Реклама



Афиша / Кино / Люси (18+) / Рецензии

Люси (18+)
Боевик, Фантастика
Оценка кинокритиков:
Вам понравился фильм?
Да 39  /  Нет 0
Год2014
СтранаФранция
РежиссерЛюк Бессон
ЖанрБоевик Фантастика
Время89 мин.

«Люси»: заряжай мозги

Оценка:
Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» найти довольно просто, если покопаться в себе и вспомнить, с чего начался наш жизненный путь на Земле. Время превратило одну маленькую клетку в разумное существо, способное осознать себя. С этим пониманием и получается ответ: нам надо расти над собой, развиваться и размножаться, чтобы передать наш опыт потомкам, делая их лучше. Но человек зачастую занят другими вещами, ведь мозг пока не созрел для таких с виду простых открытий, и поэтому ему проще заниматься пустословием в виде недалекой философии или религии, где якобы можно найти все ответы. Ответов ни философия, ни религия не дает, и единственный шанс человечества пойти дальше — продвигать свои знания, науку, способную действительно заглянуть за край Вселенной и разгадать сокровенные тайны жизни.

Вот примерно в этом ключе и построен весь фильм. Двигай науку, развивайся и учись, благодаря тебе твои потомки станут умнее, сильнее, создадут новый, прекрасный мир, улетят к звездам, посмотрят на чудеса, что уготовила им Вселенная. Даже дельфин стремится именно к своему развитию, так чем же хуже человек? В своей идее Бессон немного искажает факты в угоду эффектной подаче. Например, он рассказывает о том, что человек использует возможности мозга всего на десять процентов. Это, конечно же, преуменьшение, и оно необходимо не для того, чтобы обмануть зрителя, а чтобы красиво начать рассказывать эту историю.
История посвящена девушке по имени Люси, которая неожиданно для себя становится наркокурьером. Она, конечно же, не выбирала для себя такой судьбы, но выбора у нее не оставалось: мафия, как она смогла убедиться, не очень любит, когда ей отказывают. В своем животе Люси перевозит новейший кристаллический наркотик, один кристалл которого вводит человека в самозабвенную эйфорию. Однако из-за травмы крупная часть наркотических кристаллов попадает к Люси в кровь, и в мозгу происходит непредсказуемая реакция. С этого момента начинаются сразу два отсчета. С одной стороны — возможности мозга Люси растут (о чем Бессон будет напоминать циферками процентов, периодически возникающими на экране), с другой стороны — клеточная структура Люси начнет распадаться и продолжительность ее жизни сокращается до суток и даже часов. За это время Люси попытается найти еще наркотика, чтобы продлить свое существование и раскрыть оставшиеся возможности своего и без того выдающегося ныне разума.

Проценты использования мозга растут, и вот Люси начинает рационализировать свои поступки, выбирая самый действенный вариант, даже если он противоречит морально-этическим нормам. Вот она перестает чувствовать боль. Вот она учится повелевать нейронами в мозгах людей, буквально считывая чужой разум. Вот она начинает видеть материю и даже видоизменять ее… Дальше — больше, и всего за полтора часа экранного времени Бессон покажет свой взгляд на совершенного человека, способного раздвинуть границы человеческого понимания жизни, Вселенной и всего остального.
Бессон, ради достижения понятной цели, даже пошел не только на сюжетные антинаучные условности, но и прибегнул к совсем уж аллегорическим образам. Как ни странно, фильму это придает динамики и напряжения, а это очень важно, коль главным персонажем является сверхчеловек, способный вырубить целую комнату людей по одному щелчку. Проблем-то у главной героини возникнуть в принципе не может, и Бессон даже нарочно не убивает через Люси главного злодея в самом начале, чтобы хоть как-то растянуть сюжетную интригу. Увы, это условности художественного кино, где злодей должен дотянуть до титров, даже если против него сражается герой, тысячекратно превосходящий его по возможностям и способностям.

Тут-то выстреливает главная проблема фильма: в погоне за своей идеей, очень хорошей идеей о том, куда нам всем дружно пойти после просмотра фильма, Бессон перестает просто дружить с логикой, заполняя картину либо клишированными, либо совсем не нужными персонажами. Какой в них смысл, если Люси способна справиться в одиночку с любой армией, банально расщепив ее на атомы?
Но это, в общем-то, можно простить, благо динамика повествования и общая зрелищность здесь на высоте. Фирменный бессоновский юмор, уже знакомый нашему зрителю по «Пятому элементу», вернулся и в «Люси», превращая некоторые остросюжетные моменты в полукомедийные и расслабляющие, в паре моментов даже очень близкие к серии «Такси».

Потому и фильм проносится как-то совершенно стремительно, будто опаздывая к своему финалу. И лишь в конце он замедляется, выдавая медитативный космический видеоряд, который служит финальным аккордом идеи Бессона о человеческих возможностях в этой Вселенной. Это торможение проходит гладко, практически незаметно для зрителя, потому как совершенно логично вписывается в концепцию «Люси». Интрига в начале, развитие в середине и логический большой финал, заряжающий своими идеями.
Поэтому давайте так: кому нужна суровая научная фантастика, тем тут делать совершенно нечего. Но если вы готовы прощать фильму антинаучность ради самой его идеи, то фильм Бессона будет для вас идеальным вариантом. Играя образами, преувеличениями (и преуменьшениями тоже, да) и высмеивая множество второстепенных персонажей, автор умышленно старается дать толчок зрителю. «Развивайся, дебил, становись сильнее и умнее, ведь от тебя зависит то, чем человек будет завтра», — кричит автор практически каждым снятым кадром. Ну а финальное послание, взятое у недавнего «Превосходства», просто ставит в конце фильма не очень нужное ему многоточие.
Кирилл Илюхин, http://weburg.net/news/50842
Рейтинг@Mail.ru
This process used 4 ms for its computations It spent 0 ms in system calls