Почему люди обнажаются в социальных сетях?

В дебрях Интернета чего только не найдешь, о человеке, зарегистрированном в соцсети, можно узнать очень много.

Бывают такие моменты, когда невозможно пройти мимо откровенностей, выложенных в Сети.

Да что там — разоблачающая информация есть даже про тех, у кого нет аккаунта в «Вконтакте», Twitter, «Одноклассники», Facebook и на любом другом сайте. Тут уже постарались сверхобщительные друзья: поместили фото с общих гуляний — от школьной скамьи до последнего корпоратива. Все смотрят, обсуждают, и никому не стыдно, что его, скажем, запечатлели в нетрезвом виде на столе или в обнимку с замужней коллегой. Такое явление, как «Люба — звезда Youtube», стало нормой. Или все-таки нет? О массовых откровениях в Сети мы поговорили с нашими постоянными экспертами-психологами.

«Моя подруга изменила мужу и рассказала об этом мне. Я очень негативно отношусь к изменам. Поставила себя на место ее мужа, стало обидно. Теперь тяжело смотреть ему в глаза, стыдно хранить этот секрет и хочется сдать свою подругу. А вы бы как поступили на моем месте?» — составляет опрос на своей страничке в Сети одна женщина. Интересно, есть ли среди ее подписчиков герои этой небольшой истории?..

Аудитория социальных сетей


А вот еще пара откровений про семейную жизнь с просторов Интернета: «Как проходят вечера у нас с мужем? Равносильно тому, что я рассказала бы весь свой день помидору, посмотрела с ним кино и легла бы спать, уложив его на соседнюю подушку», «Мой прошлый муж изменял мне полгода, пока я была беременна. Узнала обо всем, когда держала на руках нашего первенца. Разочарование до сих пор разрушает меня каждый день, по чуть-чуть. Я никогда больше не смогу никому довериться!».

Конечно, можно закрыть глаза и уши, не бродить по чужим страничкам в поисках чего-нибудь этакого и стараться не попадать в объектив камеры, чтобы самому не стать героем провокационных материалов. И все же бывают такие моменты, когда невозможно пройти мимо откровенностей, выложенных в Сети.

У меня есть подруга, любящая рассказывать о событиях в своей жизни. Пишет она обо всем: о том, что ей снилось, о чем она мечтает, с кем ложится спать и с кем хотела бы это делать, что она ела на обед (фото прилагается в Instagram), почему недовольна начальством (начальник, кстати, есть в списке ее друзей), публикует в режиме нон-стоп фото своего кота («он няша и ми-ми-ми») и многое-многое другое. У нее много подписчиков и читателей, каждая «новость» (мне, как журналисту, сложно употреблять это слово в таком значении) комментируется десятками людей. И я сочла бы, что все это нормально, если бы ей было 15—20, да даже 25 лет, но она взрослая женщина, увлекается спортом, имеет серьезные отношения, хорошую работу и все же вот так играет, по-другому не скажешь, в какую-то инфантильную девочку.


— Интернет — это уже виртуальная реальность, то есть общение происходит не в нашей реальности. И человек, рассказывая о своих успехах и демонстрируя достижения, осознает, что его слова сложно проверить, что он пишет не в настоящем пространстве. Поэтому чаще всего рассказ в Сети о себе — это искаженные данные, фантазия человека о том, каким он себя хотел бы видеть. Так же идет обратный процесс: пользователь словно чувствует, что от него в Сети ждут каких-то определенных слов и поступков, и прививает себе качества, чтобы казаться таким, каким его хотят видеть. Это как сон о себе, правда смешивается с вымыслом, и пропорции всегда индивидуальны, — отмечает иркутский психоаналитик Владимир Малянов. — Важно понять, зачем он это делает, публикация несет важную смысловую нагрузку для автора. Он тем самым может, например, фантазировать о себе, кем бы он мог быть в жизни, если бы не требования родителей, если бы выбрал другую профессию, другую жену или мужа. Так человек пытается понять, кто же он на самом деле, если отмести все ограничения. В процессе поиска возникают пробы: я мог бы быть таким или таким, а может быть, я такой. Получается, что человек ощущает себя одним, а окружению показывается другим, в реальной жизни остается удобным для всех, но не для себя, и в Сети оставляет место для самовыражения своего другого «я».

Статусы и переписка в Интернете напоминают разговор с незнакомцем в поезде: едешь ты куда-то далеко, рядом с тобой попутчик, готовый послушать любую правду-неправду о тебе, как в песне — «навру с три короба, пусть удивляются». И ты начинаешь длинный рассказ о жизненных коллизиях и перипетиях, зная, что откровенность не выйдет тебе боком, потому что этого попутчика больше никогда не встретишь. Видимо, потому что экран компьютера-телефона-планшета отделяет нас от наших виртуальных друзей, мы считаем, что и здесь находимся в безопасности, выкладывая свою личную жизнь на всеобщее обозрение.


— Я пишу блог, как раньше вела дневник. Только те мои записи никто не видел, а то, что я выкладываю в «ЖЖ», читают все: и знакомые, и незнакомцы. Признаюсь, из-за публичности я не всегда пишу стопроцентную правду. Блог — как картина, портрет, но не зеркальное отражение моего я. Поэтому туда я выкладываю особенные истории, подходящие под мой имидж — немного странной, но откровенной, интересной и популярной девушки. Мне нравится, что меня узнают именно в таком свете, — делится Настя, активный иркутский блогер.

— Каждый день все мы играем роли: на работе мы одни, с друзьями — другие, с родными — третьи, вот теперь в Сети — четвертые. Это необязательно лицемерие, это социальная адекватность и стремление соответствовать ожиданиям, понравиться. В социальной сети это легко — нужно просто сделать акцент на том, что есть, а о том, насколько это действительно радует или чего не хватает, просто умолчать, — комментирует медицинский психолог Елена Лола.
Получается, что жизнь в Сети, какой бы виртуальной она ни была, все равно является нашей реальной частью. Даже думая, что обманываешь, выкладывая на аватарку фото тощей модели вместо своего круглого лица, все равно заявляешь миру какую-то скрытую информацию о себе типа «Так я мечтаю выглядеть на самом деле» или «Вы недостойны узреть мой настоящий лик».

В прошлых столетиях была мода изучать характер и судьбу человека по его почерку, линиям на ладони или шишкам на голове. В наши дни психологи могут дать характеристику пациенту, посмотрев его страничку в соцсети.

Так, авторы одного из исследований по психологии пришли к выводу, что социальные сети создают почву для чрезмерного самолюбования и поверхностной дружбы. Они установили прямую зависимость между количеством друзей в Facebook и степенью агрессивного нарциссизма: у тех, кто показывал высокие результаты в личностном опроснике по выявлению нарциссизма, было множество друзей в Facebook, они чаще комментировали и обновляли свои новостные ленты, желая находиться в центре внимания, писали шокирующие и слишком откровенные вещи. И вновь мы возвращаемся к тому же вопросу, с которого начали: «Зачем? Зачем подробно описывать свою частную жизнь, выставляя фото в неглиже? Зачем описывать каждую ссору с мужем и мамой?»


— Для саморекламы. Желание, чтобы за тобой наблюдали, о тебе знали, связано с ранней детской фантазией продемонстрировать себя, утвердиться: «Я существую, я такой». Истоки лежат в 2—3-летнем возрасте ребенка, когда окружающие начинают замечать, как он вдруг раздевается и бегает по комнате на глазах у взрослых. Это нормальная стадия развития для любого малыша. Таким образом он привлекает к себе внимание, для него в этот период важно, чтобы его оценили, похвалили, восторгались им. Но если мы говорим о нормальном течении развития, то ребенок попробует такое поведение, получит свою долю внимания, и на этом все закончится. Взрослые, выставляя свою частную жизнь напоказ, как дети, недополучившие внимание, — отвечает психоаналитик Владимир Малянов. — Существует и другая крайность, когда есть сексуальные нарушения, если мы говорим об эксгибиционизме и вуайеризме — желаниях, чтобы за мной наблюдали или самому наблюдать за другими. Это разные стороны одного и того же явления. Для массового потребителя становятся интересными разные телешоу, где можно наблюдать за жизнью других людей. Нас это привлекает именно потому, что это наше невостребованное внимание: мы либо его будем привлекать, либо наблюдать за теми, кто его привлекает. Словно себя в этом телевизоре видим.

— Конечно, за каждым эпизодом есть какая-то история. Но если сильно обобщить, то люди добиваются одного — внимания. Все мы, как говорил Аристотель, животные социальные, и признание социума для нас — вещь очень важная, при этом кому-то для счастья достаточно признания родных и друзей, а кому-то для этого требуется более широкая аудитория. Способ получения этого признания индивидуальный для каждого — тут уж кто во что горазд, как говорится. Но есть один парадокс — некоторым людям даже негативное внимание лучше, чем совсем никакого, — дополняет психолог Елена Лола.

Поведение участников разных социальных сетей существенно отличается. Если пользователи «Одноклассников» заходят реже, но проводят на страницах соцсети достаточно долгое время, то для пользователей «Вконтакте», наоборот, характерны более частые, но краткие визиты.
Среднее посещение «Одноклассников» вдвое длительнее, чем «Вконтакте».
В течение месяца в «Вконтакте» заходят в 1,3 раза чаще, чем в «Одноклассники».
По количеству просмотров страниц за месяц «Одноклассники» являются безоговорочным лидером, более чем в 1,7 раза обгоняя число просмотров в сети «Вконтакте».

АЛЕКСАНДРА АРСЕНЬЕВА

Иллюстрации:

Кто не делал фото с пьяных вечеринок на долгую память о друзьях, веселой молодости? Однако хранить памятные «улики» лучше в личных, не сетевых фотоальбомах. Пользователи всех социальных ресурсов, безусловно, подозревают, что их онлайн-активность доступна не только друзьям, но почему-то решительно не хотят верить, что их фотографии с вечеринки или, того хуже, матерная перепалка по поводу статуса аккаунта могут видеть и читать сторонние люди, например работодатели. HR-менеджеры уже давно взяли на вооружение Интернет и соцсети в качестве основного ресурса для поиска подробного досье на соискателя


Каких только странных фото люди не выкладывают на страницах в соцсетях. Есть даже специальные подборки с глупыми и смешными снимками, на которых фигурируют чаще всего обнаженные натуры на фоне давно вышедших из моды настенных ковров, молодые люди в темных очках и с деньгами в руках, сидящие на продавленном диване в какой-нибудь хрущевке. Попадаются и такие экземпляры, как на этой фотографии, видимо, любители программы «Очумелые ручки»

Елена Лола, клинический (медицинский) психолог: «В Сети есть огромный простор для формирования групп по интересам. Например, Василий умеет красиво фотографировать облака, у него миллион друзей, он в центре внимания. И никому нет дела до того, что он пьет, бьет жену и ребенка. Роль комментаторов здесь именно в популяризации конкретного человека. Поэтому нужно иметь в виду: если вы комментируете, причем неважно, положительно или отрицательно, вы работаете на популярность этого персонажа. Комментарии создают впечатление сопричастности, стремление стать ближе, иметь что-то общее»

Владимир Малянов, психолог и психоаналитик: «Идея проявления себя всегда содержит в себе разницу между принятыми нормами и чем-то новым, то есть человек хочет нарушать границы. Массовые откровения в Сети, на мой взгляд, — это социально напряженное явление, показатель того, насколько современный человек чувствует себя непонятым, неоцененным. Таким образом он пытается самоутвердиться, доказать себе и окружающим, что имеет право на собственную автономную жизнь со своими правилами. Другой вопрос, раз он это утверждает, протестует, значит, чувствует, что не имеет на это права, хочет пойти наперекор всему»

Источник: BAIKALPRESS.ru


comments powered by HyperComments