На руинах общежитий

Арендаторы комнат и помещений в городских общежитиях возмущены состоянием внутреннего и внешнего облика зданий. Это уже не здания, а практически руины, за проживание на которых жильцы продолжают исправно платить

Ремонтов нет десятилетиям, вахтеры, уборщики, мало-мальская охрана - все это давно исчезло. Жильцы резонно интересуются: доколе они будут жить в этом кошмаре?

Городские общаги…

Для очень многих строителей, лесохимиков, энергетиков Братск начинался именно с них. Потом все они получали квартиры и сохранили на долгие годы память, добрую память о том, как все начиналось: и крепкая дружба, и любовь с обязательной свадьбой в холле, и конкурсы, и стенгазеты, и борьба за звание «Образцовое общежитие»…. Тогда в общежитиях жизнь кипела. Но это было давно.
Постепенно жизнь в общежитиях начала замирать. Вначале предприятия на город скинули со своего баланса непрофильные социальные активы. В вечно дырявом городском бюджете денег на поддержание нормального уровня общежитий вечно не было. Добавим сюда абсолютно неграмотное управление объектом и абсолютный беспредел со стороны коммунальщиков и получим современное гетто для тех, кому некуда деваться. Кстати, среди тех, кому некуда деваться, есть не только асоциальные элементы, большинство - вполне нормальные люди. Просто жизнь сложилась так, что временное жилье стало домом поневоле.
Мы зашли в некоторые городские общежития и попытались выяснить, что же с ними произошло и планирует ли хоть как-то менять положение управляющая компания или городская администрация.

«Коридоры смерти»
на Баркова

Общежитие по улице Баркова,15 – место общественное. Помимо жилых комнат на первом этаже здания имеется масса коммерческих и социальных учреждений. Например, кафе, магазин, парикмахерская, а также клуб ветеранов «Победа». Эти учреждения активно посещают горожане. Но… сильно смущает внешний вид здания, да и внутри интерьеры, мягко говоря, пугают: ободранный линолеум, обшарпанные стены, разбитые стекла кабины вахтера, а самого вахтера здесь уже несколько лет как нет… Смрад бедности и неустроенности не выветривается из коридоров общаги. Косметический ремонт здесь не делался лет 20-30. Найти коменданта или управляющего не удалось, пообщались с жителями и арендаторами помещений.
- Мы переехали сюда полгода назад. Администрация выделила комнату. Жить некомфортно, небезопасно. По вечерам в холле собирается молодежь – пьют пиво, водку, устраивает разборки. Смущает, что недавно прямо в помещении открыли магазин, где торгуют алкоголем – это происходит и днем, и ночью. Вахтера нет – сократили. Мы пытались собирать деньги на оплату, но комендант говорит, что этого недостаточно. Да здесь и за деньги никто работать не хочет. В страхе народ бежит с этой вахты. Нужна специализированная охрана. Домофон тоже не работает – на него нет денег. Поэтому здесь проходной двор, - рассказывает одна из жительниц дома.
- Когда люди заходят в нашу парикмахерскую, они говорят, что попали в другое измерение, - рассказывает сотрудница парикмахерской. - Пройдя «коридор смерти», они наконец оказываются в чистом помещении. Но чего стоит этот путь! На бизнес это не влияет – у нас клиентуры хватает, но хотелось бы навести порядок хотя бы в коридоре общежития. Хозяйка нашей парикмахерской готова за свой счет линолеум постелить, но к кому обращаться? Мы аренду за год вперед администрации заплатили, а до управляющего уже несколько месяцев дозвониться не можем. Хотели рекламный щит за деньги разместить на фасаде здания, но тоже не знаем, у кого разрешение спрашивать. Порядка здесь нет, и желания его навести у ответственных за это общежитие людей – тоже.

Жизнь
в безысходности

Для контраста мы решили заехать в одно из образцовых общежитий города по ул. Комсомольская, 33. В прошлом году мы посещали это здание по служебному заданию и были приятно удивлены порядком в холле общежития. Каково же было наше удивление, когда мы зашли внутрь. Разбитая кабина вахтера покрылась паутиной, цветочные горшки превратили в гигантские пепельницы, металлические двери не закрываются, в здании царят грязь и смрад…
- Я вам сейчас всю правду расскажу! – сходу начинает явно нетрезвый жилец, едва завидев журналистов. – Вахту закрыли с начала этого года. Говорят, что за неуплату. Моя жена работала вахтером здесь – зарплата у них мизерная, и всегда у жильцов находились деньги, а тут вдруг не стало. Уборщицу тоже убрали – посмотрите, какая грязь! Теперь здесь проходной двор, наркоманы приходят колоться, пьянство, драки, разборки… Еще пару лет назад тут елка на Новый год стояла, цветы цвели… Считаю, такое запустение – заслуга нашего коменданта, которая предпочитает здесь появляться только с утра – деньги с людей соберет и бежит закрыв глаза. Нас здесь за скот держат, на нас плюнули.
Общежитие на Комсомольской, 83 - в холле нестерпимо пахнет мочой и прокисшим пивом, по этой грязи бегают детишки… Вахтера, разумеется, нет. Вполне хорошо одетые люди, не пьяницы и не наркоманы, идут в свои комнатки с работы, опустив головы, чтобы этого всего не видеть.
- Да все здесь плохо! Полгода живу здесь, и гордиться нечем, - говорит жительница дома. – Люди сюда переезжают от безысходности, а власти, коммунальщики этим пользуются. Здесь же в основном многодетные семьи живут, те, у кого квартиры нет, и на съем хорошего жилья не хватает. Обидно, конечно, что такое отношение к нам, ведь мы по 5-6 тысяч платим за аренду этих комнат, а взамен получаем только грязь. А здесь растут наши дети.

Тяжелое детство на Обручева

Последним пунктом нашего рейда стало общежитие по ул. Обручева, 47, которое, пожалуй, поразило нас больше всех остальных. На крыльце здания, плотно зажатого со всех сторон автомобилями, мы увидели настоящий детский сад – так много детей играло на этом крыльце. Площадки у ребятишек нет, поэтому играют они в основном с тяжелой металлической дверью да с урной, забитой окурками. В 21-м веке в не самом плохом и бедном городе, в центральной его части, напротив мемориала Славы, стоит такой вот монстр, больше всего похожий на декорации фильма ужасов. Но и там, оказывается, есть жизнь, и там растут дети.
- Нам обещали в этом году сделать и капитальный ремонт здания, и детскую площадку обустроить. Ничего не сделано, а лето подходит к концу, - говорит многодетная мама, которая присматривает за многочисленной детворой. – Я не верю, что люди не платят за ЖКХ. В нашем общежитии в основном живут пенсионеры, они – ответственные плательщики. Молодежь, которая снимает комнаты, тоже платит – куда же без этого, иначе сразу выселят. Но нам говорят, что денег едва хватает на оплату тепла. Мусор у нас два (!) месяца не вывозили, уборщицы и вахтера нет, двери в душевых и сантехнику наши мужчины сами меняют, как могут. Неужели совсем нет ни на что денег? В это не верится.

«Не высасывайте проблему
из пальца!»

Мы поинтересовались в комитете по управлению Центральным округом Братска, что же все-таки происходит с городскими общежитиями. И нам ответили: «Не высасывайте проблему из пальца». Мол, все ужасы, о которых мы пытались рассказать, нами же и выдуманы.
- Все там нормально. За состоянием общежитий следит управляющая компания «Жилсервис», ее директор – Леонид Анатольевич Голиков, это хороший управленец, притом что фонд ему достался незавидный – общежития и старые деревянные дома. «Жилсервис» выполняет свои обязательства настолько, насколько позволяют средства. Естественно, многие не платят за ЖКХ, и рассчитывать, что при таких условиях здания будут обслуживаться комплексно, не стоит. Но в целом обстановка там неплохая, я считаю, - говорит заместитель председателя комитета по ЖКХ Сергей Замаратский.
Лично я с большим уважением отношусь к Сергею Александровичу Замаратскому, который более 30 лет работает в сфере ЖКХ города и является профессионалом в своем деле, но в данном вопросе, как мне кажется, он не совсем осведомлен. Может быть, ему стоит так же, как и нам, просто пройтись по городским общагам, посмотреть и все увидеть. Может быть, пора чиновникам выйти из своих кабинетов и оглядеться вокруг… Вместо уютных залов городской администрации хотя бы раз выбрать местом проведения своего заседания холл в одном из братских общежитий.
Сергей Замаратский предложил нам связаться с управляющим Голиковым по его личному телефону и узнать у него все детали, но наши многочисленные звонки остались без ответа. Телефон отключен уже несколько дней.
Разумеется, сваливать всю ответственность на управляющую компанию или администрацию было бы не совсем правильно. Чистота и порядок – это ответственность, прежде всего, самих жильцов, а с этим большие проблемы и в обычных домах, не говоря уже об общагах. Но все-таки... Почем во многих общежитиях открыто торгуют алкоголем? Почему полиция не разгоняет пьяные дебоши? Почему не ведется работа по сбору средств с жильцов? Ведь речь идет не об обычном многоквартирном доме, а об общежитии – месте, которое по определению нуждается в особом контроле. Но с тех пор, как началась приватизация этого фонда, примерно в 2005 году, власть ответственность за общаги с удовольствием скинула. Ведь ей же, власти, есть чем заняться помимо выполнения своих прямых функций по обеспечению комфортных условий для жителей на территории…
В Братске порядка 25 общежитий. Это не так много, далеко не весь этот жилфонд приватизирован, а значит, городские власти все-таки несут ответственность хотя бы за те помещения, которые они сдают по договорам социального найма. Но это, повторюсь, чиновникам или неинтересно, или компетентности не хватает.

Источник: Елена Кутергина, фото Валерия Павлова, газета "Лесохимик"


comments powered by HyperComments