«Я уже все вижу. Руками»

Незрячие жители рассказали о своей жизни на ощупь


Notice: Undefined variable: pos in /var/www/bratsk/www/bratsk.org/newborg/src/Bratsk/CommonBundle/Service/BlockParser.php on line 258

Notice: Undefined variable: pos in /var/www/bratsk/www/bratsk.org/newborg/src/Bratsk/CommonBundle/Service/BlockParser.php on line 258

Корреспондент «Русской планеты» встретилась с жителями Братска, которые лишены зрения. Мы попросили их рассказать о своей жизни.

Людмила Павлова, 69 лет

Я с рождения плохо видела, всегда за первой партой сидела. Было очень сложно в жизни, но я старалась это скрывать. И высшее образование получила, и работала на должностях, ведущим инженером, начальником цеха. Была инвалид II группы. Но я сначала к врачам не обращалась. Хоть и плохо видела, но не была инвалидом. В этом году ездила в Иркутск, завоевала первое место в первенстве по шахматам. Вообще, во всех конкурсах, в которых я участвую, всегда завоевываю призовые места. Являюсь секретарем первичной организации политической партии, сейчас готовимся к началу предвыборной работы. Я буду организовывать, набирать людей в команду.

Нам, слепым, только на себя надежда в основном. Мы, конечно, получаем какую-то помощь, поддержку, но стараемся выплывать самостоятельно.

Была большая нагрузка и зрение становилось все хуже и хуже. Теперь вообще темнота. Зрение я потеряла в процессе работы и учебы. Можно сказать, я на пенсию ушла и только потом обратилась к врачу, чтобы мне какую-то группу инвалидности дали. А «слепой курицей» всегда была. В жизни из-за того, что скрывала, всякие инциденты происходили. Например, мне могли на работе сказать: «Что-то ты, Павлова, как-то неуверенно идешь, медленно». Я была начальником цеха.

А в шахматы играю на ощупь. У нас даже фигуры вставляются в отверстия в доске, чтобы не столкнуть. И только на память надеешься. Мы запоминаем их расположение. Я дома все запоминаю, куда и что положила. Не люблю, когда приходят гости — после них ничего не найдешь.

Мне помогает сын. Поддержка чисто духовная и иногда материальная. А так, у всех своя семья, не до меня.

Я училась в техническом вузе, а там обязательно проверяется здоровье, нужна справка от врачей. Так я другую девочку вместо себя посылала, чтобы она прошла кабинет окулиста. Мне хотелось тоже быть человеком.

Когда теряешь зрение резко — вот видел и вдруг полная ночь — это страшно. Человек долго привыкает, не понимает, за что его так судьба обидела.

Недавно ездила на 5 месяцев в центр реабилитации слепых, хотела научиться работать на компьютере. До этого не умела. Меня очень угнетало, что я должна к кому-то обращаться за помощью. 150 стихов дочери продиктовала, а оказалось, она только 20 набрала. Я сама все стала печатать и в �

Книги для слепых. Шрифт Брайля

Герман Армяков, 61 год.

Я уже все вижу. Руками. За 40 лет научился.

Мне был 21 год, я только вернулся из армии. Работал электриком. Был урок химии. Моя знакомая лаборантка попросила помочь сделать стенд активности металлов с водой. Я зашел в лабораторию, а она прикручивает натрий на проволоку к стенду. Я говорю: «Хочешь, я тебе фокус покажу?» Беру этот натрий и под кран с водой. И наклоняюсь, пытаюсь его подвинуть, чтоб под воду. И только я наклонился — как шарахнет. Все. Хотел помочь девочке, а получилось…

Потерять зрение — это ужас. Выбора нет. А с другой стороны, когда выбора нет — это хорошо. Приперт к стенке — и решай как знаешь.

Стал учить шрифт Брайля прямо в больнице. Все там спят, храпят, а я эту книжку наглаживаю. Не получалось, психовал, швырял эту книгу. Потом возвращался к ней, снова пробовал. И наконец прочитал первое слово.

Если у вас возникла проблема, и вы не можете избавиться от нее — надо научиться с ней жить. Таким шустрым я не сразу стал, постепенно. Сначала лежал, просто лежал.

Самочувствие, которое поначалу было — даже вспоминать неохота. Это не расскажешь. Столько слов не найдется. Уныние было. Но я знаю, что бывают люди, которым труднее, чем тебе. И становится легче. А считаю так: «в туалет захочешь — штаны снимешь».

Я женился уже будучи слепым. Мы познакомились незадолго до этой истории. А встречаться стали, когда я уже не видел.

Жена ходила на работу, потом возвращалась и готовила, чай заваривала и так далее. И вот однажды она пришла, а я уже чайник поставил. Сам. Это был первый подвиг. И потом по чуть-чуть…

Мне врач говорил: «Я тебе сделаю зрение». У меня надежда всегда была, что зрение вернется. И через 4 года мне установили какую-то линзу из оргстекла, и я стал видеть. Плохо, на 60%, но видеть! И потом еще 26 лет я видел. Устроился на работу в детский дом помощником воспитателя — ночной няней. С детьми всегда хорошие были отношения.

Второй раз я ослеп 14 лет назад, у меня уже были дети взрослые. Зрение ухудшалось постепенно, темнота пришла не сразу. Уже не так страшно.

А сейчас я уже все могу руками. Я сегодня парник весь день строил в огороде. Со всем можно свыкнуться. Время — лучший доктор.

Источник: Зинаида Макарова, Братск. "Русская Планета". Фото ИТАР-ТАСС.


comments powered by HyperComments