Братск. Каким ты был, каким остался…

Город романтиков. И песен. И стихов

Фото Геннадия Тараскова

Братск, которому в декабре этого года исполнится 60 лет, оказался сегодня на своеобразном перекрестке: с одной стороны – несколько десятилетий безупречной репутации города-легенды, построенного посередине тайги посланцами Ленинского комсомола – лучшими из лучших в стране. С другой – уныние в некоторых СМИ и возгласы о том, что Братск – уже не тот. Иногда даже говорят о северной каторге, экологической безнадеге и сумасшедшем оттоке населения. Правда… Чаще и громче всего последние утверждения звучат накануне выборных кампаний. Сами братчане в подавляющем своем большинстве далеко не так пессимистичны в отношении настоящего и будущего своего города.

Город романтиков. И песен. И стихов

Братск, на строительство которого ехали люди с горячими и отзывчивыми сердцами, до сих пор многие воспринимают как город романтиков, тех, о ком когда-то пели: «А мы едем, а мы едем за туманом, за мечтами и за запахом тайги». Поэты Сергей Гребенников и Николай Добронравов, побывавшие вместе с композитором Александрой Пахмутовой в Братске по путевке ЦК комсомола, так вспоминали об этой поездке в своей книге «В Сибирь за песнями!»: «Машины идут через тайгу по узкому коридору дороги. Кругом тьма. Только свет фар летает в ночи. И вдруг мы слышим знакомый голос:

– Есть революционное решение – оставить машины.

…Мы выходим на дорогу.

– Зачем, Ваня?

– Я хочу, чтобы вы послушали тайгу…»

«Слушать тайгу» москвичам предложил комсорг строительства Братской ГЭС Иван Скрыпников. Но на его месте мог оказаться кто угодно из тех людей, что приехали жить и работать в Братск. Сегодня их имена – на «досках памяти» Братской ГЭС и БратскГЭСстроя. Были среди них люди и опытные, успевшие повоевать еще в гражданскую, и совсем юные.

В Падуне, где поселились первостроители, что ни дом – то история. Населяли их люди, известные всем братчанам, и даже имена тех, кто находился в тени, вызывают определенное любопытство. В одном из домов Падуна жили дочь и внуки коменданта Кремля Коссиора, в соседнем – родственники министра энергетики СССР Непорожнего, в третьем – строитель, хорошо знавший Анну Ильиничну Ульянову (его мама и сестра Ленина когда-то вместе учились). На обычных улицах молодого города жили бывшие бойцы армий Тухачевского и Блюхера, друзья детей Троцкого и внуки, чьи деды пожимали руку Сталина в Туруханском крае. Жила в Братске племянница композитора Шостаковича, родственники и друзья многочисленных знаменитостей, которые то и дело приезжали в Братск.

В СССР, наверное, не было другого города, в котором за короткое время побывало бы столько именитых людей – иному мегаполису этого количества хватило бы на десятки лет. И благодаря этому интересу харизматичных, ярких личностей Братск до сих пор выглядит, как мне кажется, менее провинциально, чем многие сибирские города.

Музейные хроники хранят историю целого ряда удивительных визитов: Николая Косыгина, Фиделя Кастро, Дина Рида. Одна за другой на протяжении нескольких советских десятилетий в город приезжали иностранные делегации – и не только из стран социалистического лагеря, но и из самых окраин «дикого капитализма». Американские и советские рабочие посылали друг другу письменные пламенные приветы. По истории Братска собрана целая библиотека. А поэма «Братская ГЭС» Евтушенко – это только начало литературной коллекции.

На почетной полке – четырехтомник детского писателя Геннадия Михасенко, отпечатанный известным иркутским издателем Сапроновым. Повестью «Милый Эп», опубликованной в журнале «Юность» миллионным тиражом, зачитывалась вся советская пионерия и комсомолия. Конечно, он был мэтром.

Сегодня Братск своих лидерских позиций по-прежнему не уступает – взять хотя бы спортивный Олимп. Достаточно только перечислить всего лишь несколько имен. Зимой 2014 года братский саночник Александр Зубков стал кумиром Олимпиады в Сочи. Юная дзюдоистка Алеся Кузнецова на протяжении многих лет приносит городу одну победу за другой. Владимир Краснов – громкое имя легкой атлетики. И вот уже новые победы. В начале года Семен Павличенко занял первое место на чемпионате мира по санному спорту в латвийском городе Сигулда.

«Столичный» налет всегда незримо чувствовался не только в культурном городском пространстве. Архитекторы утверждают, что Братск строился в соответствии с принципами «московской школы архитектуры» – широкие проспекты, многоэтажные дома, многоступенчатые перспективы, когда весь город как на ладони. Сегодня существует множество легенд о том, что в планах отца-основателя современного Братска Ивана Наймушина было построить город-миллионник, который должен был объединить в мегаполис микрорайоны/поселки «Гидростроитель», «Энергетик», «Падун» и Центральную часть города. Но этим планам не суждено было сбыться.


Суровое сегодня: отставим гитару в сторону...

Братск в свое время не дотянул даже до трехсоттысячного населения. Так получилось…А в перестроечные годы порой и вовсе стало не до стихов и пафосных песен. Миграционная динамика неоднократно уходила в минус, и это, конечно, было вызвано общероссийскими проблемами и соответствовало в целом тенденциям и общей миграционной статистике не только в регионе, но и во всей России. Братск в этом смысле не был чем-то из ряда вон выходящим – ни в негативном, ни, к сожалению, в позитивном аспекте.

В 2008 году, когда был утвержден Генплан города (он рассчитан до 2025 года), его разработчики придавали очень большое значение прогнозу численности населения. Они утверждали, что от того, как будет складываться в расчетный период демографическая ситуация, во многом зависит дальнейшее территориальное развитие города, эффективность действий местной администрации, функционирования всех отраслей экономики и инвестиционной деятельности на его территории.

И если верить цифрам (а не верить им причин нет), численность постоянного населения Братска на начало 2015 года составила 236,4 тысячи человек, то есть за счет миграционного оттока произошло снижение на 2400 человек по сравнению с предыдущим годом. И специалисты отмечают, что, несмотря на рост числа приезжающих в Братск, «сальдо маятниковой миграции» по-прежнему отрицательное. Каким оно и сохранялось последние годы.

И по мнению специалистов, существует несколько серьёзных причин, по которым в рассматриваемой перспективе тенденция вряд ли изменится кардинально, а положительным сальдо миграции может стать не раньше 2016 года и достигнуть в среднем не более 200 человек в год. И даже для этого необходимо будет создать очень благоприятную ситуацию в городе по занятости, денежным доходам населения, обеспечению жильем и экологии. В существующих общероссийских экономических условиях добиться этого будет крайне непросто. Но – в принципе, возможно. И городские власти намерены эту возможность не упустить!

Сегодня в Братске уже все знают о предстоящем строительстве перинатального центра. Этот проект поддержал губернатор Иркутской области в числе еще нескольких. А если строительство центра уже на старте, значит, это кому-нибудь нужно? И значит, есть надежда на то, что демография в городе изменит свою амплитуду.

Что делать? Хороший вопрос…

Можно при желании кидать любые камни в нынешнюю власть города, но объективно надо признать – она сегодня активно занимается вопросами повышения инвестиционной привлекательности города. С учетом успехов в качественном развитии территории и улучшении бизнес-среды, город недавно вошел в перечень пилотных проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) по внедрению в 2015 году лучших муниципальных инвестиционных практик. В Братске сейчас реализуются инвестиционные проекты по строительству фармацевтического и металлургического заводов, ведется работа по созданию современного торгово-развлекательного комплекса, развитию аэропорта, восстановлению рыборазводного завода. Рассматриваются варианты дальнейшей разработки Братского газоконденсатного месторождения.

Город активно поддерживает молодых предпринимателей. В конце прошлого года восемнадцать из них получили субсидии на создание собственного бизнеса на общую сумму 5,3 млн рублей. Благодаря этой финансовой помощи три КФХ смогут приобрести необходимое оборудование для разведения крупного рогатого скота и свиней, выращивания зерновых культур. Поддержку получило агропромышленное предприятие по выращиванию овощей в закрытом грунте, предприятие по разведению осетровых пород рыб, станция дизельного обслуживания, шиномонтажная, ремесленническая и дизайнерские мастерские…

В планах городских властей несколько очень интересных проектов, касающихся дальнейшего развития города и его инфраструктуры. В том числе строительство бассейна на базе Братского госуниверситета и других объектов социальной сферы.

Экология как инструмент политики

Понятно, что промышленная столица Иркутской области по определению не может быть совершенно чистой с точки зрения экологических требований. Нереально это. Семь лет назад, когда московский институт «Гипрогор» разрабатывал для Братска генплан, в нем говорилось следующее: «Братск является одним из крупнейших промышленных центров Восточной Сибири, это город-донор, производящий алюминий, товарную целлюлозу, тарный картон, древесно-волокнистые плиты, клееную фанеру, на 80% экспортируемые за пределы страны. Братск имеет развитую городскую структуру и необходимый набор перерабатывающих предприятий пищевой промышленности».

В этом же документе уточнялось, что «более половины населения города в трудоспособном возрасте, и поэтому по меньшей мере было бы глупо ратовать за улучшение экологической обстановки в городе за счет сворачивания объемов производства…». И это, конечно, ответ максималистам, которые ратуют за то, чтобы остановить вес производства и перейти на натуральное хозяйство. Таких экологических максималистов сейчас развелось много, но думается иногда – а не на Марсе ли они живут?

Свернуть производство в Братске – это значит превратить город с населением почти в 240 тысяч жителей в деревню. Другой вопрос – модернизировать основные производства так, чтобы вывести экологическую составляющую жизни города на приемлемый уровень, обеспечивающий высокое качество жизни горожан. С каждым годом эта модернизация обретает все более реальные очертания. И если бы не политическая борьба и внутриведомственные разборки…

В прошлом году Группа Илим завершила в Братске масштабный проект, по сути построив на месте старого завода по производству целлюлозы новый. Это позволило значительно сократить объемы выбросов метилмеркаптана в атмосферу, причем на братской промплощадке уверены, что в самое ближайшее время эти выбросы будут вообще минимизированы. Но у конкурентов Группы Илим, как выяснилось, совершенно другие намерения.

В начале этого года, морозным февральским утром, в братском аэропорту приземлился столичный самолет со съемочной группой одного из федеральных телевизионных каналов на борту. К их прилету пара местных энтузиастов с мешком противогазов готовилась к показательной акции – флешмобу. Но на акцию, кроме самих организаторов, так никто и не пришел. Акция провалилась. Организаторы списали это на «морозец», хотя минус 16 градусов в условиях Крайнего Севера – это что за морозец такой?

Одинокие фигуры потоптались у подножия памятника вождю мирового пролетариата, дали интервью столичным корреспондентам и разбрелись. А через несколько дней по центральному телевидению братчане услышали всю «самую настоящую правду» о себе. И очень, конечно, удивились: телевизионщики обвинили во всех экологических бедах исключительно промышленников, а в реальности всё куда сложнее. За последние десять лет, по словам природоохранного прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры по Братску и Братскому району Дмитрия Петренева, на второе место после промышленных загрязнителей в Братске вышел автомобильный транспорт. По мере развития городской инфраструктуры и роста количества автомобилей на долю эксплуатации автомобильного транспорта приходится все большее количество выбросов свинца, окислов азота, окиси углерода, сернистого ангидрида, углеводородов, сажи, особо канцерогенного вещества – бензапирена, продуктов истирания шин и тормозных колодок. Так что если не учитывать всех составляющих, если подходить к решению таких (и других городских) проблем с конъюнктурных, выгодных какой-то одной стороне, позиций, то понятно, что решение вообще может изрядно затянуться. И мэр города Сергей Серебренников это, судя по всему, прекрасно понимает. Как, впрочем, многие горожане…

Прошлым летом в Братск приезжали репортеры телеканала «Лайф Ньюс» – «разбирались с экологией». Несколько лет назад журналистка федерального «Коммерсанта» в разгар предвыборной кампании (выбирали Александра Серова) тоже посетила город и написала о местных ужасах, связанных со знаменитыми лесными пожарами в Братске и так далее. А еще раньше один из заезжих путешественников опубликовал «путевые заметки» о «городе бомжей» и дешевого такси. Так что братчанам не привыкать к забавным рассказам о себе.

Веселуха окончена…

Что еще до недавнего времени портило визитную карточку Братска, так это политический кордебалет последней пятилетки в городской власти. За это время морального ущерба городу было нанесено столько, что отмываться придется, как минимум, ещё одну пятилетку. В набор примет «громкой славы» города вошел мэр-взяточник, демарш городской Думы, которая была признана нелегитимной из-за того, что сразу восемь депутатов демонстративно отказались от мандатов. Все эти события не только портили имидж города, но и не давали ему развиваться. Потенциальные инвесторы предпочитали наблюдать за развитием политических событий в Братске издалека, от греха подальше, до лучших времен. Сегодня город уходит от такого имиджа.

Когда в сентябре 2014 года братчане выбрали мэром Сергея Серебренникова, для многих это стало своеобразным сигналом к тому, что город ждут перемены – и перемены к лучшему. Люди все чаще стали вспоминать, что они живут в легендарном городе, расположенном на берегу рукотворного моря – Братского водохранилища. На уроках истории города школьникам рассказывают о том, что Братская ГЭС – уникальный объект индустриализации страны, и ничего подобного за прошедшие десятилетия в стране еще не построено. В Музее деревянного зодчества под открытым небом «Ангарская деревня» стоит Братский острог, в котором когда-то сидел знаменитый протопоп Аввакум. В город возвращаются Спокойствие и Надежда.

Сегодня городская власть перестала заниматься только собой – и увидела другие горизонты. Совсем недавно делегация представителей городской администрации, предпринимателей и духовенства побывала в Крыму. Взаимовыгодное сотрудничество Братска с городами черноморского побережья Крыма только начинается, но уже сейчас приняты конкретные решения. Вполне возможно, что уже этой осенью наши студенческие отряды поедут на вновь обретенный Россией полуостров и примут участие в уборке винограда. В Севастополь могут отправиться юные кадеты из Братска – предварительная договоренность с севастопольскими властями достигнута…

Братск расширяет свои горизонты!

Источник: Ирина Лагунова, журнал Иркутские кулуары


comments powered by HyperComments