Прокурорское реагирование
Взгляд на экологию Братска глазами экопрокурора Дмитрия Петренёва
Природоохранный прокурор Братска Дмитрий Петренёв (на фото) вновь публично выступил с любопытными заявлениями относительно экологический ситуации в Братске. Накануне он встречался с городскими депутатами на заседании постоянной комиссии по экологии. Корреспонденты tkgorod.ru также присутствовали на встрече и лично услышали от официального лица то, о чём раньше можно было только догадываться:
-Для жителей города наиболее чувствительно воздействие крупных промышленных предприятий на атмосферный воздух, - заявил в самом начале заседания Дмитрий Петренёв. – При явном наличии в воздухе дурнопахнущих химических веществ, ни одно из предприятий не признавали нарушений природоохранного законодательства, в связи с этим в городе сложилась общая атмосфера недоверия населения промышленным предприятиям, органам власти, в том числе, местному самоуправлению и контролирующим органам. Следует сказать, что честных, объективных разбирательств по причинам резких увеличений запахов дурнопахнущих веществ проведено не было.
«РАНЬШЕ ГОВОРИЛИ: «ВСЁ ХОРОШО», ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА НЕТ»
Напомним, в середине октября природоохранная прокуратура обязала «Илим» навести порядок с выбросами вредных веществ. На комиссии журналисты узнали любопытные подробности истории с «неучтёнными источниками выбросов».
- Когда «Илим» установил резервную горелку, стали наблюдать, что вот эти запаховые следы, вредные вещества в атмосфере присутствуют, продолжают присутствовать. Хотя по идее их не должно быть. Начали искать причину, - рассказал Дмитрий Петренёв. – Оказалось, что есть пропиточная пропарочная колонна, у которой не одна труба, а есть еще вторая труба. И на трубе имеется соответствующая маркировка – «Выход дурнопахнущих газов в атмосферу». Мы, соответственно, стали разбираться, что это за труба, при каких условиях она работает. И оказалось, что система защиты «Имбина» (чтобы всем было понятно, это очень высокая, порядка 14 метров, установка). И это, как раз, основной источник образования вот этих дурнопахнущих газов, которые входят в перечень наиболее взрывоопасных, опасных для здоровья веществ, дурнопахнущих. При отклонении каких-то технологических процессов – повышении давления, температуры в этом котле – система защиты перекрывает основную трубу, которая выводит газы в общий трубопровод и затем их ведет на сжигание. И газы, естественно, они должны куда-то выходить, они выходят через гидрозатвор – через вторую трубу.
- Ранее все было хорошо, все говорили: «все хорошо, все соответствует нормативам». Потому что действенного мониторинга нет. А то, что происходит на заводе, фактически, вот эти нарушения производственной безопасности, они были неизвестны. Сейчас мы о них знаем. И суть работы – привести все это в соответствие с законом и добиться таких природоохранных мероприятий, которые позволят и установить вот на эти источники какую-либо газоочистку наиболее эффективную, привести это все к соответствующим нормативам и так далее. Но это длительный процесс. И, безусловно, вот эти запахи по этим причинам они будут находиться в атмосфере.
«"БОЛЬШОЙ БРАТСК" ПО ДОКУМЕНТАМ НЕ СОДЕРЖИТ НИ ОДНОГО ИСТОЧНИКА ВЫБРОСОВ, НО ЭТО НЕ ТАК»
- Проект «Большой Братск» инвентаризацию не проходил, так как, согласно проектной документации, не содержит ни одного источника выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферу. Мы установили, что это не так. Такие источники были скрыты производителем оборудования при проектировании новой хвойной линии. Отвечает за эти нарушения, безусловно, группа «Илим», как природопользователь. Но документация поставщика, производителя оборудования не содержит сведения о том, что колонна пропитки и пропарки не только является источником образования дурнопахнущих вредных газов, но и соединена с атмосферой дополнительной трубой, через которую при определенных технологических условиях в защитном режиме возможен выход газов в атмосферу.
- С «Илимом» у нас очень сложные отношения с учетом всех этих нарушений. Сейчас «Илим» не признает нарушения официально. Но согласен все устранять. То есть вот такая интересная позиция. Она связана с общим пиаром компании. И еще некоторыми вопросами. Но они говорят: «Мы, в принципе, правы. Если это оборудование – виноват поставщик. Если еще какие-то вопросы, то мы тоже тут не совсем виноваты. Мы экологически ориентированная компания. Но мы согласны все устранить, все, что вы говорите». Пока вот в таком вот формате мы с ними работаем. Работаем через судебные решения. Но будем стараться еще иными мерами реагирования привлекать денежные средства для решения каких-то экологических проблем, о которых я сказал.
«ЗАВОД НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫВАТЬ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬСЯ»
- Никого не устраивала, наверное, ситуация, когда закрывались заводы массово, в 90-е годы это происходило. Эта ситуация была воспринята более серьезно и негативно населением, когда стояли полуразрушенные заводы, которые построены были в советское время, а потом перестали существовать. Промышленность должна развиваться. Это в любом случае – залог успеха любого государства, образования экономики, формирования экономики, благополучия населения. Вопросы экологии должны приводиться в соответствие. И я хочу сказать о том, что позиция органов прокуратуры – это позиция, которая определена Генеральной прокуратурой Российской Федерации в том, чтобы это происходило наиболее безболезненными не только для отдельных групп населения, но и в целом.
- Для сравнения, в Братске в количественном выражении вредных веществ в воздух выбрасывается в два раза меньше, чем в Ангарске. На наш взгляд, это не может соответствовать действительности. Вопрос только в инвентаризации и приведении всех цифр к реальным показателям.
- Все нарушения может устранить только само предприятие. На это, безусловно, нужны длительное время и вложение денежных средств. Сейчас мы готовим документы генеральному директору группы «Илим» по многим нарушениям работы предприятия, начиная от лесовосстановления и, конечно, атмосферного воздуха. И все эти вопросы мы постараемся решить с руководством этой компании.
«МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - ПЕРЕЧЕНЬ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
- В сентябре мы совместно с московским Росприроднадзором замерили основные источники группы «Илим», скоро будут акты. Но опять-таки, я вам скажу, мы замерили самые основные источники, из которых происходит выход газов. Во время замеров мощности предприятия были снижены в определенных случаях практически до ноля. То есть все было либо остановлено на плановый ремонт, когда с Москвы Росприроднадзор пирехал, либо мощности были сокращены. Поэтому применение таких штрафных санкций становится под большим вопросом. Поскольку мы даже не знаем, и «Илим» не знает тот объем выбросов, с учетом неучтенных источников, их количество, качественный состав, которых уходят с территории предприятия. Вот такая ситуация на сегодняшний день есть. Поэтому современная система мониторинга атмосферного воздуха в Братске очень необходима, чтобы обладать этой информацией, что на самом деле происходит. И от чего на самом деле происходят заболевания.
- В Братске с мая 2014 года реализуется программа охраны окружающей среды. Несмотря на то, что в момент ее разработки природоохранная прокуратура уже почти год, как работала, мы не привлекались для участия в ее разработке. Сейчас эта программа представляет перечень разрозненных, противоречивых мероприятий, которые ни по сути, ни по содержанию, на наш взгляд, не способны снизить негативные последствия на окружающую среду города. Мы считаем, что эта программа не продумана. Программа охраны окружающей среды нуждается в пересмотре, серьезной проработке, в том числе и с участием правительства области, промышленных предприятий, природоохранной прокуратуры и иных органов власти и управления, общественности.
«МЫ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПЕРЕДВИЖНУЮ СТАНЦИЮ МОНИТОРИНГА»
- Передвижная лаборатория есть, она действует, но мы в большей степени советуемся, консультируемся с Росгидрометом. Ее значение будет очень важным, незаменим при каких-то аварийных, чрезвычайных ситуациях, когда она сможет приехать на место аварии, провести замеры. Сейчас я не скажу про эту лабораторию. Я, во всяком случае, отслеживаю в Интернете сведения. Как правило, никаких превышений ПДК не фиксируются, запахи есть. Поэтому из таких вот соображений я пока не могу сказать, что она эффективна или неэффективна. Но по результатам исполнения муниципального контракта (он размещен и использует услуги этой передвижной лаборатории), мы, безусловно, проанализируем эффективность расхода бюджетных средств, какая была заложена программа, какие вещества были проанализированы, какие получены результаты. И мы обязательно об этом мэра проинформируем. Сейчас мы даем ей возможность поработать. Посмотрим результаты ее применения, результаты ее использования, если это будет эффективно и нужно для города, то пожалуйста. Если неэффективно – проинформируем мэра, будет принимать решение по этой лаборатории