145 лет назад осуждены сибирские сепаратисты

Беспрецедентное «Дело об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам» рассматривалось Сенатом в течение трех лет — с 1865 по 1868 год

Григория Потанина приговорили к гражданской казни и отправили на пятилетнюю каторгу, но не в Сибирь, как это было принято, а в Финляндию.

По нему было арестовано более 40 человек. Многих позже отпустили, а главного сепаратиста, казачьего офицера в отставке Григория Потанина приговорили к гражданской казни и отправили на пятилетнюю каторгу, но не в Сибирь, как это было принято, а в Финляндию.


Сибирские сепаратисты

Будущие идеологи сибирского сепаратизма, создатели тайного общества «Независимая Сибирь» — омичи Григорий Потанин, Николай Ядринцев и Серафим Шашков из Иркутска познакомились в Санкт–Петербурге, будучи студентами. Собираясь на съемных квартирах, они говорили об удручающем положении Сибири, которая в тот момент была лишь местом, куда ссылали заключенных, а не регионом, где развивается экономика, культура и просвещение. Они выработали требования к центральной власти Российской Империи: отменить ссылку в сибирские города, создать там обрабатывающую промышленность, развить частное земледелие, открыть в Сибири университет и предоставить этому региону политическую и экономическую автономию. Были придуманы название будущей республики — Сибирский Союз Вольных штатов, а также лозунг «Сибирь — для сибиряков», при этом приветствовался добровольный приезд в будущую автономию и людей из других уголков Российской империи. Достичь всего этого предполагалось через восстание. В прокламациях «Сибирским Патриотам» и «Патриотам Сибири» студенты-сепаратисты писали: «Сибирь более чем прочие части Российской империи прочувствовала всю тяжесть монархического гнета, всю силу притеснений и оскорблений, наносимых народу от ее самовластных правителей. Но как бы ни относилось правительство к Сибири, оно не сможет, по отдаленности, знать ее нужды; его чиновники всегда будут людьми чуждыми народу; особая территория, производство, население, интересы — все это требует самостоятельности Сибири, и она должна отделиться от России во имя блага своего народа, создав свое государство на началах народного самоуправления. Демократический состав общества особенно благоприятствует Сибири создать республику, состоящую из штатов, подобно Америке. Но как достичь этого? Только войной и восстанием за независимость».

Вообще о федерализации в 60-х годах XIX века говорить было модно. Известный публицист Александр Герцен, например, выступал за областную автономию отдельных российских провинций. В 1863 году произошло освободительное восстание на отдельных территориях Российской империи — в Польше, Литве, Белоруссии. В то же время, деятельность общества «Независимая Сибирь», несмотря на призыв к вооруженному выступлению, носила просветительско-пропагандистский характер. «Переворот умов в Сибири и пополнение пустоты в [сибирских] головах — вот роль, вам предстоящая. Изучайте законы революции и реакции и политических переворотов, клонящихся как к объединению народностей, так и к сепаратизму, и главное при этом чтении — приравнение ко всему прочитанному судеб нашей Родины Сибири. Тогда чтение ваше будет плодотворно и создаст из вас красного сепаратиста», — писал Потанин своему товарищу Шайтанову.

Вернувшись из Петербурга в Сибирь (за участие в студенческих беспорядках Потанин был заключен под стражу в Петропавловской крепости. — Примеч. авт.) в 1863 году, члены тайного общества развернули интенсивную пропагандистскую работу, центрами которой стали Омск, Томск, Красноярск, Иркутск. Они создавали тайные кружки, проводили встречи, на которых читали нелегальную литературу и лекции о губительной экономической зависимости региона от европейской части России. Особое внимание сепаратисты уделяли на молодежи и местной интеллигенции, заразить идеями автономии казачество и крестьянство не получилось.

Донос

Но на занимавшихся просветительством сепаратистов донесли. Сделал это хороший знакомый заговорщиков, иркутский купец Степан Попов, считавшийся одним из составителей текста для прокламаций «Сибирским Патриотам» и «Патриотам Сибири». Он сообщил, что между бывшими студентами Петербургского университета ведется конспиративная переписка, создающая угрозу существующему монархическому строю. В результате обысков в квартирах сепаратистов были найдены «опасные» письма, нелегальная литература и прокламации.

Следствие выяснило, что Потанин и его соратники не только призывали к восстанию в Сибири, но и были готовы принять финансовую помощь со стороны США. В этом вопросе содействие им оказал дворянин, будущий археолог и этнограф Михаил Березовский. Он начал переписку с американским послом Полем Коллинзом, обещая в обмен на финансовую помощь передать Америке Якутию и Магадан после победы сепаратистов в восстании. В то время США как раз всеми способами хотели усилить свое присутствие в Сибири.

Либеральная тюрьма

С 1865 по 1868 год, пока шло следствие, заговорщиков содержали в Омске — в тюремном остроге и в здании гауптвахты Омской крепости. Здесь же десятью годами ранее жил сосланный на каторгу писатель Федор Достоевский. «Камеры запирались только в начале нашего сидения в крепости, потом они были отворены в течение всего дня и запирались только на ночь. Это была единственная либеральная гауптвахта в России… Случалось, что мои товарищи украдкой уходили в город, заходили в гости или в пивную. Все это делалось осторожно, так, чтобы не влетело караульному офицеру», — вспоминал Григорий Потанин.

Впрочем, заключенные не только ходили в пивную, но и работали: им разрешили разбирать местный архив. В результате Потанин подготовил и издал акты по истории Сибири XVII и XVIII веков, Ядринцев написал ряд статей на тему «История сибирской женщины в XVIII столетии» и собрал материалы о ссыльных и бродягах для книги «Русская община в тюрьме и ссылке», а Шашков занялся составлением исторических монографий и изучением английского языка.

Потанина, как главного сепаратиста, приговорили к 15 годам каторжных работ, но затем сократили этот срок до пяти лет с последующей пожизненной ссылкой в отдаленные места Российской империи. Кроме этого, его подвергли гражданской казни. «Помню это тягостное впечатление, это прощание и его, сидящего на полу с крупными каплями пота, звон заковки…Я кинулся отыскивать ему подкандальники, чтобы не терло ноги. Арестанты острога выражали живое участие. И подкандальники были кинуты через забор. Я помню бледное, утомленное лицо моего друга и учителя, его помутившийся взгляд, а затем тройку с жандармами и взвившуюся пыль», — описывал Николай Ядринцев.

Утром 16 мая 1868 года осужденного привезли на базарную площадь, ввели на эшафот, палач привязал его руки к столбу. Чиновник прочитал приговор и сломал над головой каторжника шпагу. Процедура гражданской казни завершилась. Свидетелями этого процесса стала немногочисленная разношерстная публика — спившиеся калеки, торговцы квасом, случайные зеваки. Вечером того же дня Потанина отправили в финскую крепость Свеаборг. Ядринцева, Шашкова и многих других сепаратистов этапировали (большую часть пути им пришлось идти пешком) в Архангельскую губернию, где им предстояло отбывать пятилетнюю ссылку. Некоторых освободили из-за отсутствия против них прямых улик.

После ареста сепаратистов Михаил Березовский уехал из страны в Англию, в Россию он вернулся через несколько лет, занявшись наукой и совершив 14 экспедиций в неисследованные районы Азии.

Почетный гражданин Сибири

По ходатайству своего старого знакомого, вице-председателя Императорского Русского географического общества Петра Семенова-Тян-Шаньского в 1874 году Потанин получил помилование и освободился из ссылки с правом проживания в любом городе Российской империи. В это же время закончилась ссылка у Ядринцева и Шашкова. Поднять восстание бывшие товарищи больше не пытались. Они сосредоточились на исследовательской работе и выпустили ряд трудов, которые так или иначе были связаны с их родным регионом.

Потанин в качестве члена Русского географического общества с 1876 по 1899 годы совершит пять экспедиций в Тибет, Монголию, Китай, Туву и на Алтай. Его именем назовут самый большой ледник Алтая, хребет в Монголии, улицы в сибирских городах и в Казахстане, род растений и даже астероид. В начале XX века Потанин поселится в Томске, где будет работать над научными трудами, зарисовками, очерками, а также переложенными на русский язык мифами и сказками, которые ученому удалось собрать во время экспедиций по Азии.

В 1915 году бывшему сепаратисту исполнится 80 лет и по такому случаю сразу несколько сибирских городов сделали его почетным гражданином.

К общественной деятельности Потанин вернулся только после Октябрьской революции. Он снова выдвинул требование о создании Сибирского Союза Вольных Штатов. В октябре 1917 года в Томске прошел Чрезвычайный общественный съезд, где был продемонстрирован новый бело-зеленый флаг (символизировал сибирские леса и снег) региона с надписью «Да здравствует автономная Сибирь!». На съезде было принято «Положение Сибирского Союза Вольных Штатов» и образован Временный Сибирский областной совет, председателем которого Потанин и стал. Он выступал против сотрудничества с большевиками, считая правительство Ленина ничуть не лучше царского. Умер Потанин в июне 1920 года, когда Красная армия уже заняла Томск.

Источник: Кирилл Счастливый, Живой журнал


comments powered by HyperComments