После драки кулаками не машут
Почему людей не устраивает непосредственное управление и как отменить общедомовые нужды?
На собрание, созванное в актовом зале школы № 12 по инициативе ген. директора ООО «Жилтрест» А. Борозны, собрались 60-70 жителей многоквартирных домов. В повестке значилось два вопроса: по оплате за общедомовые нужды, по благоустройству 23-24 микрорайонов.
Вполне понятно, что разговор вышел далеко за рамки обозначенной темы. Напомним, что братчане в конце 2012 года были массово «отправлены в свободное плаванье», то есть в непосредственное управление жилфондом. Кому хватило знания законов, зубастости и терпения, а таких, к сожалению, меньшинство, те смогли доказать через суд неправомочность решений по переходу на непосредственное управление и заставили управляющие компании выполнять и дальше договоры по управлению своими домами. Остальные жильцы остались один на один со своими проблемами: они изредка ходят по кабинетам начальников, откуда их «футболят», получают отписки от ресурсоснабжающих предприятий на свои жалобы и пьют успокоительное, когда получают квитанции с завышенными в 10-15 раз (бывает и такое!) суммами платежей за коммунальные услуги, в первую очередь, за ОДН.
Не виноватые мы… А кто тогда?
Предваряя вопросы участников собрания, директор УК ООО «Жилтрест» А. Борозна подчеркнул в самом начале, что все МКД находятся на непосредственном способе управления, УК выступают теперь в роли подрядных организаций, поэтому платежи за коммунальные ресурсы поступают непосредственно поставщикам коммунальных ресурсов. Соответственно, всеми вопросами, связанными с начислениями, перерасчетами, предъявлением платежей на общедомовые нужды, соцпакетами и пояснениями для граждан, должны заниматься энергоснабжающие организации.
- К сожалению, вот меня удивляет их позиция, - сказал Альберт Николаевич, - но разъяснений гражданам практически не дается. На обращения письменные просто делаются отписки. Причем, значит, в качестве ответчиков стараются привлечь еще управляющие компании, как бы они должны участвовать, разъяснять и т. д. В этой связи целью встречи руководства ООО «Жилтрест» с собственниками МКД 23 и 24 микрорайонов его ген. директор А. Борозна как раз и обозначил желание «управляющей» организации выслушать предложения людей и посоветовать, как дальше быть в ситуации с общедомовыми нуждами.
О непричастности УК к расчетам ОДН говорила и начальник ПТО Н. Краюшкина. Она пояснила, что расчет всех коммунальных услуг, в том числе и ОДН, производится непосредственно ресурсоснабжающими организациями в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства РФ № 354, по определенным формулам. По ее словам, у них имеются случаи, когда собственники обращаются в УК для составления неких актов. В таких случаях населению, которое, как показывает практика, совершенно не разбирается в вопросах начисления ОДН, разъясняют, что ОДН – это общее потребление коммунальных ресурсов по дому за минусом показаний индивидуальных приборов учета, объема потребленных коммунальных ресурсов владельцами (арендаторами) нежилых помещений, объема, потребленного собственниками помещений без индивидуальных приборов учета по нормативам. Люди все это как будто понимают. Они согласны, что коммунальные ресурсы расходуются на освещение мест общего пользования, работу лифтов, инженерного оборудования. Однако тут же задаются вопросом: и раньше эти затраты оплачивались, но почему только с выделением отдельной строки на ОДН платежи за ОДН значительно выросли и превышают зачастую размер оплаты за коммунальные ресурсы, потребленные собственниками в жилых помещениях, в несколько раз.
Рост объемов потребления коммунальных ресурсов, а значит, и платежей по ОДН ген. директор «Жилтреста» А. Борозна обозначил тремя причинами.
1. Объемы потребления растут за счет граждан (арендаторов, родственников и т. д.), фактически проживающих, но не зарегистрированных в конкретной квартире. В то же время собственник квартиры платит по нормативу мизер, а остальные объемы потребленной временно проживающими в его квартире гражданами горячей и холодной воды, фиксируемые общедомовым прибором учета, расписываются на всех жильцов дома в рамках ОДН.
2. В связи с тем, что база данных по платежам населения, которой располагает ресурсоснабжающая организация, сложно формируемая, допускается много ошибок. Как заметил А. Борозна, он лично разбирался не один раз по просьбам жильцов МКД, «прямо околесица приходит там в счетах, но не может такого просто быть! Но когда начинаешь всерьез заниматься этим вопросом, Иркутскэнерго делает перерасчет, хотя и со скрипом, но этого можно добиться...».
3. Наличие в МКД, кроме собственников квартир, сторонних потребителей. По словам А. Борозны, это коммерческие структуры: магазины, мастерские. Те, кто переводит помещение из жилого в нежилое и занимается бизнесом, зачастую не устанавливает приборы учета коммунальных услуг, поэтому то, что они потребляют сверх норматива, также перекладывается на плечи собственников.
- Этот бардак уже надоел управляющей компании, - признался Альберт Николаевич. - Вы не знаете, куда обращаться, и вы считаете нас виноватыми. Мы не виноваты. Правительство устроило так, что поставщики коммунальных услуг начисляют вам ОДН, это не мы начисляем, квитанции даже не наши. Мы вам пришли разъяснить, куда обратиться и т. д. Это несправедливо, вот поэтому я здесь нахожусь…
А. Борозна еще раз подчеркнул, что они готовы оказать помощь собственникам в их спорах по ОДН с ресурсоснабжающими организациями:
- Нас с вами волнует, чтобы начисляли правильно, чтобы не было претензий к УК, чтобы энергетики не обогащались просто безосновательно.
Во многом А. Борозна прав, но в основном, конечно, он не прав
К такому выводу пришел участник собрания М. Непомнящих (ул. Металлургов, 37), ветеран города, который предпочитает говорить с УК языком закона и которому удалось в 2013 году не только доказать через суд незаконность перевода дома, в котором он проживает, на непосредственное управление, но и судебным решением обязать ООО
«Жилтрест» по-прежнему исполнять функции управляющей организации.
Претензий у него к своей УК немало, но, прежде всего, собственников, от имени которых он выступал, волнует начисление ОДН, неисполнение мероприятий по энергосбережению, нежелание УК выполнять свою работу в полном объеме.
Так, Михаил Александрович подчеркнул, что, поскольку МКД всегда потребляли воду, тепло, электричество, эти услуги не могли предоставляться бесплатно, они всегда относились к затратам по содержанию домов. УК, являясь коммерческой организацией, заинтересованной в извлечении максимальной прибыли из своей управленческой деятельности, не получая за нее бюджетных субсидий, естественно, закладывала эти затраты в тарифы. Жителей его дома волнует теперь, почему при выделении ОДН в отдельную строку УК забыли исключить коммунальные затраты на общедомовые нужды из своих тарифов, по сути, вынуждая собственников оплачивать дважды одну и ту же услугу.
Он согласился с тем, что трудно отслеживать и вести учет граждан, проживающих в МКД без регистрации, без установленных приборов учета, но пользующихся коммунальными услугами за счет своих соседей. Однако он подчеркнул, что жилищное законодательство обязывает УК вести реестр собственников, включая сведения о правоустанавливающих документах проживающих в доме людей, – это помогло бы в решении вопроса по переплате за ОДН. Между тем, реестры или не ведутся, или ведутся ненадлежащим образом, но плата с жильцов МКД за «управление» почему-то взимается. Волнует собственников его дома и порядок взимания платы за вывоз мусора. Михаил Александрович давно настаивает на том, что УК должна начислять плату за вывоз ТБО не с кв. метра, а с человека. И он намерен решить этот спорный вопрос в суде.
М. Непомнящих хотел также получить ответы еще на несколько вопросов, которые он задал на собрании. Например: почему электричество в подъезде горит днем, хотя по проекту в доме должно быть автоматическое отключение;
почему собственники должны оплачивать затраты Иркутскэнерго на установку общедомовых приборов учета, если по проекту его дом уже был с общедомовыми приборами учета? Кто их снял и почему УК не установила их за свой счет;
в чем заключается выгода собственников, о которой в 2012 г. говорила УК, при переходе на непосредственное управление, если в настоящее время собственники остались один на один со своими проблемами и непомерной оплатой за ОДН?
Другие участники собрания, собственники МКД 23-24 микрорайонов, выразили свою озабоченность тем, что сначала УК отправили все дома на непосредственное управление, сняв с себя эту «обузу», а теперь выражают сочувствие и выступают в роли обвинителей Иркутскэнерго. Для многих из них до сих пор является секретом, как в одночасье жильцы МКД стали вдруг сами управлять своими домами, почему при этом они не знают, кто в их доме выполняет функции уполномоченных лиц и есть ли таковые вообще. Если их нет или они есть только на бумаге, то кто принимает и подписывает акты выполненных управляющей (с конца 2012 г. подрядной) организацией работ - ведь речь идет о расходовании больших сумм. Кто в таком случае берет на себя ответственность за объективность данных о выполненных работах, если никого из собственников не привлекают к контролю выполненных работ?
Г. Романовскую (ул. Крупской, 11) волнует, почему ООО «Жилтрест», являясь не управляющей, а только подрядной организацией, дает разрешение на подключение к энергомощностям их дома сторонней коммерческой организации, при этом собственники узнают об этом постфактум, хотя с ними по закону обязаны согласовывать такие решения; почему перерасход по общедомовым нуждам распределяется на всех собственников, а не на тех, у кого не установлены индивидуальные счетчики?
А. Борозна согласился с последним замечанием и объяснил его несовершенством жилищного законодательства, но при этом не уточнил, делал ли он когда-либо попытку вместе с депутатами развалившейся городской Думы выйти с законодательной инициативой и совместно с депутатами Законодательного Собрания региона добиться внесения изменений в правила оплаты коммунальных услуг в части платежей за ОДН.
Он и его специалисты пояснили также, что оборудование, как правило, имеет свойство устаревать и требует замены: вот и сейчас возникла необходимость устанавливать новые общедомовые приборы учета, теперь это производится за счет собственников. Что касается выгоды от перехода МКД на непосредственное управление, то А. Борозна и не стал особо скрывать, что это, скорее, была не выгода, а жизненная необходимость, чтобы сохранить УК.
- Выгода в том, чтобы УК стабильно работала, а не банкротилась каждые полгода, - сказал гендиректор ООО «Жилтрест», - именно это произойдет, скорее всего, с той компанией, которая работает по обычной схеме (вероятно, он имел в виду ту, что обслуживает дом на ул. Металлургов, 37. – Прим. ред.).
Многие собственники с таким «банкротством» не согласны. Они прекрасно помнят, как называет президент страны примеры частых (зачастую, искусственных) банкротств УК – «мошеннические схемы».
По общероссийской статистике, большинство собственников помещений МКД (процентов 97-98) оплачивают коммунальные услуги в полном объеме. Известно также, что многие УК, в том числе и в Братске, в предыдущие годы вместо того, чтобы своевременно рассчитываться за услуги с ресурсниками, расходовали средства жильцов на другие цели и накапливали долги, подводя свои предприятия к искусственному банкротству. В таком случае, действительно, энергоснабжающая организация вынуждена была снимать задолженность по коммунальным услугам через арест счетов управляющих организаций.
Еще более драматическую картинку нарисовал жильцам дома № 37 с ул. Металлургов сотрудник газеты «Горожанин», в прошлом заместитель одной из УК по связям с общественностью.
Он намекнул, что рано заслуженный строитель Непомнящих празднует победу: в 2015 году у ООО «Жилтрест», как у управляющей компании, заканчивается срок договора с собственниками этого дома, и вряд ли А. Борозна захочет его продлевать. Вот тогда ветеран побегает: будет сам мусор вывозить и полы в подъезде мыть. А потом выставит свой дом на конкурс и будет умолять: обслужите меня хоть кто-нибудь, вывезите мусор (после этих слов зал буквально взорвался, не дав корреспонденту договорить, а кто-то из присутствующих даже сравнил его угрозы с ультиматумом самого Порошенко). Иными словами, защитник господина Борозны недвусмысленно намекнул: хотите, чтобы вас хоть как-нибудь обслуживали, сидите и не рыпайтесь. Иначе…
Видимо, он на другой планете живет и ничего не слышит. Ведь совсем недавно российский премьер Д. Медведев заявлял на совещании в Чебоксарах, что пора кончать с практикой, когда собственники - для управляющей компании, а должно быть наоборот: УК – для собственников. А еще в Жилищном кодексе записано, что если у МКД нет управляющей компании, то органы местного самоуправления обязаны через конкурс назначить на управление домом новую организацию. Правда, в условиях созданной самой же городской администрацией монополии на услуги ЖКХ, сделать ей это будет трудно. Хотя, как заметил на июньском форуме журналистов области, отвечавший на острые вопросы прессы зам. министра ЖКХ А. Трофимов, он против непосредственного управления и того, чтобы оплату ресурсов, потребленных домом, перекладывать на тех жителей, которые и так проявили себя ответственно, установив в квартирах приборы учета – нужно ликвидировать пробелы в законодательстве.
Впрочем, с появлением в Братске С. Серебренникова, заметил он, проблема найдет свое решение.
Так зачем нас собирали?
Собрание завершилось, а вопросы остались. Один из них: а для чего управляющая компания собирала собственников?
При выходе из здания школы предполагаемый ответ прозвучал из уст одного из участников встречи:
- Зачем нас собирали-то, не пойму. Борозна плачет, что ничего они не могут сделать, потому что подрядники, только посоветовать. Что нам с его советов. Хотя… Выборы впереди. Видно, Альберт опять метит в депутаты попасть, вот и хочет нам понравиться. Радетель!