Представительница ФКР поклялась в соблюдении закона

Многих насторожил ответ И. Гладышевой, которая на вопрос, кто будет гарантом сохранности средств на капремонт, сообщила - ответственность ляжет на правительство Иркутской области

О состоявшимся визите в Братск представителей областного Фонда капитального ремонта (ФКР) и проведенных ими встречах с братскими журналистами и общественностью города написано и сообщено уже более чем достаточно.
Остается констатировать: ФКР – региональное представительство в Иркутской области действует в рамках жилищного законодательства, является бюджетным учреждением и исполняет волю государства.

А воля эта на сегодня такова: ставшие в результате приватизации квартир собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД) граждане, одновременно являющиеся владельцами доли общедомовой собственности в своих домах, несут полную ответственность за их состояние, включая текущее содержание и капитальный ремонт.

Само же государство, до 2014 года берущее на себя 95% затрат на капитальный ремонт и понимающее, что ноша эта для бюджета страны слишком тяжела, решило с текущего года переложить все 100% этой ноши, вместе с ответственностью, на плечи населения, вернее, собственников многоквартирных домов. При этом, помня о нашем равнодушии, безответственности и разгильдяйстве, государство сохранило за собой функции организации и контроля за средствами, собираемыми гражданами на капитальный ремонт, создав на уровне регионов представительства Фонда капитального ремонта.

Впрочем, замечу, оно предоставляло нам право самим в течение нескольких месяцев решить на собрании собственников квартир, куда мы будем перечислять средства, собираемые на капремонт: на специальный расчетный счет своего МКД или на счет созданного для этих целей ФКР. Напомнить, сколько домов воспользовалось этим правом в нашем городе? Не более двух десятков. А что же остальные? Было лень оторваться от дивана, принять вертикальное положение и попытаться вникнуть в суть вопроса, предварительно изучив в Жилищном кодексе раздел, касающийся капитального ремонта МКД? Постеснялись поговорить с соседями и убедить их в необходимости самим обеспечивать сбор средств на капремонт своего дома, открыв для этого свой собственный расчетный счет? Поленились стать инициатором проведения общего собрания собственников МКД? А что же теперь кулаками махать, заявляя о недоверии ФКР и называя затею с капремонтом посредством ФКР «лохотроном» и очередной «аферой»?

Как говорится, поезд ушел.
Страховаться и кричать «Караул, грабят!» гражданам страны надо было давным-давно, тогда, когда народ клюнул на предложение гайдаровского правительства начала 90-х стать настоящими собственниками, для начала приватизируя свое жилье. Многие из нас по наивности думали, что одновременно они станут собственниками бывших ранее общенародными «заводов и пароходов» - ваучеры разве зря выдавали? Оказалось, общенародная собственность как-то очень быстро разошлась между «своими», на народ не хватило. Да что там заводы! Даже обещанных Чубайсом двух автомобилей «Волга» на человека никто не получил. Вот уж где афера вышла.
Но, чтобы мы не чувствовали себя окончательно обманутыми, собственниками нас все же сделали – своих жилых квадратных метров. При этом никто не объяснил, что же за этим последует. Как выясняется, сделано это было сознательно, потому что у государства, испытывающего на тот период крайнюю напряженность с финансами, и не имеющего возможности содержать и ремонтировать весь жилищный фонд, были свои планы насчет собственников жилья и их будущего.
Они-то и реализовывались постепенно в течение всех последних лет – при нашем с вами, прошу заметить, молчаливом согласии.

Давайте разберем все по порядку.

Да, сначала нам позволили стать собственниками квартир. Однако при этом никто не удосужился прописать в договорах приватизации, а мы с вами этого и не потребовали, что прежний собственник жилья – муниципалитет, сдает дом в собственность гражданам в нормальном состоянии (по соответствующему акту), после проведения капитального ремонта, и отныне собственники сами будут все бремя ответственности нести за состояние своих домов.

В том же случае, если квартиры приватизируются в неотремонтированном доме, государство (муниципалитет) берет на себя долевую ответственность (допустим, 50 на 50) по капитальному ремонту домов на тот срок, пока все наши дома не будут капитально отремонтированы. Не говоря уже про ветхое и аварийное жилье, где государство должно было выступать гарантом предоставления гражданам нового жилья за счет бюджета.

Но все мы пребывали тогда в состоянии эйфории, и нам даже в голову не приходило, что наступят такие времена, когда плата за коммунальные услуги будет составлять не 2, а 22% от семейного бюджета, когда тарифы на тепло и воду будут расти в геометрической прогрессии, когда за замену одного лифта дом будет платить около 2 млн рублей и капитальный ремонт также полностью ляжет на плечи собственников. Государство, в отличие от нас, все это держало в планах (мы же все-таки решили быть капиталистами) и, зная о последствиях, скрыло «обратную сторону» дружной кампании по приватизации жилья.
Согласитесь, вряд ли было столько желающих, как тогда, стать собственниками своих квартир, если бы людям еще «на берегу» объяснили условия «приватизации» и их конечный итог. Все могло тогда случиться, вплоть до акций протеста и саботажа кампании по приватизации. Но время шло, и власти надо было дальше выстраивать отношения с новыми «собственниками».
Если помните, бывшие когда-то муниципальными дома власть на местах передала в управление от муниципальных жилищных трестов – частным ООО. Было их ровно столько же, сколько ранее и трестов. Учредители новых ООО правдами и неправдами, где-то шантажом, где-то угрозами вытолкали с рынка бывших учредителей, которые лет сто отработали в муниципальных трестах… Ну, а чтобы отношения между частными управляющими компаниями и собственниками помещений МКД регулировались без вмешательства государства, в 2005 году приняли новый Жилищный кодекс, который давал нам, собственникам, право самим избирать управляющую компанию, создавать ТСЖ.

Следующий шаг – внесение ежегодных поправок в Жилищный кодекс, которые с каждым разом повышали меру ответственности собственников жилья за свои дома. В нашем городе так вообще умудрились в 2012 году весь жилой фонд отправить в самостоятельное плавание, заменив управление домами посредством УК на непосредственный способ управления. Большинство проглотило и это «нововведение» власти и владельцев УК, лишь в нескольких домах собственники отстояли право самим решать, какой способ управления их устраивает.

И, наконец, в 2012 году было принято решение государства о капитальном ремонте МКД за счет собственников. И, если раньше доля собственников в затратах на капитальный ремонт составляла 5%, то теперь по закону она составляет 100%. Одним словом, процесс этот может затянуться на десятилетия, лет на 30, потому как, чтобы отремонтировать наши, в большинстве случаев, проблемные дома, придется накопить очень кругленькую сумму в несколько десятков миллионов рублей. Вспомните про стоимость замены только одного лифта, и вам все станет ясно.
Вот почему и появились бюджетные учреждения ФКР, их счета в Красноярске, большая команда чиновников на бюджетном довольствии, которая будет управлять средствами собственников, заключать договоры с подрядными организациями и осуществлять контроль за ходом ремонтных работ.
Ну, если все так понятно, почему же люди на встрече в большом думском зале 29 октября не поверили представителям ФКР? Почему у братчан остался неприятный осадок от разговора? То ли потому, что им постоянно «закрывала рот» и обрывала на полуслове чиновница администрации из комитета по ЖКХ. То ли потому, что граждане, вспомнившие вдруг о приватизационной «афере» 90-х, уверовали в то, что тогда обманули - обманут и сейчас. То ли потому, что их напугало количество уголовных дел, которые были возбуждены в последние годы против больших чиновников, руководителей многочисленных фондов и фондиков, безнаказанно миллионами и миллиардами разворовывавших бюджетные (народные) средства, и с легкостью уходящих от ответственности (рука руку моет).

Многих участников встречи насторожил ответ первого заместителя ФКР И. Гладышевой, которая на вопрос, кто будет гарантом сохранности средств, аккумулированных на капитальный ремонт в общем «котле» регионального оператора, в том случае, если его руководитель сбежит с деньгами фонда куда-нибудь на Канары, ответила, что ответственность ляжет на правительство Иркутской области. Почему насторожил, спросит читатель? Потому что, зная о том, какие огромные суммы будут «крутиться» в ФКР, люди боятся, что никакой бюджет не сможет погасить расхищенные средства, значит, «сдерут еще одну шкуру» вновь с собственников. А может быть, и потому, что многие собственники пожилого возраста, дома которых поставлены в очередь на капремонт лет через 30, боятся не дожить до этого срока, тогда их деньги и вовсе пойдут прахом.
Одним словом, вопросов у братчан осталось много: и по перечню работ по капитальному ремонту, и по вопросу о том, почему этот перечень стал похожим на текущий ремонт, и не получится ли так, что с собственников государство возьмет деньги дважды за одну и ту же работу.

А главным образом потому, что непонятно: отчего же наше государство до того, как затеять приватизацию жилья и передать людям в собственность их многоквартирные дома, само не провело в них капитальный ремонт? Тогда никаких вопросов сегодня бы не возникло. И никто из пенсионеров и ветеранов Братска не укорачивал себе жизнь думами о том, почему его постоянно «облапошивает» собственное государство. Эти пенсионеры и ветераны собственными руками построили весь этот несчастный жилфонд. Теперь они же должны раскошелиться на его ремонт. Странно!


МЕЖДУ ТЕМ:

Ирина Гладышева рассказала, что Братск ежегодно будет собирать порядка 350 млн руб. при условии 100% собираемости. В программе Фонда состоят 1500 домов Братска, примерно в 40-50 домах ежегодно должен проводиться капитальный ремонт. Очередь на капитальный ремонт – это и есть программа Фонда. На сайте фонда можно найти, в каком временном периоде стоит интересующий каждого дом.

Фонд капремонта формируется за счет средств собственников, а также средств из бюджетов всех уровней. По словам Ирины Гладышевой, ежегодно Фонд планирует собирать порядка 2 млрд руб. Более трети этой суммы формируется за счет средств собственников города Иркутска. Из областного бюджета в этом году выделено более 100 млн рублей, средства федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ составили 133,5 млн руб. В 2015 году в Фонд капремонта из Фонда содействия реформированию ЖКХ будет направлено около 76,3 млн руб.

Контроль за качеством проведенных работ, а также за расходованием средств Фонда осуществляют Росфиннадзор, Росфинмониторинг, прокуратура Иркутской области, Контрольно-счетная палата Иркутской области, служба государственного финансового надзора, служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области. Первая проверка со стороны Росфиннадзора состоится в сентябре 2015 года.

Источник: Наталья Кучинская, газета "Знамя"


comments powered by HyperComments