Миссия – спасение души

Что есть – миссионерство? Откуда оно берет свое начало? Чем занимаются современные миссионеры? С какими проблемами сталкиваются?

Обо всем этом мы узнали на одном из круглых столов, проходивших в рамках Вторых епархиальных чтений в Братске. В заседании принимали участие представители приходов Приангарья.

«Свое начало миссионерская деятельность берет с момента избрания апостолов. Об этом мы читаем у Евангелиста Матфея: «Проходя же близ моря Галилейского, он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И тотчас, оставивши сети, последовали за ним,» - открыл круглый стол отец Георгий Малов. Он пояснил, что миссионерство составляет главнейшую из обязанностей церковных людей. Миссия – есть проповедь для пробуждения веры, которая заключается в провозглашении Благой вести всему миру. Она направлена на спасение каждого человека, независимо от национальности и вероисповедания.
Современное миссионерство предлагает те же ценности, что и две тысячи лет назад. Чтобы вернуть в церковную ограду людей, которые в результате гонений на церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры, нынешним миссионерам приходится искать нестандартные решения. Для них особенно важно уметь донести опыт апостольской и святоотеческой традиции на языке, понятном каждому человеку.
Не секрет, что современное общество почти забыло заповедь о любви к ближнему. Сегодня царит повсеместное безразличие, в том числе, и к религиозным вопросам. Поэтому Церковь ставит задачу всколыхнуть равнодушного, побудить его обратиться к Евангелию и воплотить христианские ценности в повседневной жизни.

В поисках новых форм

Участники круглого стола вели разговор о том, как строится миссионерское служение в разных приходах. Так, секретарь миссионерского отдела Лидия Храмцова сообщила, что за четыре года существования в Братске храма Преображения Господня создано шесть общин в разных деревнях, и теперь некоторые праздники и другие мероприятия служители проводят вместе с селянами. В Дубынино, например, отметили Троицу, а в Кежме организовали концерт духовной песни. Кроме того, отдел проводит автобусные поездки по деревенским храмам, которые настолько интересно проходят, что на них уже собираются не только прихожане.

«Сегодня президент страны и мэр города благосклонно относятся к вхождению миссионеров в школы. Но препятствуют этому учителя. Однако если подготовить лекции на примере новомучеников и священномучеников российских, которые известны и не воспринимаются как сказка, можно попытаться прийти на классные часы, а после этого двигаться дальше», - считает Лидия Храмцова.

Надо сказать, что миссионеры в своей работе используют разные технологии. Тем, кто недавно покрестился и еще мало знает о православии, работники отдела отправляли смс-рассылки, в которых поздравляли с религиозными праздниками и приглашали на богослужения. Как отметила Лидия Николаевна, расходы были небольшими, зато многие приходили на праздники в церковь. Для подобных объявлений использовали и «бегущую строку» на телевидении. Предлагает секретарь и другие приемы - использовать свой сайт для общения с жителями, делать тематические видеоролики, проводить флэш-мобы, как это делают сегодня в больших городах.

Крестный
ход

Другой докладчик священник Олег Зырянов рассказал о большой миссионерской поездке нынешним летом по реке Нижняя Тунгуска. Впервые за многие десятилетия поселки самого отдаленного и малонаселенного Катанского района посетил правящий архиерей. Епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана сопровождали 14 священнослужителей из Братской, а также Иркутской и Бурятской епархий.
Сегодня в районе проживает менее четырех тысяч человек. Это потомки казаков-первопроходцев, а также коренные жители - эвенки и якуты.

Все существовавшие здесь православные храмы были закрыты и уничтожены в годы советской власти. Только в Ербогачене недавно построили единственный на весь район Свято-Никольский храм, где службы совершают лишь по большим праздникам. Напротив тут же вырос молитвенный дом протестантов, которые, несмотря на труднодоступность, регулярно посещают эти места и беседуют с жителями. «И люди, ищущие Бога, идут к тем, кто готов говорить о нем», - рассказывает иерей Олег Зырянов. Поэтому приезд представителей православной Церкви был очень важен.

По пути следования миссионеры ставили православные кресты, отмечая места, где когда-то стояли православные храмы и часовни. На церемонию водружения креста собирались практически все сельчане. Также массово они принимали крещение: в лоно Православной Церкви было принято около двухсот человек. Причем крестили их тут же, в реке. Священники служили литургию и даже проводили венчание. Освящали дома. Молились на кладбищах о предках нынешних жителей села. Проводили беседы. Кроме того, люди смогли увидеть передвижную просветительскую выставку, посвященную православию, приложиться к святыне – иконе первого Иркутского епископа святителя Иннокентия с частицами его мощей. Словом, это был настоящий крестный ход от поселка Непа до Ербогачена.

Тяжела борьба
за душу

Отец Александр Немеров, который семь лет окормляет, то есть осуществляет духовное попечение тех, кто находится в местах лишения свободы, поделился трудностями миссионерского служения в таких учреждениях.
По его мнению, все заключенные пребывают в болезненном духовном состоянии. Многие осознают, что виноваты, хотят понять, почему так получилось. И священник старается объяснить, что в этой жизни все происходит не просто так, что должна быть духовная основа у человека. После бесед они начинают осознавать, что продолжать жить, как раньше, невозможно. Задумываются, как войти в другую жизнь. И, казалось бы, начинают духовно меняться. Но в храм они приходят, чтобы помочь своему телу, чтобы уберечь себя от телесных страданий, но не спасать свою душу. То есть у заключенных зачастую присутствует некая раздвоенность - их набожность никак не связана с христианской нравственностью. И когда эти люди выходят на свободу, к сожалению, мало кто действительно пытается изменить жизнь. «Борьбу за душу вести очень сложно», - признал священник.

Домогаться
не победы,
а возвращения братьев

Отец Игорь Зырянов поделился опытом работы с теми, кто попал под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Сегодня во всем мире отмечается беспрецедентная тенденция перехода протестантов и неопротестантов в православие. Ярким подтверждением тому является тот факт, что 70% всех православных священников в северной Америке составляют бывшие протестантские пасторы. В России также много переходов сознательных и активных членов протестантских общин в православие. Как говорит Игорь Зырянов, причина тому – наличие у Церкви исчерпывающих ответов на их вопросы, и в первую очередь на богословские. Отец Игорь знает об этом не понаслышке. Сам он 18 лет был протестантским пастором, а в 2011 году перешел в православие вместе со своей общиной и был рукоположен в священники. Правда, пример перехода всей общины - пока единственный в России.

Сейчас он возглавляет информационно-консультационный центр во имя Святителя Иоанна Златоустого, цель которого - помогать людям, желающим вернуться в православную Церковь. На сайт этого центра приходит масса писем от таких людей. За два года существования центр помог вернуться 120 верующим из разных направлений протестантизма. По мнению Игоря Зырянова, их могло быть больше, если бы все православные священники были готовы принять и корректно воцерковить, то есть научить жить и мыслить по-христиански бывшего протестанта. Но для этого нужно понимать, что это за человек, и потратить на общение с ним ни один час, и даже не один день. Однако зачастую общению мешает антагонизм, который существует между православными и представителями других религиозных направлений. «У нас порой не хватает терпения выдержать пощечину и добротой и любовью завоевать человека. Особенно это актуально для Братска, лидирующего в Иркутской области по насыщенности протестантскими общинами», - признает священнослужитель.
Меж тем протестанты - такие же верующие. Они так же любят Христа, так же работают для него, так же занимаются миссионерством. Но при этом попадают мимо Церкви. И безразлично относиться к этому нельзя. «Говоря словами Святителя Григория Богослова, мы должны домогаться не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», - призывал соратников Игорь Зырянов.

Работать надо с крещеными

Другой священник из Иркутской епархии считает, что заниматься надо теми, кто мнит себя православным, но ничего не знает о богослужении. К такому выводу он пришел после того, как провел анкетирование среди учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.

Из 18 анкетируемых 15 было крещеных, двое – не крещеных, но 16 считают себя православными. Один человек назвался атеистом, один евангелистом. Чтобы понять, что педагоги знают о православии, о вере, как воспринимают основные понятия, им предложили дать краткие определения словам, на которых базируется не только религиозное, но и светское мировосприятие. Участники анкетирования давали совершенно разные определения. Например, человека одни назвали разумным, другие творением Божьим, третьи – личностью. Бога определили как высшую силу, высший разум, как творца, как любовь, всевидящее око. Религию половина респондентов назвала верой, при этом веру почему-то религией не именовала. Душа в лучшем случае определялась как внутренний мир. Что есть истина или вера, многие вообще не знают. «Меж тем даже священники готовы отдать своих детей на светскую этику, нежели на православную культуру, лишь бы не было там богохульства. Поэтому миссионерскую деятельность необходимо направлять на крещеных людей, искренне считающих себя православными. И принимать их надо с любовью, терпением, отдавая себя насколько это возможно», - убежден священнослужитель.

Источник: Венера Лискина, сайт "Лесохимик"


comments powered by HyperComments