О крымской грязи замолвите слово

Мэр Братска предпочел уйти от экологических проблем в мир фантазий

Фото: margtem.livejournal.com

Народная мудрость гласит: молчание – золото, однако власть имущие зачастую опрометчиво ей пренебрегают, забывая о том, что с вершины горы камень, лежащий у ног простого человека, кажется предательски мелким, в то самое время как для него это глыба, которой можно прибить. Мэр северной столицы Приангарья Сергей Серебренников под занавес 2015 года подвел итоги своей работы, специально для этого приехав в Иркутск. Необходимость презентовать собственные успехи перед иркутской публикой возникла у мэра по причине неблагоприятного имиджа, который, по мнению градоначальника, сложился в местечковой метрополии. Однако аргументы Сергея Серебренникова, призванные убедить общественность в эффективности работы его команды, вызвали по меньшей мере недоумение и возымели прямо противоположный эффект, который, впрочем, был замечен немногими.


На полном серьезе

Для начала журналистов огорошили тринадцатиминутным пафосным фильмом о достижениях градоначальника, среди которых в основном значились доблестные свершения на ниве культуры. Презентованный во Дворце искусств 175-й выпуск устного журнала «Глобус», ярмарка культуры «Братск-АРТ» и открытие в местном драмтеатре 30-го театрального сезона предлагалось принять не за рутинные события, которые просто обязаны быть в городе, подобном Братску, а за личные победы свершителя. В копилку собственных достижений городские власти почему-то добавили громкие победы именитых спортсменов, являющихся уроженцами Братска. В очередной, неведомо какой по счету раз, были названы сроки завершения переселения жителей поселка Чекановский, находящегося в санитарно-защитной зоне Братского алюминиевого завода. На этот раз - до конца 2016 года, но веры нет, так как Чекановский переселяют вот уж более десяти лет и переселить не могут. А если точнее, переселением 354 семей численностью 1,5 тысячи человек Сергей Серебренников занимается с 2007 года, именно тогда было подписано соглашение между администрацией города в бытность его мэром и алюминиевой компанией. Во временном промежутке, когда Сергей Серебренников вынужденно отсутствовал в кресле мэра, в 2012 году глава администрации Елена Гольцварт заявляла, что поселок Чекановский будет полностью переселен до конца 2015 года.

Конечно же, несколько бодрит весть о том, что в 2015 году в городе построено четыре дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Ну вот, пожалуй, и все, если не считать главного и без преувеличения фантазийного способа решить экологические проблемы Братска посредством поставки в санатории города лечебной грязи с Крымского полуострова. Соответствующее соглашение было подписано по результатам поездки в Крым. И поскольку никто до Сергея Серебренникова не пытался решать экологические проблемы промышленных городов посредством поездок по Черноморскому побережью, на этой чудодейственной грязи стоит остановиться особо.

Грязный туризм

Сергей Серебренников, пустившийся в пространные объяснения о том, что крупнейший промышленный центр региона ни с кем не соревнуется, а только лишь растет, ширится и просто задыхается от грядущих благостных перспектив, с поразительной очевидностью противоречил сам себе. Практически сенсацией стало его намерение скрестить коня и трепетную лань, а именно извлечь из индустриальной мощи Братска двойную выгоду. По разумению мэра, городские власти могут и должны зарабатывать не только на эксплуатации ресурсов с целью промышленного производства, но и на демонстрации заводов туристам в качестве эксклюзивного раритета. Промышленный туризм должен стать новым вектором развития Братска. В туристический пакет, видимо, должны войти тонны выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, экскурсии по промышленным производствам, на которых с советских времен сохранился пропускной режим, и крымская грязь, которую специально доставят с курортов Тавриды.

Кто станет потребителем этого по меньшей мере экстравагантного вида услуг и насколько в мэрии Братска просчитывали выгодность этого бизнеса, озвучено не было. Сергей Серебренников сообщил, что в качестве первого экстремального туриста выступил генконсул Китая в Иркутской области, что вряд ли может служить подтверждением будущей массовости и популярности данного предложения на российском рынке туристических услуг, ибо генконсул посещал заводы Братска не из праздного любопытства, а по долгу службы. Между тем практика ведения бизнеса китайцами знает множество примеров, когда граждане Поднебесной под видом туристов посещают различные магазины, выставки и фабрики Италии и Франции с целью копирования последних моделей ведущих брендов в сфере легкой промышленности. Кроме того, известно, что Японии удалось добиться масштабного экономического прорыва после разрухи второй мировой войны и ядерной трагедии благодаря, в том числе и тому, что японцы под видом туристов сновали по всему миру с фотоаппаратами, фиксируя на пленку все, что только можно. В результате высокотехнологичные продукты японской промышленности стали самыми лучшими массовыми копиями, что позволило вывести экономику страны на передовые рубежи индустриализации. Однако потрясающий успех не лишил японцев здравомыслия и не заставил их заниматься производственным эксгибиционизмом перед конкурентами. Тайны своих корпораций они охраняют до сих пор.

А нам все равно, пусть боимся мы волка и сову

Между тем Братску особо-то и похвастать нечем. Промышленные производства здесь технологически являют собой позавчерашний день. Широко разрекламированная в свое время Группой «Илим» модернизация целлюлозного производства фактически оказалась профанацией. Город является лидером в сводках новостей по производственному травматизму и смертности, по претензиям природоохранных ведомств в соблюдении экологического законодательства, по детским патологиям, вызванным неблагоприятной окружающей средой. Вероятно, панацеей от всех этих проблем должны стать грязи с курортов Крыма, куда с завидным рвением отправились власти Братска для достижения, разумеется, не личных, а общественно значимых целей.

- Мы подписали соглашение с тремя муниципалитетами – Ялтой, Евпаторией и городом Саки. Саки – это курорт, там с древних времен располагаются грязевые озера, где люди получают качественное санаторно-курортное лечение. Мы подумали, почему бы нам более плотно не проработать это направление, поэтому обговорили вопрос о поставках в три братских санатория знаменитой сакской грязи, - заявил Сергей Серебренников. - Так как между нами заключено соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве, мы планируем принять крымчан на братской земле. Мы начали заниматься въездным промышленным туризмом – это новое направление, и у нас есть диплом от соответствующей выставки по развитию туризма, которая проходила во Владивостоке. Море, крымскую природу они уже видели, а сибирскую тайгу и то, как производится алюминий, целлюлоза, электроэнергия, конечно, нет.

Проблематично даже диагностировать, что это - обезоруживающая наивность, сногсшибательный цинизм или вопиющее невежество? Практически все ведомства уже который год бьют тревогу из-за сложившейся в городе экологической обстановки, которую иначе как катастрофой назвать нельзя. Еще в конце 2014 года представители министерства здравоохранения Иркутской области докладывали, что с каждым новым поколением братчане становятся все менее здоровыми. Самыми крепкими были те, кто приехал строить город. Сейчас можно говорить уже о четвертом поколении братчан – правнуков гидростроителей. На это поколение и их родителей приходится уже гораздо большее количество заболеваний, причем многие из них тяжелые и хронические. Рожденные в Братске дети чаще других в Приангарье страдают от онкологических заболеваний, болезней органов дыхания, сахарного диабета, патологий костно-мышечной системы. И этим людям предлагается улучшить самочувствие с помощью крымской грязи, это ли не насмешка? Что больному астмой эта грязь? Как мертвому припарка. Мало того, этим людям предлагают стать частью производственно-туристического пейзажа, чтобы праздные зеваки-туристы пялились на них, как на аборигенов-изгоев, фотографировали их и рассказывали миру об увиденной дикости. Ведь туристы наверняка захотят делать селфи на заводах, построенных в прошлом веке и являющихся памятниками индустриальной эпохи времен легендарного, но развалившегося СССР. Запретить будет нельзя, потому как успех туристического бизнеса зависим от быстроты реакции на капризы клиента.

Между Сциллой и Харибдой

Так чего же хочет Сергей Серебренников на самом деле? Неужели пройти между Сциллой и Харибдой, не потеряв ничего? Но ведь это не удалось даже могучему Одиссею. Неужели он хочет сохранить экологически вредные промышленные производства и не просто по соседству с ними, но и даже эксплуатируя их, заниматься туризмом? Это серьезно? Или это хитрая уловка, чтобы отвлечь легкомысленных журналистов от больной темы экологического загрязнения города.

- Надо понять одну объективную вещь: Братск – это крупный промышленный центр, а не курорт. Вопросы экологии действительно стоят очень остро, но с момента создания предприятий-загрязнителей они стояли еще острее. Сегодня мы понимаем, как выстраивать работу для решения экологических проблем. В 2015 году администрация совместно с депутатами, специалистами и представителями общественности приняли новую экологическую программу, - заявил Сергей Серебренников. - В ней прописаны все предложения, которые внесли предприятия-загрязнители по модернизации своих производств. Программа расписана до 2019 года. Поэтому мы должны четко и поступательно выполнять все мероприятия, в ней прописанные, а не закрывать предприятия. Все мы знаем, что приносит такое закрытие, пример Байкальска поучителен.

Здесь спорить не с чем, Братск не курорт, а пример Байкальска действительно поучителен. Этот опыт еще раз говорит о том, что грязные полуразвалившиеся заводы из прошлого века - плохие компаньоны горнолыжной трассе и другим объектам, призванным вытрясать из карманов туристов денежные знаки, выпущенные в разных странах. Байкальск всем нам показал, что путь от закрытого вонючего завода до экономической зоны туристско-рекреационного типа мучителен, тернист и долог и, чтобы его пройти, необходимо проявить мужество, изобретательность, стойкость и жертвенность Одиссея.

Однако Сергей Серебренников не в Байкальске, а в Братске, и его закрывать заводы никто не заставляет, в пасть Сциллы и в водоворот Харибды его никто не пихает, все, что от него требуется, это выполнять им же самим и утвержденную новую экологическую программу. А в этом ни крымская грязь, ни туризм не помощники.

А вот с этим пока лишь одни обещания. С того времени, когда в феврале 2013 года жители Братска обратились к Прeзиденту РФ Владимиру Пyтину с онлайн-петицией, в которой просили главу государства принудить руководство алюминиевой корпорации и Группы «Илим», являющихся собственниками предприятий, расположенных в городе, к снижению вредных выбросов в атмосферу, ничего не изменилось. Правда, в городе отремонтировали фасад драматического театра, построили хоккейный корт и купили дорогую новогоднюю елку. Судя по всему, скоро привезут крымскую грязь и первых экстремальных туристов. А замеры Роспотребнадзора по уровню ПДК в лучшем случае останутся на прежнем уровне, как и показатели детских патологий и смертности. Да, и еще к следующему Новому году, скорей всего, будет снят еще один фильм о новых свершениях и прозвучат новые оригинальные идеи, по сравнению с которыми крымская грязь покажется позавчерашней информационной тухлятиной.

Источник: Ксения Гавриш, газета МК-Байкал


comments powered by HyperComments