За лучший город Сибири
Депутат городской Думы Ирина Рычкова: «Я хочу, чтобы Братск стал одним из лучших городов Сибири»
Депутат городской Думы Ирина Рычкова рассказала о том, как решаются вопросы экологии в Братске, о проекте «закона о капитальном ремонте» от КПРФ, о решении социальных и производственных проблем.
- Ирина Леонидовна, давайте поговорим о том, что удалось сделать вам в качестве депутата городской Думы.
- Достаточно объёмный фронт работ был. Для меня работа в городской Думе оказалась интересней, чем работа в Законодательном собрании области. Эта работа более предметна, и её результаты более отчетливы.
Конечно, главная моя тема, которой я занимаюсь профессионально, поскольку у меня есть соответствующее образование и опыт работы – это экология. Поэтому войти в комиссию по экологии для меня было очень важно.
Я предметно начала знакомиться с документами по теме экологии и стала обращать внимание на встречах с избирателями на то, как выполняются программы охраны окружающей среды (а в Братске такие программы есть). И программы оздоровления и детей, и людей старшего возраста тоже существуют.
На думской комиссии по экологии руководители предприятий выступали с докладами и отчетами о проделанной работе по охране окружающей среды. Формально, вроде бы, работа ведется, но экологическая обстановка в городе не улучшается.
Депутаты выразили желание съездить и посмотреть обстановку непосредственно на предприятиях. В итоге посетили БРАЗ, БЛПК и завод ферросплавов (БЗФ). И тут открылся один неприятный нюанс. Лесопромышленный комплекс, в частности, новый проект целлюлозного производства «Большой Братск», мы посетили почти по «горячим следам», когда Дмитрий Петренев доложил о том, что при строительстве были допущены просчеты. Однако нам эти «проблемные места» не показали.
История практически повторилась на заводе ферросплавов. Картинка, представленная депутатам, была более, чем благостной. Даже трубы не дымили, но оказалось, что на время нашего визита просто приостановили производство. Но позже природоохранная прокуратура выяснила, что БЗФ выбрасывал в атмосферу в 5 раз больше кремниевой пудры, чем это допускали нормы, и подала на этот завод в суд. И фильтры очистки были установлены.
- А что сейчас происходит с передвижной лабораторией, о которой так много говорили депутаты городской Думы позапрошлого и прошлого созыва?
- Передвижная лаборатория (станция экологического мониторинга – прим. редакции) работает, заключен договор с Братским госуниверситетом о проведении заборов проб воздуха. Сейчас актуальная проблема – своевременный забор проб. Понятно, что если по сигналу горожан станция выезжает спустя пять часов, то сам факт выбросов, превышения ПДК можно уже и не застать. Мне удалось наладить достаточно плодотворные контакты с заведующим отделом охраны окружающей среды Николаем Юшковым, и этот вопрос оказался решаемым. Что-то было учтено, и в городе в плане выбросов стало немного почище, но это только начало.
Но самая главная проблема, с которой пришлось столкнуться - мы не имеем государственных полномочий для участия в проверках предприятий-загрязнителей, которые проводят контролирующие органы, хотя раньше эти полномочия были. Роль слушателя красивых докладов меня не устраивает.
Я поставила вопрос перед депутатами - выйти на Закосбрание области с просьбой наделить Думу и муниципалитет полномочиями по проверке производств, поскольку сами предприятия объективной картины не дают. На уровне правительства и Заксобрания области эта инициатива не прошла.
Тогда обратилась в комитет по экологии Государственной Думы, в то время его руководителем как раз был Борис Кашин от КПРФ. Обратилась не только с этим предложением. В 2013 году в городе проводились исследования здоровья братчан. Результаты этого исследования, чего скрывать, страшные, они показывают зависимость здоровья горожан от выбросов промышленных предприятий. В Госдуме начали работать с этой проблемой, и промежуточные результаты есть, но надо понимать, что работа здесь огромная – требуется изменить федеральное законодательство, но мы просим хотя бы право участия в контроле над предприятиями. И я думаю, этот вопрос сейчас перейдёт уже в новую Государственную Думу. И как он решится – будет зависеть, в том числе, и от выбора братчан.
- Как часто обращаются к вам братчане?
- Поскольку я избиралась по партийным спискам, считаю, что я ответственна перед избирателями всего города. Я веду прием в двух городских округах 4 раза в месяц: два раза - в Падуне и два - в Центральном округе, в помещении Думы. Конечно избиратели, горожане приходят постоянно. Иногда даже целыми трудовыми коллективами по 13-15 человек, в таких случаях встречи переносим в ветеранский центр, чтобы вместить всех. После избрания Сергея Левченко губернатором обращений стало ещё больше, люди надеются на то, что с главой региона и однопартийцем мы постоянно на связи.
- И связь есть?
- Разумеется. Если бы не поддержка губернатора во время событий с МП АТП, когда он в ночь этих событий направил в Братск заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Андрея Никитина, проблема не была бы решена в той мере, в которой она решена сейчас.
- В итоге горожане не очень-то осознали, что ситуация была под контролем губернатора, что в Братск приезжали министерские работники. Для обывателя конфликт разрешился словно бы сам собой…
- Вообще, работа была проведена огромная, и роль профсоюзной организации предприятия была велика. Бились за свои права они сами, я как депутат просто помогала им. Но примечательно, что ситуация стала развиваться еще перед выборами в городскую Думу. Тогда профсоюзные работники пришли ко мне и сразу стали говорить о забастовке. Я предупредила их, что забастовка - это очень серьезно, это серьёзный удар по городу, и стоит попытаться решить проблему другими способами. Предложила сначала провести митинг, поговорить с руководством города.
Я встречалась по этому вопросу с Сергеем Серебренниковым, когда он был кандидатом на пост мэра. Он в курсе дела и занимается этой проблемой. После выборов при первой же встрече с мэром я спросила: что делается? Он говорит: я уволил директора, предприятием сейчас занимается Виктор Соломатин. Будущее показало, что смена руководителя должным образом не помогла коллективу.
Я начала встречаться с работниками АТП, изучала документы, стала поднимать вопросы по этому предприятию на комиссии по городскому хозяйству Думы. Приглашала часть коллектива, чтобы они увидели обсуждение, чтобы их тоже увидели и услышали депутаты. Выясняли, почему растут долги, почему не заключается коллективный договор.
Надо сказать, что отнюдь не везде так активно работают профсоюзы, обычно они «ложатся» под власть, а профсоюз МП АТП работал очень активно. В конце концов, мы снова разговаривали с мэром, собирали «круглые столы», потом с представителем профсоюза поехали к Сергею Левченко, разговаривали там. После представители профсоюза уже побывали у губернатора самостоятельно.
- Поскольку у вас есть прямая связь с губернатором, почему Сергей Левченко до сих пор так и не посетил наш город? Помнится, губернатор Ерощенко прибыл на второй день после избрания.
- Стиль работы у каждого руководителя свой. Для Сергея Георгиевича знакомство с областью началось с того, что он собрал мэров городов области и председателей муниципальных дум, посмотреть, что представляет собой каждый руководитель и насколько он владеет ситуацией. Разумеется, и Сергей Васильевич с Ларисой Михайловной были на этом мероприятии.
Потом на пленуме Иркутского областного комитета партии мы слушали Сергея Левченко – он сказал, что некоторые мэры по ходу встречи откровенно «плавали» по ряду вопросов, и было видно, что они не владеют обстановкой в своём городе.
План поездок у Сергея Левченко есть, и Братск он посетит обязательно.
- Тем не менее, один раз он отказался приехать в наш город…
- Да, действительно была такая ситуация, когда Сергея Левченко пригласили на празднование юбилея Братска в этом году. Надо сказать, что Сергей Георгиевич отозвался на приглашение с радостью, но попросил, чтобы ему организовали встречу с населением и визит на проблемные предприятия города. Руководство города ответило, что такой возможности нет. Тогда губернатор ещё раз настоятельно попросил внести в план мероприятий, кроме поздравления братчан, ещё и рабочие моменты. Но такой возможности у администрации Братска не нашлось, и в связи с большой загрузкой рабочую поездку губернатор решил провести позже.
- Каковы отношения между депутатами?
- Нормальные, единственное - по сравнению с Законодательным собранием Иркутской области, взаимоуважения не так много, как хотелось бы.
- Но Дума призвана быть местом для споров, надо стучать кулаком по столу, доказывать свою точку зрения. Это рабочие моменты.
- Безусловно! Так и должно быть, но только без «базара», без перебивания друг друга. Моё мнение в Думе, может быть, не всем нравится, я это понимаю, но я довожу его не криком. В этом плане высокий профессионализм спикера являла в Законодательном собрании Людмила Берлина – грамотнейший политик. Уважение к разным партиям, разным мнениям было основой работы областного парламента.
В конце концов, уважение к простым людям крайне важно. Вот в Падуне единственное учреждение культуры - ДК «Ангара». С 2013 года в его помещении частный предприниматель строит детский центр, и вдруг ему понадобилась дополнительная земля в парке, в зеленой зоне, прилегающая к Дому культуры. Якобы для гостиницы. Общественные слушания по этому вопросу прошли недавно, у меня, правда, не получилось быть там. И ветеранов, пожилых людей, которые были против выделения земли, обманули. На общественных слушаниях надо всегда регистрироваться. Разумеется, никто не был заинтересован в регистрации простых горожан, никто их об этом не попросил перед началом. В итоге, в момент голосования пожилым людям сказали, что их голоса не считаются, так как они не зарегистрировались вовремя. И большинством голосов прошло мнение «подготовленных» людей. Но считаю, что на этом вопрос не был решен окончательно. Люди продолжают жаловаться.
- А у вас никогда не возникало ощущения, что некоторые депутаты «Единой России», которых в Думе подавляющее большинство, голосуя за то или иное «странное» решение, внутренне всё же против него?
- Да, я вижу, что некоторые внутренне согласны со мной, но подчиняются своей партийной дисциплине.
- Насколько нужна политика в таких некрупных и отдалённых городах, как Братск? Ведь дела города - это, по сути, дела хозяйственные, какая разница, кто их будет решать - коммунисты или «единороссы»? Может быть, где-то партийная дисциплина работает во вред?
- В чем-то вы правы. Но работа депутатская – это не общественная работа, она политическая, прежде всего. К сожалению, если посмотреть на депутатский корпус «Единой России», то это, в основном, предприниматели…
- Которые, скажем честно, не всегда понимают чаяния простого народа.
- Да, я это вижу и откровенно об этом говорю коллегам.
- Наверное, для каждой партии важна способность идти на компромиссы. Пусть что-то идет вразрез с интересами политики партии, но это ближе к людям, это может им помочь…
- Здесь и смешиваются хозяйственное и политическое, невозможно решить одно без другого. Вот живой пример: депутаты Заксобрания области предлагали свой вариант регионального закона о капремонте и вносили его не обсуждение неоднократно. Сергей Бренюк, депутат Заксобрания и первый секретарь Ангарского горкома, является автором этого закона. Областной комитет партии дал нам этот проект, и я предложила его обсудить на Городской Думе и поддержать или не поддержать, как решат депутаты, и отправить с нашей резолюцией… Но получила отказ. Тогда вместе с общественной организацией по контролю за ЖКХ Братска мы решили обсудить этот проект и послали положительный отзыв в Заксобрание.
- То есть, даже на отрицательный отзыв об этом проекте в городской Думе никто не решился?
- Возможно.
- Вы же порой выносите на обсуждение в Думе вопросы, прекрасно понимая, что они не будут рассмотрены никогда…
- А почему я должна молчать? Почему я должна держать при себе своё мнение? Пусть моё мнение неугодно, но оно должно быть. Пусть попытка провальная, но это уже попытка. Пока я последний шанс не использую, я не успокоюсь. Поэтому моя совесть перед избирателями чиста. Я делаю всё, что в моих силах.
Например, с оплатой труда младшему обслуживающему персоналу образовательных учреждений нарушается закон, по которому рассчитывается зарплата: в МРОТ закладывают стимулирующие надбавки и северные. Когда я подняла этот вопрос на комиссии по бюджету, представитель администрации говорит: там все нормально. Но я не выступаю неподготовленной, у меня был ответ из Москвы о том, что нарушены все нормы. Теперь другая задача перед муниципалитетом – а где взять эти деньги? Ну, где взять… Надо искать! Прожить на 8 тысяч в месяц простому человеку невозможно.
- Вообще, с деньгами происходят интересные истории. Первоначально на текущий ремонт дорог было заложено не более 60 млн рублей. Потом на фоне нарастающего недовольства горожан, под давлением СМИ, деньги вдруг нашлись. Наверное, если бы доходы бюджета Братска были в два-три раза больше, чем сейчас, муниципалитет все равно искал бы средства. Тут вопрос, по-видимому, в приоритетах?
- Да, сейчас мы столкнулись с другой проблемой. Я обратила внимание, что «экологические деньги» распределяются на другие нужды, например, на дороги. Оказывается, целевого распределения этих денег не существует, и этот вопрос надо поднимать и прорабатывать. Дороги - это хорошо, но «экологические деньги» должны быть направлены на решение экологических проблем и оздоровление жителей города.
Справка:
Ирина Леонидовна Рычкова родилась 22 июля 1947 года в городе Тайшет в семье служащих. В 1970 году окончила Иркутский политехнический институт по специальности «Инженер-строитель», в этом же году переехала в город Братск.
С 1970-го по 1984 год работала инженером, старшим инженером комбината «Братскжелезобетон», в 1984-1985 г.г. занимала пост заместителя секретаря парткома комбината «Братскжелезобетон».
С 1985 года по 1991 год работала заместителем секретаря парткома с правами райкома Управления строительства «Братскгэсстрой».
В 1992 году - начальник отдела социального развития Универсальной коммерческо-посреднической компании «Братскстройкомплект» (УКПК БСК), а с 1993 года — начальник торгового отдела ТОО Фирма «Вика» при АО УКПК БСК.
С 1994 года - директор магазина №11 Производственно-коммерческого предприятия «Сателлит».
С 1996 года по 2004 год — индивидуальный предприниматель.
С 2004 года - первый секретарь Братского местного отделения КПРФ.
С 2005 года по 2007 год - помощник депутата Государственной Думы Махмуда Махмудова по работе в субъекте Российской Федерации (Иркутская область) на постоянной основе. С 2008 года по 2012 год — помощник депутата Государственной Думы Сергея Левченко по работе в Иркутской области.
В 2012 году избрана депутатом Законодательного собрания Иркутской области, где работала заместителем председателя комиссии по контрольной деятельности. С 2013 года и по настоящее время является помощником депутата Законодательного собрания Иркутской области Романа Габова.
Воспитала двоих детей.
В 2014 году избрана в Думу города Братска по единому избирательному округу от «Коммунистической партии Российской Федерации».