался, что беспокоят не столько предписания в адрес МО, сколько динамика увеличения расходов из областного бюджета на погашение выпадающих доходов поставщиков ЖКХ-услуг в муниципальных образованиях: 400 млн. рублей прироста за 2013-2016 годы.
Наталья Дикусарова в завершении дискуссии заметила, что в последнее время принимается ряд законов, последствия которых невозможно просчитать.
- Я не могу сейчас увидеть последствий принятия этого закона. Вот мы говорим, что будем экономить деньги областного бюджета. А за счет чего? За счет жителей? Как бы не получилось, что когда мы с 1 января перейдем на эту систему, для населения вырастут тарифы, а мы при этом будем экономить средства областного бюджета.
Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко сообщила, что против этого законопроекта высказались главы всего шести муниципалитетов, среди которых Саянск, Иркутск, Шелехов, Усть-Кут, Черемхово.
Спикер ЗС Сергей Брилка предложил принять закон и ко второму чтению доработать его на заседаниях рабочих групп с участием муниципалитетов. Предельный срок подачи поправок – 14 октября. Большинство депутатов проголосовали за принятие закона в первом чтении.