Анна Овсянникова: талантливая актриса и сильная женщина

Самой самобытной актрисой современности называют известные российские режиссеры братчанку, заслуженную артистку России Анну Овсянникову. Сотни ролей в спектаклях, более 15 фильмов – таков творческий багаж Анны Георгиевны

Самой самобытной актрисой современности называют известные российские режиссеры братчанку, заслуженную артистку России Анну Овсянникову. Сотни ролей в спектаклях, более 15 фильмов – таков творческий багаж Анны Георгиевны. За лучшую женскую роль в фильме Алексея Герасимова «Бабуси» наша землячка удостоена звания лауреата на международных конкурсах в Майями, Берлине и Копенгагене.

После недавней премьеры нового фильма «Дар» с участием братской знаменитости мы попросили Анну Овсянникову рассказать о своей жизни и творчестве.

- Анна Георгиевна, вы мечтали стать актрисой с детства?
- Пожалуй, да. Я была натурой увлекающейся. В школьные годы чем только ни увлекалась, чем только ни занималась. Это и танцы, и художественное слово, и вокал, и даже техническое моделирование. Благо кружки и студии тогда были бесплатными.
Потом перекинулась на криминалистику. И когда получала аттестат, возникла дилемма – пойти в милиционеры или податься в артистки. В милицию не взяли – оказалось, что девушек в органы МВД не принимают. Поэтому отправилась в театральный институт.
Мечтала о драматическом театре, но поступить в ГИТИС не получилось. В приемной комиссии сказали, что для характерных ролей не подойду, поскольку рост маловат, а играть травести тоже не получится, так как имеется склонность к полноте. Посоветовали идти на режиссерское отделение, но туда не прошла по конкурсу. Однако расставаться с мечтой не хотелось, а потому устроилась статистом в московском театре драмы имени Константина Станиславского. Успела принять участие в двух спектаклях.

- Как же вы оказались в театре кукол да еще в сибирском городе?
- Работать с куклами я не грезила. Но когда открылся такой театр в Ставрополе, и я увидела объявление о приеме, решила временно там поработать. Приняли сразу в основной актерский состав. Главного режиссера привлек мой широкий голосовой диапазон.
Что же касается Братска, то сюда позвала романтика. Было страшно, конечно. Но у нас в театре работала актриса из Читы, и она так расписала сибирские красоты, что захотелось посмотреть на этот заснеженный город. Тем более что в родном краю даже в Новый год идет дождь, а не снег.
Когда решили с супругом переехать, написали письма в три города – Кемерово, Новокузнецк и Братск. Выбор пал на последний. Во-первых, здесь предоставляли жилье, во-вторых, в 60-70-е годы слава о Братске гремела на всю страну.
Приехала на время, а осталась навсегда. Уж очень народ местный понравился. А какие здесь места потрясающие! Позже меня зазывали в большие города и за границу, но разве можно оставить любимый город.

- Вы и в театре кукол хотели лишь временно поработать, а трудитесь только в «Тирлямах» уже 44-й год. Что вас так затянуло?
- Благодаря широкому диапазону голоса я играла практически во всех спектаклях, что не может не нравиться. Но главное – это детская аудитория. Перед ней не сфальшивишь, не расслабишься. В то же время она отвечает такой энергетикой, которая буквально лечит. Иногда прихожу на спектакли с высоким давлением, но выгляну за кулисы, посмотрю на ребятишек и понимаю: надо работать. И что странно, чем больше отдаешь детям, тем больше от них получаешь. По окончании спектакля чувствую себя прекрасно, будто и не было никакой головной боли. У нас в труппе трудился актер, который заикался. Так на сцене никаких проблем с речью он не испытывал. Вот как действует ребячья публика.

- Но вы и в кино сыграли немало ролей – уже 18. Как началась ваша карьера киноактрисы?
- Все началось с Отелло, которого я сыграла для капустника, когда мы были на фестивале в Улан-Удэ. Завивая волосы на тряпочки, я даже не подозревала, что роль Мавра станет началом моей карьеры в кино. Наш капустник случайно попал на кинопленку питерского актера, который позже показал этот видеоролик моему первому режиссеру Виктору Аристову. И вскоре он пригласил меня сниматься в фильме «Трудно первые 100 лет».
О поездке в Ленинград, ныне Санкт-Петербруг, я давно мечтала, и приглашение было прекрасным поводом для ее осуществления. Честно говоря, сначала подумала, что это розыгрыш. Как раз я только что вернулась из Польши, где мы были с директором театра Юрием Гусевым. В то время братский театр установил творческие связи с театром кукол города Слупска. Поляки ставили в Братске спектакль «Заколдованный селезень», а мы у них - пьесу «Аленушка и солдат».
Прихожу в бухгалтерию и говорю, мол, кто-то решил меня разыграть, а мне отвечают: «Вряд ли. Это же не в Падун ехать, а в северную столицу все-таки». Дали денег, и я отправилась знакомиться с режиссером. Приехала вся расфуфыренная, с фиолетовыми волосами, в польских фирменных нарядах. Приходит Виктор Аристов, здоровается и предлагает встать. «Так я уже стою», - отвечаю ему. Он, конечно, удивился. Но тут же отправил меня без всяких кинопроб в экспедицию. Я растерялась: а вдруг не смогу. Однако режиссер долго разговаривать не стал. Только и сказал: «Если ты можешь играть комедию, то трагедию сыграешь обязательно».
Несмотря на опасение не справиться, я согласилась. Уж очень интересно было попробовать себя в кино, да и гонорар предложили не маленький – за один день съемок почти месячную зарплату в театре.
Кстати, премьера картины состоялась в Братске ровно 25 лет назад. С тех пор нет-нет да получаю новые приглашения на съемки.

- Самым звездным для вас стал фильм режиссера Лидии Бобровой «Бабуся». В 2003 году вас признали лауреатом в номинации «За лучшую женскую роль» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, затем в 2004-м – на фестивале «Золотой витязь» в Иркутске, на международных кинофестивалях в Майами (США), в Копенгагене (Дания). Удалось ли хотя бы одну награду получить лично?
- Увы, нет. Все награды получала через третьи руки. Ехать на международные фестивали не было ни финансовой, ни временной возможности. Впрочем, это и хорошо. Иначе я бы там от разрыва сердца умерла. Во время Кинотавра я находилась на театральном фестивале в Чите. Первой о награде сообщила мне знакомая актриса из Петербурга, но я не поверила, а когда уже дома услышала об этом в теленовостях, заплакала: неужели и правда я талантливая. Хотя мне давно стало ясно, что талант, как лошадь, его необходимо постоянно подстегивать.
Когда шел фестиваль в Майами, тоже была занята – участвовала в презентации картины «Бабуся» в Братске. Помнится, позвонила Лидия Боброва и говорит: «Нюрочка, ты - лучшая актриса мира!». Я была потрясена.

- В некоторых фильмах, например, «Трудно быть Богом» или «Танкисты своих не бросают», вы играете эпизодические роли. Как относитесь к участию в эпизодах?
- Великолепно. Константин Сергеевич Станиславский любил повторять слова великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина о том, что маленьких ролей не бывает, а маленькие актеры - встречаются часто. Я тоже считаю, что настоящий актер сумеет проявить себя и в эпизоде, а плохой - завалит и главную роль.

- А как вы встретились с режиссером картины «Дар», премьера которой прошла в Братске 10 сентября?
- С Сергеем Карандашовым мы познакомились на картине Алексея Германа «Хрусталев, машину». В его фильме большинство ролей исполняют не актеры, а обычные люди, что придает картине какую-то особую правдоподобность. Он искал актрису, которая бы вписалась в такую группу. И, видимо, вспомнил обо мне.

- Съемки фильма начались еще в 2010-м году. Почему они так долго длились?
- Финансовая ситуация на «Ленфильме» довольно тяжелая. Бюджет картины сократили. Кстати, по этой причине я бы не смогла поехать в Санкт-Петербург на озвучивание, если бы не помог бывший директор объединения городских рынков Александр Демидов, за что я ему очень признательна.

- Роль необычной бабушки мальчика Васи тяжело далась?
- Я бы так не сказала. Правда, был момент, за который переживала. У меня же нет актерского образования, и я опасалась не справиться с эпизодом, где бабушка уходит из жизни. Но режиссер меня очень обрадовал, когда сказал, что умирать не придется, поскольку героиня по сюжету превращается в молодую девушку.

- Когда должен выйти на экраны фильм «Дар»?
- В ноябре этого года.

- Запланирована ли какая-то новая киноработа?
- Директор картины «Дар» Татьяна Канаева и Сергей Карандашов, посетив Братск и побывав на Байкале, надумали снимать новый фильм в наших местах и с нашими людьми. Правда, для этого понадобятся спонсоры. Хотелось бы, чтобы откликнулись братские предприниматели, которые любят свой город и готовы помочь в его популяризации. Если все получится, надеюсь получить роль в этом фильме.
Давно мечтаю сняться в комедии. Возможно, и эта мечта когда-нибудь осуществится.

- Что для вас важнее – театр или кино?
- Конечно, театр. Кино я рассматриваю лишь как возможность дополнительного заработка.

- А режиссерской работой вы не пытались заниматься?
- Нет, не мое это. Хотя однажды, когда меня попросили выступить перед коллективом объединения городских рынков, я сама поставила номер. Это был романс «Хризантемы». Придумала костюм пышной дамы. Чтобы бюст был в движении, использовала венчик, которым приводила в движение воздушные шарики под платьем. По ходу песни срывала хризантемы, рыдала, сидя на полу, затем выпивала чарочку и гордо уходила. Номер получился на удивление хороший.
Три года назад, когда меня пригласили в Красноярск на кинофорум имени Марины Ладыниной, куда приехали такие мэтры сцены, как Людмила Хитяева, Елена Яковлева, Валентина Талызина, Аркадий Инин, я показала этот номер им. Им так понравилось, что они решили его перенять. Потом на «бис» я танцевала, пела «Хулиганку» и «Распрягайте, хлопцы, кони». Зал провожал меня бурными овациями. На следующий день в СМИ появились такие отзывы: «Эта маленькая женщина, как атомная станция, взорвала всех».

- Анна Георгиевна, у вас непростая судьба. С первым мужем, тоже актером, вы расстались. Второй супруг, который в вас души не чаял, рано покинул этот свет. Погибла одна из дочерей. Как вы выдержали все это? Как не сломались? Как выходили играть комедийные роли?
- Со вторым мужем Володей мы прожили 18 счастливых лет. Сначала он работал монтажником в «Востокэнергомонтаже», где его очень ценили. Когда у нас родилась Оксана, он стал бояться высоты. Понимал, что нужен дочери, ведь я все время в разъездах: то с театром еду на гастроли да фестивали, то на съемки на полтора месяца уезжаю. Иногда привезет на вокзал мне чистые вещи, а я дальше отправляюсь. «Ты расти, расти», - напутствовал он меня.
Ему было 49 лет. Я получила ордер на новую квартиру, и мы пригласили друзей отметить это событие. Володя вошел в ванную, закашлялся и упал. Врачи констатировали разрыв аорты. После его смерти я просила, чтобы меня максимально загружали работой, а когда выходила на сцену, говорила: «Это посвящается тебе».

- Пошли ли по вашим стопам дочка и внучки?
- Дочка – нет. Я ей категорически запрещала даже думать о театре. Уж очень непростая жизнь у артистов. Сейчас Оксана работает в ГИБДД. Старшая внучка Анюта стала журналистом, а вот младшая, Сонечка, все же подалась в театральную сферу. Поступила в академию, где обучается специальности «художник театра кукол».

- Что вы считаете своим самым большим достижением?
- Способность оставаться человеком в любой ситуации, хотя иногда это бывает довольно сложно.

- Чего вы не приемлете в людях?
- Предательства и подлости. От таких людей я стараюсь держаться подальше. При этом молю Бога, чтобы у них все было хорошо.

- Вас предавали?
- Да, бывало. Например, мой первый муж. Мы расстались, потому что узнала об измене. Я тяжело перенесла и разрыв с супругом, и его смерть, которая вскоре последовала. Но в стрессовых ситуациях я всегда вспоминаю слова царя Соломона – это пройдет. Когда становится совсем тяжело, говорю, что и это тоже пройдет. Еще люблю повторять: «Что ни делается, все к лучшему». Так и успокаиваюсь. Все сложности в своей жизни я рассматриваю, как испытания, которые нужно пройти, и пройти достойно.

- А какой девиз у вас по жизни?
- Никогда не сдавайся, и ты увидишь, как сдаются другие.

Источник: Венера Лискина, сайт "Лесохимик"


comments powered by HyperComments