Удалённый пищевод заменили трубкой
Мы на днях сообщали,что Иркутске провели братчанке уникальную операцию на обожжённых внутренностях . Сегодня газета "ВСП" рассказала подробности сложной операции.
Около 30 пациентов с химическими ожогами пищевода и желудка ежегодно оперируются в Иркутской областной клинической больнице. Химический ожог пищевода – крайне тяжёлая травма, при которой возможна полная непроходимость пищи, а значит, и критическая потеря веса. Оперативное вмешательство – единственный способ вернуть больному приемлемое качество жизни. Ранее врачи использовали для восстановления пищевода отрезок толстой кишки. Но когда в одном месте прибыло, а в другом убыло, обычно возникают проблемы с перевариванием пищи. Врачи областной больницы в процессе операции вышли на новый метод – удалили обожжённую часть желудка, а к оставшейся пришили тощую кишку. Пятичасовая операция прошла более чем успешно. Благодарная пациентка готовится к выписке.
50-летняя жительница Братска Людмила Гузовская случайно получила сильный ожог внутренних органов пищевой каустической содой. Она поступила в ИОКБ в августе спустя два с половиной месяца после ожога. Братские врачи не могли ей помочь – сначала перестала проходить густая пища, потом жидкая. Похудевшая на 20 килограммов женщина добилась направления в Иркутск. Сегодня она выражает хирургам огромную благодарность – чувствует себя хорошо, может есть самостоятельно, готовится к выписке.
– У пациентки был щелочной ожог, а это обычно крайне тяжело протекающая травма пищевода. Она поступила к нам с полностью непроходимым пищеводом. Во время операции выяснилось – кроме того, что имеется обожжённый пищевод, есть и стеноз ожогового происхождения входного отдела желудка. Соответственно, во время операции встал вопрос о возможности выполнить одномоментную операцию, – рассказывает Валерий Махутов, заведующий отделением торакальной хирургии Иркутской областной клинической больницы. – Обычно при сочетанных поражениях пищевода и желудка хирургическое лечение чаще всего растягивается на два этапа, нам же удалось обойтись одним. Это существенно облегчило реабилитацию нашей пациентки.
Ведь наркоз – тяжёлая процедура, не все его хорошо переносят. Да и ткани не пришлось дважды разрезать. Конечно, методики при таком сочетанном положении пищевода и желудка уже имеются. Но чаще всего раньше выполнялась пластика толстой кишкой. Понятно, что при таком раскладе половина толстой кишки исключалась из процесса пищеварения (что чревато проблемами с перевариванием пищи).
– В данном случае толстая кишка на месте. Соответственно, проблем с пищеварением быть не должно, – продолжает Валерий Махутов. – Удалённый пищевод в данном случае мы заменили комбинированной трубочкой, состоящей из культи желудка, и пришили к нему тощую кишку. Получилась желудочно-кишечная трубка, которую и поместили на место пищевода. Я всё время задумывался о том, каким образом можно сэкономить пластические материалы, которыми мы делаем пищевод. В данном случае это удалось.
Подобной методики в доступной литературе мы не нашли. Поэтому сейчас будем оформлять патент, затем публиковать его. Надеюсь, эта методика будет применяться и другими хирургами, потому что она помогает сохранить биопластический материал, позволяет пациентам достаточно комфортно жить с минимальными нарушениями пищеварения.
Пятичасовую операцию выполняла бригада из четырёх хирургов, операционной сестры, анестезиолога, анестезиста и санитарки. В отделении торакальной хирургии ежегодно оперируется до 30 пациентов с химическими ожогами пищевода и желудка. Чаще всего это ожоги уксусной кислотой, обычно при попытках суицида. Сначала больные находятся в отделениях больниц по месту жительства либо в токсикоцентре. И только после того, как формируется рубцовое сужение пищевода, попадают в ИОКБ.
К тому времени многие из них значительно теряют в весе – до 30–40 кг, и уже не могут передвигаться самостоятельно. Все прооперированные пациенты находятся на постоянном диспансерном учёте в отделении. При необходимости госпитализируются, им проводится инфузионная терапия или коррегирующие операции.
ИОКБ – один из пионеров в России по разработке методов пластики пищевода, начало которым положил профессор Скворцов. Новое оригинальное решение, разработанное Валерием Махутовым, может в дальнейшем использоваться разнообразно образованными, эрудированными, интеллектуально и мануально подготовленными хирургами.