Испытание на зрелость

предстоит пройти жителям Иркутской области в нынешнем сентябре

Иркутская область попала в число трех регионов из 21, где развернулась действительно по-настоящему конкурентная борьба за губернаторское кресло.

Иркутская область, как и следовало ожидать, оказалась участником горячей предвыборной кампании в отличие от остальных регионов, где в этом году объявлены досрочные выборы губернаторов. Вялый старт предвыборной гонки и наличие сразу двух технических кандидатов от ЛДПР и «Справедливой России», депутата Законодательного Собрания Приангарья Олега Кузнецова и помощника депутата Госдумы Ларисы Егоровой ввело многих наблюдателей в заблуждение, что развитие событий по инерционному сценарию предопределено и победитель здесь известен заранее. Однако случившееся впоследствии фактически взорвало полусонное течение обещавшего быть стандартным и рутинным действия. Заслугу в этом приписывают главному и действительно реальному сопернику на губернаторских выборах коммунисту, депутату Госдумы Сергею Левченко, который за короткое время успел развернуть агрессивную предвыборную кампанию, мобилизовав весь имеющийся у него опыт политический борьбы, накопленный за последние двадцать лет. Он обрушил на своего прямого конкурента, выдвиженца ЕР, пользующегося поддержкой президента Владимира Путина, действующего главу региона Сергея Ерощенко, шквал обличительной критики, в результате чего предвыборная кампания сентября 2015 года из тарелки пресной манной каши, которая предлагалась избирателям, превратилась в обжигающее харчо.

Неожиданная смена меню

И вот уже столичные политологи спешат изменить свои прогнозы, зачисляя иркутский регион в один из самых интересных в нынешней предвыборной гонке. Они больше уже не заявляют о том, что здесь, как и в остальных 21 субъекте страны, развернулась референдумная кампания, когда победитель «стух до начала». В конце августа прокремлевский Фонд развития гражданского общества представил доклад «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы – 2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов». Как следует из доклада, его авторы пришли к выводу, что в Иркутской области возможно переформатирование избирательной кампании из референдумного сценария в конкурентный, но при наличии безусловного лидера, который опережает ближайшего соперника в два раза.

«Есть вероятность, что конкурентными в итоге окажутся текущие кампании в Иркутской и Омской областях, - говорится в документе. – В Иркутской области первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко, едва не выигравший губернаторские выборы в 2001 году, успешно наращивает рейтинг. Таким образом, борьба за голоса неопределившихся избирателей на последнем этапе кампании обещает быть интересной. В то же время пока Сергей Ерощенко лидирует в гонке, более чем в два раза опережая кандидата от КПРФ».

Таким образом, Иркутская область попала в число трех регионов из 21, где развернулась действительно по-настоящему конкурентная борьба за губернаторское кресло. По мнению столичного политолога Константина Калачева, помимо Омской области, в стране на этих выборах остаются еще два спорных для «Единой России» региона – это Иркутская область и Республика Чувашия. Там сохраняются очаги протестной активности, которые могут сказаться на результатах протеже партии власти. «Согласно опросам социологов, прогноз по врио губернатора Иркутской области Сергею Ерощенко благоприятный, но есть и протестный потенциал, который стремится оседлать КПРФ, – говорит Константин Калачев. – Рейтинг их выдвиженца Сергея Левченко по ходу кампании подрос, однако Ерощенко, видя это, сознательно пошел на конкурентный сценарий, чтобы укрепить позиции».

Логика развития событий самой предвыборной кампании и все, что ей предшествовало, свидетельствуют о том, что действующий глава региона сознательно пошел на то, чтобы выборы не разворачивались по референдумному сценарию. Если кто помнит, ожесточенная политическая борьба с жесткой критикой действующего губернатора началась приблизительно за год до того, как Сергей Ерощенко обратился к президенту страны с просьбой о досрочных выборах. Тогда с критикой в его адрес выступала часть представителей региональной бизнес-элиты, но коммунистов в ней замечено не было. Совершенно очевидно, что неожиданное для многих решение об этих выборах им было принято задолго до старта самой кампании. И в качестве главного аргумента, который Сергей Ерощенко озвучил на встрече с Владимиром Путиным, было наличие стратегической программы развития региона на ближайшие пять лет. Четкое видение перспективы развития и вполне прочный для этого фундамент, который был построен губернаторской командой за прошедшие три года, не оставляли сомнений в правильности выбранного курса будущего региона. Однако сам статус назначенца в сложных политических условиях ставил под сомнение реализацию грандиозных планов иркутских регионалов.

Более того, представители иркутской оппозиции, большей частью представленной предпринимателями, потерявшими при действующей власти заказы и рынки, использовали для критики иркутского правительства сложную геополитическую обстановку, в которую попала страна в результате мирового экономического кризиса и санкций. Социально-экономическое положение в российских регионах по объективным причинам осложнилось. Все эти обстоятельства могли поставить под угрозу дерзкие планы развития области, которые Сергей Ерощенко из намерений превратил в программу, многие пункты из которой выполняются уже сегодня. Именно в такие периоды, как никогда, нужна устойчивая власть, нацеленная не просто на безболезненный выход из складывающейся кризисной ситуации, но и на развитие региона, повышение его экономической устойчивости, социального спокойствия и благополучия.

Разбежались по кустам

Казалось бы, был простой выход. Оставить все как есть, ведь выборы – это в любом случае популизм и расшатывание ситуации, когда все кандидаты и партии без исключения выступают только за все лучшее и против всего плохого. Был и второй путь - для сохранения электорального статус-кво провести формальные, так называемые референдумные выборы для галочки, которые сейчас политологи наблюдают в других регионах страны. Однако ни первый, ни тем более второй путь не давали действующему врио необходимой народной поддержки выбранного им курса развития. Единственным выходом, приемлемым в этой ситуации, могли стать только полноценные конкурентные выборы.

И вот тут-то сразу обозначилась проблема. Иркутская область не на Луне находится, она часть России и, следовательно, ей свойственны все электоральные болезни, которыми страдает несовершенное, находящееся в стадии становления российское избирательное право. К ним в довесок еще прилагается и множество других факторов, которые сделали нормой невыполнение предвыборных обязательств, и избиратель к этому привык. А в Иркутской области с этим вообще беда, губернаторских выборов здесь не проводилось в течение 14 лет. Большинство людей от них отвыкло и вообще не понимает, зачем они нужны. Поэтому как дело до них дошло, то представители оппозиции сразу разбежались в кусты. Сидя там, они подхихикивали, двинув в кандидаты бедного как церковная мышь журналиста Артура Пьянова, чтобы превратить избирательную кампанию в фарс. К выборам никто из них не был готов, потому как критиковать куда легче, чем делать и отвечать за содеянное. И поскольку отвечать никто не хотел, то и в серьезную борьбу ввязываться тем более ни у кого желания не было. Между тем на дуэль вызывали, перчатками разбрасывались, а когда дату дуэли им назначили, прислали на нее оруженосца.

Тачанку на передовую

В этом сложном политическом дискурсе выборы губернатора Иркутской области рисковали превратиться в посмешище, но тут на поле битвы выкатилась бессменная красноармейская тачанка. Ветераны политических действий, разумеется, не могли остаться в стороне от «большой драки», тем более что на горизонте забрезжили выборы в Госдуму 2016 года. Коммунисту, мастодонту российской политики Сергею Левченко в этом политическом безрыбье пришлось мобилизоваться и в очередной раз принять вызов единороссов. Сделать ему это было и не особенно сложно, так как политические декларации у коммунистов всегда наготове, а тачанку единороссы помогли подлатать, протолкнув через муниципальный фильтр, чтобы поддержать на плаву конкурента. Сергей Левченко, стратегической целью которого, судя по всему, является не победа на губернаторских выборах, а раскрутка перед выборами думскими, блестяще справился с задачей по превращению кампании из референдумной в конкурентную. Однако дальше этого, скорей всего, планы не распространяются, так как понимание того, что делать с победой в случае ее обретения, у коммунистов, как показывает практика, нет.

Версию об отсутствии стратегических планов на победу у Сергея Левченко подтверждает тот факт, что избирателям его предвыборным штабом предлагается не проработанный программный документ, а набор декларативных популистских заявлений и приглашение жителей региона к дискуссиям и коллективному авторству. «Самое важное, я хочу сказать, что мы открыты для дискуссий и предложений. Все разумные доводы, которые в результате приведут к улучшению жизни большинства жителей области, будут рассмотрены и при необходимости включены в программу. Этот документ не только для меня – он в первую очередь для вас. Нам предстоит воплощать его в жизнь, и без вашей поддержки не обойтись», - сказал в своем обращении к избирателям Сергей Левченко. Из сказанного кандидатом можно сделать вывод, что программный документ, если таковой и существует, находится в стадии проекта, так как его предлагается избирателям обсуждать. Однако автору этих строк не удалось найти в открытых источниках этого документа, поэтому конкретных ответов на вопрос, как Сергей Левченко собирается бороться с бедностью, ростом цен и тарифов ЖКХ, поднимать сельское хозяйство, возрождать заводы, спасать бедствующую медицину и так далее, у избирателей нет. Изучение популистских коммунистических деклараций только натолкнуло автора на мысль, что практически все они взяты из программы конкурента, более того, конкурент это давно делает.

Судите сами: «Расширение частно-государственного партнерства в решении социально-экономических проблем реиндустриализации, инфраструктурного развития Иркутской области и повышении жизненного уровня населения; наведение порядка в лесном комплексе Иркутской области с целью ужесточения правил лесопользования, эффективного использования и восстановления лесных ресурсов; обоснование и выполнение областных целевых программ развития нефтегазохимического, лесохимического, машиностроительного кластеров, транспортно-логистического узла и др. с учетом как внутренних потребностей, так и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества» - все это взято из информационного предвыборного бюллетеня кандидата в губернаторы Иркутской области Сергея Левченко. И это далеко не полный перечень, чтобы не утомлять читателя, кратко изложу остальное: переселение из ветхого и аварийного жилья, строительство жилья экономкласса и предоставление льгот строительным компаниям для этого, выделение земли для индивидуального жилищного строительства и обеспечение инфраструктурой. Иными словами, перечислено все то, что делается в регионе последние три года и является содержательной частью программы Сергея Ерощенко. Разница однако в том, что автор в отличие от заимствователя знает, как это сделать, и уже три года делает и предлагает избирателям поддержать его в этом.

Дорожная карта одна на двоих

- Сам факт наличия у Сергея Ерощенко как краткосрочной, так и долгосрочной программы закономерен и естественен, так как он уже три года работает в тесном контакте с федеральным центром по утвержденной федеральной властью дорожной карте. И это не просто его мечты, это внятное стратегическое видение, предполагающее поэтапное решение самых наболевших вопросов и застарелых проблем, - считает политолог Константин Калачев.

Более того, Константин Калачев считает, что Иркутская область в нынешней предвыборной кампании выгодно отличается от других регионов, где кандидаты вообще не потрудились представить избирателям свои программы. Нигде в публичном пространстве невозможно найти этих документов. «Большинство остальных кампаний инерционные, где губернаторы рассчитывают только на админресурс и отсутствие конкурентов, – говорит Константин Калачев. – Многие губернаторы от партии власти намерены переизбраться именно таким образом, не утруждая себя видимостью выборов».

Между тем, по мнению политолога, конкурентная борьба на программном поле одна из самых проблематичных. Она создает широкое пространство для манипуляций сознанием избирателя. Редкий избиратель найдет и прочитает до конца объемный документ, зачастую содержащий расчеты и прогнозы, состоящие из множества цифр. Как правило, избиратели верят кандидатам на слово, ставка делается не на факты и проработанный документ, а на образ, который формируется в сознании электората. И это в определенной степени лукавство, потому что «рассуждения о том, как сделать лучше, на самом деле не означают действительное понимание того, как и что нужно делать», убежден Константин Калачев.

Иными словами, любая предвыборная кампания - это бесконечное жонглирование обещаниями, это в первую очередь спектакль и шоу, поэтому избирателю необходимо работать над воспитанием свой гражданской зрелости, учиться самостоятельно отделять зерна от плевел, с подозрением относиться к словам, верить только тому, что уже сделано, а не тому, что обещано. Короче, выборы – это школа политического взросления, а так как мы в коротких штанишках, ибо 14 лет не тренировались и отстали в развитии, бдительность к пустой болтовне надо возвести в квадрат. Отговорки о том, что мы ничего не решаем, всего лишь политическая инфантильность и безответственность.

Источник: Светлана Батутене, газета МК-Иркутск


comments powered by HyperComments