До медведей - рукой подать. Опасное соседство с диким миром

Дикие животные в России очень часто используются для привлечения клиентов в парки, кафе, магазины и различные развлекательные заведения.

К сожалению, люди далеко не всегда понимают, что зачастую это связано с содержанием таких животных в плохих условиях, а также в состоянии постоянного стресса в условиях, очень далеких от среды естественного обитания. Но главное – зачастую животные содержатся в условиях, которые представляют прямую угрозу жизни и здоровью тех, кто пришел посмотреть на этих животных.

Пример тому – своеобразный зоопарк на базе отдыха «Лукоморье» (ООО «Спринт»): в медвежьей клетке на полу прокисшие остатки то ли салата, то ли винегрета, стоит устойчивый запах прокисших овощей, в общем, на мой взгляд, антисанитария, отсутствие нужного ухода, нормальных условий и просторных вольеров для животных, только слово «клетки» и подходит для названия того, в чем живут животные. А главное — это полное пренебрежение правилами безопасности: отсутствие постоянной охраны, клетки для животных изготовлены из тонкой металлической арматуры (диаметр примерно 10-12 мм), на небольшом расстоянии от них – низкие перила, которые взрослый человек может запросто перешагнуть, а ребенок, нагнувшись, проскользнет вплотную к клетке. Правда, возле медведей на дереве есть табличка «Опасно! Близко не подходить!», а возле волчицы — «Волка не кормить! Осторожно! Руками не трогать!», но вряд ли дети прочитают их, да и взрослые, скорее всего, не обратят на них внимания – до табличек ли, когда тут такие звери!



Именно о соблюдении правил безопасности я решил поговорить с администратором базы Светланой Николаевной:

- Меня заинтересовал ваш зоопарк. Он принадлежит тоже ООО «Спринт»?

- Да.

- Меня поразило, клетка для медведей из достаточно тонкой арматуры, и нет никакого ограждения. Медведи уже большие, вдруг сломают запоры?

- У нас там есть надзиратель за ними, он смотрит.

- Я был вчера вечером в 19 часов, сегодня приехал днем в три часа – там никого нет…

- Сейчас он готовит им еду. А вчера было воскресенье, рабочие у нас работали до полседьмого.

- Но ведь любой человек может войти…

- Ну почему? У нас охрана. Вы же сказали, куда вы едете – в администрацию. Мне сказали: «Машина проехала в администрацию». Если говорят, что машина проехала в зоопарк, подходит охрана, стоит сзади вас.

- Но по дороге я зашел в зоопарк, посмотрел, сфотографировал, никого из охраны там нет. И любой человек может так же зайти. Я понимаю, что нельзя близко подходить к клетке, нельзя кормить животных, но любой ведь может зайти, покормить, а медведь невзначай может и руку откусить. Вы такое допускаете?

- Нет, мы не допускаем такого. Если бы вы сказали, что едете в зоопарк, охранник бы там уже стоял. Кроме того, у нас работает камера, мы смотрим.

- Я же вам про то и говорю: у нас не все граждане сознательные. Могут сказать, что приехали в администрацию, а пройти в зоопарк, даже с ребенком, особенно когда здесь много народа. Ограждений нет, любой может не спросить и зайти.

- Нет у нас такого. У нас все говорят, что если в зоопарк, значит, в зоопарк.

- Я же не просто так спрашиваю: ваша посетительница сказала мне, что она видела, как медведей дети кормили мороженым, кидают им, и охранника она не видела, и что дети могут сунуть руки в клетку. Надо же какое-то ограждение сделать в целях безопасности.

- Охранник есть. Даже если люди приходят, он может просто стоять сзади и наблюдать.

- Я вчера ходил, и сегодня минут 15 ходил, сторожка закрыта, никого нет. Я это сделал намеренно, чтобы привести вам пример: любой человек может так сделать. Я вам говорю о том, что режим безопасности у вас не соблюдается, и клетки нужны двойные, и охранник должен быть постоянно там.

- С клеткой мы работаем. У нас есть смотритель, сейчас он на больничном, охранник есть.

- Разрешение на содержание животных у вас есть?

- Эти вопросы задавайте управляющей – она вам ответит.

К сожалению, с директором мне поговорить не удалось – она в отпуске. Но все дело в том, что мы и узнали-то об этом зоопарке от посетителей, которые обратились к нам с жалобой как раз из-за несоблюдения правил безопасности посетителей. Позвонившая в редакцию женщина, к сожалению, не представилась, но рассказала, что на ее глазах дети кормили медведей мороженым, и никто не обеспечивал им безопасность.

Об этом же говорит и другая посетительница базы отдыха Валентина, отдыхавшая там с семьей:

- Мы ездили туда в июне. Доступ был свободный, нас никто не спрашивал, куда и зачем мы идем, мы еще потом хотели кого-нибудь найти, чтобы медведям воды налили хотя бы, но никого не нашли и ни до кого не достучались. Муж их кормил, но, слава богу – все обошлось без травм.

Вторят им и посетители базы Анастасия и Елена:

- Должно быть ограждение, вольер метра три, чтобы нельзя было приблизиться к животным. Если можно просунуть руку – это опасно. Так не должно быть.

Объективности ради я решил выяснить, насколько законно содержание животных на базе, и обратился в Отдел охраны Службы по охране животного мира. Оказалось, что государственный инспектор Сергей Ведерников сейчас находится в командировке, но никто из помощников Ведерникова, находящихся на тот момент в служебном кабинете, с которыми мне удалось поговорить, ничего конкретного сказать не смог про то, кто именно выдал разрешение на содержание медведей в клетке, и было ли вообще какое-либо согласование по этому вопросу с их службой. Ничего не знает об этих медведях и начальник Отдела Россельхознадзора по г. Братску С.Ю. Карпов. А вот что мне сказал по этому поводу исполняющий обязанности заместителя начальника Братской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных Сергей Попович:

- Сегодня туда выезжали ветеринарные врачи со специалистами госветинспекции, нам сообщили о медведях по телефону.

- А до сегодняшнего дня вы знали об этих медведях?

- Инспектор у нас в курсе была. А сегодня к нам поступила информация о том, что животные якобы содержатся в плохих условиях. Но инспектор сегодня побывала там и сказала, что они в отличных условиях и все хорошо. До сегодняшнего дня к нам никакие жалобы не поступали.

- Но я так понимаю, что содержание диких животных требует ветеринарного сопровождения?

- Это не регламентировано. А то, что они должны пройти курс вакцинации – это, наверное, единственное требование. Медведи и волк у нас привиты, списки у нас есть. Провакцинированы они в мае месяце. Мы не требуем каких-то особых документов и условий. Главное, чтобы были выполнены требования безопасности в ветеринарном отношении.

- А как вы определяете – здоров медведь или нет?

- Чисто визуально, потому что врачу нет подхода к животным. Клинических признаков проявления болезней опасных нет. Животные вакцинированные, к нам претензий нет.

- Клетка для двух медведей небольшая. Есть какие-то нормативы по этому поводу?

- Нет никаких нормативов. Есть нормативы по домашним животным и домашнему скоту.

Как показало проведенное мною расследование, контроль за содержанием диких животных и обеспечением безопасности людей в Братске, судя по всему, не осуществляется никем. Я так и не смог выяснить – есть ли у владельцев ООО «Спринт» разрешение на содержание медведей и волчицы? Кто контролирует условия содержания животных? Кто должен обеспечивать соблюдение правил безопасности и санитарных условий при содержании диких животных?

Видимо, и здесь главным является старое русское правило: пока гром не грянет. Наверное, внимание на эту проблему контролирующие органы обратят только тогда, когда кто-то из посетителей, в очередной раз решив подкормить мишку, не останется без руки…

Источник: Виктор Касищев, сайт "Голос Братска"


comments powered by HyperComments