Оператор РСЛ: там, где все вертится, рубит и режет
Нельзя сказать, что оператор РСЛ - ключевая профессия, но она важна в большом процессе производства целлюлозы. Оператор РСЛ Группы «Илим» Алексей Афанасьев убежден, что его профессия позволяет легко управлять новой техникой.

Оператор раскряжевочно-сортировочной линии (РСЛ) в технологической цепи производства целлюлозы обеспечивает производственный процесс где-то на третьем ее звене: между лесозаготовкой и транспортировкой древесины и производством щепы.
Нельзя сказать, что оператор РСЛ - ключевая профессия, но и она крайне важна в большом процессе производства целлюлозы. А еще оператор РСЛ филиала Группы «Илим» Алексей Афанасьев убежден, что только его профессия позволяет легко управлять новой техникой и большим количеством механизмов.
Раскряжевочно-сортировочная линия «Holtec» введена в эксплуатацию в 2012 году. Ее производительность составляет 45 тыс. кубометров древесины в месяц. Располагается линия в цехе по выгрузке и переработки древесины лесной биржи филиала Группы «Илим» в Братском районе.
Задача оператора РСЛ - превратить хлыстовую древесину в сортиментную, отсортировать ее. Древесный хлыст - очищенный от сучьев ствол поваленного дерева без отделенных от него прикорневой части и вершины. Оператор РСЛ как раз отделяет вершину и прикорневую часть, в результате получается сортимент, который идет на дальнейшую деревообработку.
Когда Алексей пришел устраиваться на работу, то имел очень общее представление о том, чем будет заниматься. Тогда новые РСЛ еще не запустили в работу, но уже набирали группу для обучения работе на ней. Новое оборудование заинтересовало Алексея.
- Я по образованию механик по промышленному оборудованию, но работал по разным профессиям, так как постоянно учился и получал удостоверения по разным специальностям, - рассказал Алексей. – Но всегда хотел управлять большими механизмами и агрегатами, работать на технике.
Процесс от первого лица
Началось обучение. Сначала теория, а когда оборудование было полностью смонтировано, то и практика. Учили пользоваться новыми агрегатами представители завода-изготовителя.
Освоил оборудование Алексей быстро. Потому что была заинтересованность, говорит он. Кстати, такая заинтересованность была не у всех, с кем он начинал обучение: из 18 человек осталось меньше половины. Управлять процессом раскряжевки сегодня Алексей может даже с закрытыми глазами.
- Наши линии полностью автоматизированы. Цепочка процесса раскряжевки начинается с поштучной подачи древесины. После того как пачку древесины вытащили из воды,оператор стационарного лесоперегружателя «Либхерр» разбирает пачку и раскладывает бревна ровным ковром. Дальше оператор РСЛ первого павильона подает бревна поштучно следующему оператору павильона №2, - объясняет технологический процесс Алексей. - За смену оператор «Либхерра» может разобрать до 46 пачек, в каждой по 100-200 бревен. На пульте первого павильона управляется раскатной стол и цепи работают отдельно, что позволяет оператору выравнивать то одну, то другую стороны, чтобы бревно шло по линии ровно.
Оператор первого павильона на пульте выбирает пилу и избавляет бревно от ненужной макушки, если она не соответствует длине, толщине или имеет ветвистую крону. Ее
нажатием специальных кнопок оператор отправляет в рубительную машину. Производство безотходное – непригодные части бревна идут на щепу. Потом оператор отправляет бревно своему коллеге - оператору РСЛ второго стола, где идет отбор пиловочника. Здесь задача оператора – откомлевать бревно и оценить качество, сорт и вид древесины.
- Избавляемся на этом этапе раскряжевки от комля, или «юбки». Отрезать нужно точно, но не более полутора метров. Чтобы быстро определить, сколько отрезать, нужен, конечно, опыт, но я научился довольно быстро, - заметил Алексей. – Дальше важно различать деловой лес и баланс, определить вид и сортность. Для нас это пиловочник.
Оператор определяет длину бревна, его качество. Затем по бревнотаске пиловочник разного формата идет в нужный карман. Неподходящие для пиловочника хвою, березу,осину и остатки хлыстов оператор второго стола «отдает» последнему в цепочке - оператору РСЛ третьего павильона. Здесь жестко закрепленные пилы автоматически пилят хлысты, задача оператора - выбрать карман по виду древесины, а если бревно зацепится, то с помощью манипулятора спецтехники его поправить.
Оператор-универсал
Самая сложная работа - у оператора РСЛ второго павильона, считает Алексей Афанасьев. Он знает, о чем говорит, ведь работал на всех четырех рабочих местах и является уже универсалом. Кстати, профессия оператора - это не только управление процессом раскряжевки древесины. Все операторы должны иметь шестой разряд, это означает, что они могут заниматься и обслуживанием всей линии. Также нужны и дополнительные специальности – стропальщик, и право управлять стационарными манипуляторами, ГПМ с пола. Операторы не только управляют. Они также владеют навыками ремонта оборудования, его наладки. И только в случае серьезной поломки вызывают ремонтный персонал.
- Когда принимаешь смену, всегда проверяешь оборудование, работоспособность датчиков, протянуты ли грейфера, не закушены ли пилы, нет ли течи гидравлической жидкости, - обобщил оператор. – Также обслуживаем рубительную машину. Среди отходов в рубительную машину поступает проволока и другие инородные предметы. Срабатывают датчики, и на мониторе пульта управления высвечивается ошибка, которую оператор должен устранить и снова запустить агрегат.
Подобные недочеты в работе разных агрегатов и механизмов линии устраняют сами операторы.
Слагаемые привлекательности от оператора РСЛ
Успех в профессии зависит от характера и силы воли, считает Алексей.
- Сейчас моя работа доведена до автоматизма. Набить руку, в принципе, несложно, главное - постоянная внимательность, чтобы не допустить ошибок. Вовремя, если нужно, остановить линию, «поддавить» макушку, определить сорт древесины, - подчеркнул оператор РСЛ.
Большую роль в работе оператора РСЛ играет взаимодействие с диспетчерами цеха, от которых зависит процесс предоставления техники на подачу и отгрузку древесины.
Кроме того что все операции на пульте Алексей может выполнять практически с закрытыми глазами и безошибочно определять, для каких целей пойдет каждое бревно, он еще принимает активное участие в вопросах повышения производительности и сокращении временных затрат по замене ножей на рубительной машине. Теперь вместо двух-трех часов на это уходит полчаса, благодаря заранее подготовленным деталям.
Трудоспособность и профессионализм молодого специалиста отмечает и руководство. Алексей уже знает, что такое работа мастера смены, в настоящее время он исполняет обязанности помощника мастера, а по итогам работы года был признан одним из лучших работников в номинации « Инновационность и совершенствование».
- Ты работаешь среди множества механизмов и агрегатов, все вокруг вращается, режет, рубит, отправляет, - говорит Алексей. - Но при этом работаешь в комфортных условиях: только у кресла пульта 27 настроек, все сделано здесь для оператора. И еще - это удобный график, стабильность, что немаловажно в наше время.
Все эти слагаемые делают его профессию привлекательной, считает Алексей Афанасьев, ведь быть оператором РСЛ – один из лучших вариантов.
Марина Шофрон, «Братский лесохимик»