Ненасытное ЖКХ

Тариф на воду предложили повысить сразу на 76%

Почему, живя в Сибири – в самом богатом водными ресурсами регионе страны – мы так много платим за воду?

Немалое удивление вызвал недавнее предложение нового директора муниципального Водоканала Михаила Лихотникова повысить тариф на холодную воду сразу на 76%. По его словам, мера необходима для спасения предприятия от банкротства. Антикризисных мер оказалось недостаточно, а вопрос о субсидировании предприятия из городской казны не рассматривается.

На прошлой неделе Михаил Лихотников выступил перед депутатами городской думы, где подробно отчитался о состоянии дел в «Дирекции городской инфраструктуры» - так теперь называется «Тепловодоканал». Отмечу, это предприятие занимается стратегически важным делом – водоснабжением, водоотведением и канализованием практически всего города, на предприятии занято свыше одной тысячи сотрудников, и последние несколько лет на организацию обрушились финансовые потрясения, связанные с огромными неплатежами.

Так, сейчас долги ДГИ оцениваются в огромные 328 млн рублей, в то время как самой Дирекции население и организации должны около 220 млн рублей. среди причин такого колоссального кассового разрыва Лихотников назвал, в частности, уменьшение норматива на воду почти с 8 куб метров до 5,5. Такое уменьшение утвердило региональное Правительство, что это означает? Люди, у которых нет счетчиков, а их не так уж и мало в Братске, платят за воду по нормативу, то есть, они могут вылить и 7 и 8 куб. м и даже больше, а заплатят всего за 5,5. Руководство Водоканала уверено, что уменьшение норматива сыграло не на руку предприятию, и его необходимо повысить. Интересно, что общедомовых приборов учета в Братске тоже немного, оборудовано лишь 30% домов, а это – тоже прямые и потенциальные потери, по сути, Водоканал не знает, кто и сколько воды потребляет и с какими целями, 40% жилого фонда Братска – кот в мешке. Удивительно, но еще несколько лет назад об установке общедомовых приборов в городе говорили на каждом шагу, и «оприборили» гораздо больше домов, но со временем они либо стали выходить из строя, либо управляющим компаниям, которые следят за этими счетчиками, по какой-то причине удобно, чтобы они не работали. Как бы то ни было, а все-таки следить за счетчиками должна организация, которая в подсчете заинтересована. И то, что «Водоканал», по сути, эту тему отпустил в вольное плавание – вовсе не вина жильцов или эксплуатирующих организаций. Как потребитель могу сказать, что мои индивидуальные счетчики за 5 лет эксплуатации тоже никто не проверял, и о том, какие я сдаю показатели в ЖЭК знаю только я. Правильно ли это? Ведь здесь – огромный плацдарм для злоупотреблений со стороны получателей услуг.

Тем не менее, по словам Лихотникова, предприятию удалось улучшить кое-какие финансовые показатели, в частности, начать экономить на топливе и охране, повысить собираемость платежей, выиграть более 30 исков к потребителям и др. Несмотря на это, проведенных мер оказалось мало. И сейчас руководство Водоканала не может придумать ничего лучше, как повысить тариф для населения. И сразу на 76%, мотивируя тем, что в Братске не такой уж и высокий текущий тариф. Однако, давайте разберемся. В Братске он составляет 17 руб. 66 копеек, а, например, в Иркутске – всего 12, 37 коп., в Новосибирске – 16, 50, а в Шелехове так и вовсе 11.91. Как ни крути, в Братске вода отнюдь не самая дешевая. Увеличение на 76% практически на три четверти взвинтит и без того не самый маленький показатель и платить придется более 30 рублей за куб. холодной воды, не считая водоотведения и канализования. Так, если в среднем сегодня семья из трех человек платит около 300 рублей за холодную и горячую воду, то при новом повышении чек увеличится до 500-600 рублей. Но самое главное, это никак не решит проблему отсутствия счетчиков – как индивидуальных, так и общедомовых. В антикризисной презентации Лихотникова стоит еще один, не слишком заметный, но важный пункт: оплата сверхнормативного потребления на общедомовые нужды. Не совсем ясно, кто их должен оплачивать: неужели снова жильцы, поставившие в своих квартирах счетчики?

Одним словом, представленные расчеты внушают мало оптимизма нам, простым пользователям. В редакцию ВБ нередко звонят горожане с одним единственным вопросом: почему, живя в Сибири – в самом богатом водными ресурсами регионе страны – мы так много платим за воду? Почему за недоработки и провалы топ-менеджеров, властей, а, может быть, и правоохранительных органов (по Водоканалу не так давно шли разбирательства, менялись директора, форма собственности и т.д.) должны платить мы, простые потребители?

Елена КУТЕРГИНА

Источник: Газета "Вечерний Братск"


comments powered by HyperComments