Разговоры на Центральном рынке

«Я армянка, но я двумя руками за Путина!» - говорит продавщица на рынке

Такой ответ я получила от продавщицы с Центрального рынка нашего города, когда спросила ее, как она отнеслась к указу В. Путина о запрете ввоза в Россию продовольствия из стран ЕС в ответ на санкции Запада.И вообще, большинство опрашиваемых мною на рынке продавцов овощей, фруктов, мясных и молочных продуктов практически не задумываясь, отвечали так же, как и черноглазая армяночка: мера своевременная, давно надо было развивать отечественное сельское хозяйство.

И не такое переживали. Вот только цены…

Татьяна, продавец: «Видите, у меня в витрине кроме российских, есть и импортные сыры, они попадут под запрет. Но привозим мы их в ограниченном количестве, так как покупатели берут в основном сыры с Алтая, из Башкирии. Никто и внимания не обратит, что ассортимент чуть-чуть сократился. Разве что гурманы, но их в Братске не так и много».
Валентина, продавец: «Конечно, хорошо, когда есть выбор, но, думаю, наша промышленность справится. И не такое переживали. Российские продукты гораздо безопаснее, потому что натуральные, вот только в упаковке проигрывают».
Нина Николаевна, продавец: «Нечего переживать. Вон Лукашенко пообещал нас обеспечить всем: молочкой, овощами. Из Бразилии, Аргентины мясо и фрукты будем получать. Краснодар яблоками обеспечит. Армения и Азербайджан - цитрусовыми. Непонятна мне истерика некоторых: покупали продукты в Европе, теперь будем брать в Китае и Латинской Америке. В чем проблема-то?».
Однако встретились среди продавцов и ИПэшников те, кто выразил опасения по поводу принятых государством мер.
Ирина, предприниматель: «Торгую мясом птицы местных производителей: Красноярск, Братск. Но вот с овощами, думаю, будет проблема. То же касается и замороженных овощей, ягод. Наши консервы проигрывают по качеству и оформлению товара, этому еще долго учиться надо».
Продавец с фермерского хозяйства: «Своих овощей у нас нет, урожая с дач и огородов не хватит, чтобы прокормить всю Россию. Вот у меня овощи из Усолья. Думаете, кто их выращивает? Русские? Нет, конечно, китайцы. И так по всей Сибири. Сегодня они есть, завтра нет - уехали. Да и не доверяют люди их продукции, говорят, нитратов много. Проблем еще хватим с этими запретами».
Предприниматель: «У меня здесь несколько торговых точек, мясная продукция: колбасы, копчености. Второй день идет после принятия указа, цены на мясную продукцию пока не изменились. Но уверен, в ближайшее время оптовики их поднимут. И мы вынуждены будем тогда поднимать, себе в убыток работать ведь не будешь. Ударит по карману малоимущих, стариков, а они нас, «торгашей», будут ругать. Хотя и мы пострадаем: спрос-то упадет. А на каждого оптовика контролеров не хватит, вот и будут наглеть».
Торговец свежим мясом: «Сдерживаем цены из последних сил, но подскочат они однозначно, потому что в один миг государство не сможет заместить выпадающий импорт. Старики и так на желудке экономят, давно забыли вкус настоящего мяса, а скоро забудут, как оно вообще выглядит».
Оптимизма прибавили покупатели. 100% опрошенных мною посетителей рынка дружно поддержали решение В. Путина ответить на санкции Европы и США. Мера действенная, считают братские покупатели, Россия сможет сама себя прокормить, да и очередь из желающих поставлять нам продовольствие уже образовалась. Только бы цены правительству удалось сдержать, потому что на этом обязательно захотят нажиться шустрые ребята: контроль должен быть жестким.

«Отдамся за ломтик камамбера!»

Мнение не избалованных европейской цивилизацией братчан в большинстве своем совпадает с мнением остальных россиян. От 55 до 74 процентов населения уверены, что это стимулирует отечественный аграрный сектор и что Россия может прокормить себя сама.
Между тем, истинные гурманы и искушенная московская публика, судя по информации в соцсетях, чуть ли не готовы протестовать на площади с плакатами "Отдамся за ломтик камамбера!" или «Путин лишил меня гратен дофинуа!». Они считают, что санкции лишили их права выбора. Люди должны сами решать, что им есть и какой продукт считать качественным: российский или европейский. Что же, теперь за хорошей едой или деликатесом в Европу лететь надо, возмущаются состоятельные москвичи. Не знаю, как братские, но некоторые московские рестораторы, получившие от своих поставщиков уже на другой день после введения российских ответных санкций длинные списки отсутствующих у них деликатесов, начинают бить тревогу. Это не только ударит по доходам, но и отпугнет статусных посетителей и иностранцев, ранее посещавших их рестораны, беспокоятся бизнесмены.
Хотя и среди владельцев ресторанов, как ни странно, встречаются люди, поддерживающие санкции президента. В частности, московский ресторатор А. Деллос говорит, что реакция у него лично была примерно такая: «Ну, наконец-то мы стали как-то отвечать. Конечно, я прекрасно понимаю, что последствия негативные будут, но я думаю, что это понимали и на Западе, когда вводили эти санкции, что безответными мы не останемся».
С его точки зрения, «замена найдется всему, за исключением очень узкой линейки продуктов, предназначенных для элиты. Ну, переживут они без этих продуктов, ничего страшного. Но строить какие-то апокалиптические картинки совершенно ни к чему». По мнению других, поддерживающих санкции России предпринимателей, необходимо как можно скорее осваивать новые рынки, и тогда можно будет избежать резкого роста цен. Рынок Латинской Америки «стучится в наши двери"
Если верить министру сельского хозяйства Н. Федорову, то правительство уже определилось со списком стран, импорт продовольствия из которых будет призван заменить импорт продуктов из Европы и США после введения российских санкций. Предполагается, что поставки овощей и фруктов обеспечат бывшие республики СССР: Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. В списке перспективных зарубежных стран Иран, Марокко и Египет: они нуждаются в российском зерне и растительном масле, а мы готовы взять у них фрукты и овощи.
По словам министра, рынок стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Парагвай, Эквадор, Перу) буквально «стучится в наши двери" с продукцией животноводства. В числе стран, продукты из которых могут заменить западные, называются Турция, Иран и Сербия.
Что касается поставок рыбы из Норвегии, то этот импорт, по заверениям Минсельхоза, Россия в силах заменить самостоятельно.
Н. Федоров заявил, что могут возникнуть проблемы с «очень дорогими сырами из Италии и Франции, устрицами и мидиями», однако «это не тот сегмент, который может быть очень тяжелым для страны - это сегмент премиум-класса и является незначительным».
«Когда-то Россия была поставщиком продовольствия в Европу. Надеемся, мы к этому можем вернуться, - уверен Д. Якобашвили, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. - Надо создать определенные условия. Мы хорошо работаем в пиковых, стрессовых ситуациях, и, следовательно, нужен стресс определенный, который даст возможность именно развиться нашему отечественному производству. Развить это можно, потому что - огромные территории, огромные возможности. Конечно, мы потеряли в научно-техническом плане, в технологическом плане очень сильно - за времена советского прошлого и за последние 20 лет». Нужны определенные шаги, считает вице-президент РСПП, не только со стороны бизнеса, но и со стороны государства. Государство должно обеспечить нашего предпринимателя, обезопасить его от административных барьеров, проверок бесконечных, дать ему время для возрождения, на становление, снизить налоговые ставки для тех людей, которые стараются заниматься сельским хозяйством и хотят поднять его.

Цель вашей поездки за границу? Пожрать

Ради объективности заметим, что оптимизм министра разделяют главным образом рядовые потребители продовольствия, та часть населения страны, которая не хочет вникать в тонкости объявленных санкций и, тем более, «забивать голову» по поводу их последствий.
Другое дело, продвинутая публика: западные политики, российские экс-министры и эксперты, журналисты и представители элиты. Как бы нам не хотелось обвинить их в «предательстве», но в их оценках все же присутствует здравый смысл, игнорировать который полностью невозможно.
Так, эстонский премьер Ильвес усмотрел в решении Москвы следы стратегического партнерства России и ЕС: «Евросоюз постановил лишить Россию займов и оружия, а Путин добавил до кучи и продовольствие».
Президент фонда «ИНДЕМ» Г.Сатаров, в прошлом помощник президента Б. Ельцина, посчитал решение президента Путина «четвертым пакетом санкций против собственного народа».
Лидер партии «Яблоко» С. Митрохин предупреждает, что запрещенное европейское продовольствие хлынет в Россию из стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии), которые поставляют товары в страны-партнеры беспошлинно. Им достаточно будет переклеить этикетки на сельхозпродукцию, производимую в других странах, на свою. «Так что никакого особого дефицита импортного продовольствия у нас не будет, – уверен С. Митрохин, - а будет гигантский черный рынок, контролирующие его бандитские кланы и баснословные доходы полицейских, прокурорских и роспотребнадзорских, которые и станут в конечном счете решать, что эта колбаса на самом деле made in Belarus or in Kazachstan».
Экономист Андрей Нечаев, экс-министр экономики в 90-92 годах, оценивая последствия введения российских санкций с учетом состояния экономики как критические, осторожно советует власти: «Сейчас разумно подумать о введении продовольственных талонов для неимущих».
По словам правительственного чиновника финансово-экономического блока, на которого ссылается газета «Ведомости», любое сокращение предложения – инфляционная мера, поэтому «влияние ограничений на инфляцию можно приблизительно оценить в 1-2 пп». В пример он приводит ситуацию со свининой: Россия импортирует 600 000 т свинины, из них 300 000 — из Европы. В феврале Россия закрыла импорт из Европы, в результате рост цен производителей составил 20% за полугодие к тому же полугодию годом ранее, в рознице — 12%.
О рисках и паниках, когда цены могут взлететь, предупреждают работники кредитных организаций. Подсчитано, что при запрете ввоза мяса из США и молочной продукции из ЕС совокупный вклад торговых ограничений в инфляцию составит 2,5 пп, она достигнет 7,5% по итогам 2014 года. Даже если рост цен не ускорится, с учетом фактически нулевого роста экономики уже можно говорить о том, что в России - стагфляция (ред.: это когда экономический спад и депрессивное состояние экономики сочетаются с ростом цен), считает Дмитрий Полевой из ING.

О чем предпочитают умалчивать

Признаюсь, в рыночных беседах в прошедшую субботу братские участники процесса купли-продажи, стоящие по обе стороны прилавка, высказали еще ряд тревог, которые в главном совпадают с опасениями экспертов, специалистов своего дела. Например, ни для кого не секрет, что российские мясоперерабатывающие производства работают на ввозимом сырье. Россия не производит мяса, которое годится для изготовления любимой нами колбасы. Известно также, что производство не только колбасы, но и огромного числа других продуктов зависит даже не от базового сырья, а от мелких ингредиентов, также ввозимых, без которых не будет конкретного продукта. Для решения этого вопроса понадобятся годы. Но проблему-то надо решать сейчас. И вообще, всякие запреты бессмысленны, считают эксперты. Разве, лишив российских производителей опасных европейских конкурентов, запреты научат российских аграриев и переработчиков лучше выращивать продукты, лучше их хранить, своевременно внедрять современные технологии? Единственное, что гарантированно обеспечат подобные запреты, – это более высокие цены и более низкое качество. Это уже многократно подтверждено опытом нашей и других стран.
Конечно, власть пообещает гражданам своей страны, что государство создаст могучие корпорации, которые будут кормить и одевать страну. Чем заканчиваются в нашей стране попытки решить продовольственную проблему, известно: Советский Союз решал ее 70 лет, пока сам не развалился. Кроме того, опыт вновь подсказывает, что разнообразный ассортимент продовольственных товаров обеспечивают не агрохолдинги, а предприятия среднего и малого бизнеса, которых в России крайне мало и которые не получают должной поддержки от государства.
И последнее, чем хочется поделиться, что не дает покоя в последнее время. Разговоры о том, что поставщики продовольствия из Латинской Америки в очередь встают и у России не будет проблем, грешат недосказанностью. Как правило, эти государства, как, впрочем, и другие, очень сильно зависят от США, от ВТО, членами которой они являются: оказанное на них давление может заставить их отказаться от ранее данных России обещаний.
Наконец, почему государство не занималось и не занимается развитием и подъемом экономики, которая перестала расти, потому что требует системных и структурных изменений? Почему мы занимаем одно из последних мест по производительности труда и объемам энергетических затрат, по качеству строительства дорог и жилья? Почему за сотни лет наша страна не научилась производить ни одного сорта сыра, который мог бы конкурировать с иностранными? Почему у нас нет нормальных автомобилей и бытовой техники, эффективных лекарств, компьютеров и программного обеспечения? Почему, гордясь своей культурой, на бытовом уровне мы так и не приучили себя к культуре общежития, и миримся с загаженными лифтами, грязными подъездами, разбитыми остановками? Почему из страны читающей мы превратились в одну из самых безграмотных? Почему чувство гордости возникает у нас только когда «крымнаш» или когда разговор заходит о мощности российского оружия? Почему весь мир считает нас своими врагами, а братья-украинцы жалеют и называют не иначе, как рабами? У вас есть ответы на эти вопросы? У меня пока нет.

Источник: Наталья Кучинская, газета "Знамя"


comments powered by HyperComments