ХОРОШИЙ ПОВОД: Международный день балалайки

Вот уже 14 лет, как 23 июня стало особенным днем для тех, кто любит народную музыку. Сегодня отмечают праздник балалайки. Инструменту не один век, но он по-прежнему актуален. Так ли просто играть на трёхструнной? Съёмочная группа Братской студии телевидения выяснила это.

Пальцы опытного балалаечника совершают до 720 движений в минуту. И это первый из многих удивительных фактов, которые сопровождают русскую народную трёхструнку. Игрунья, как называет балалайку Вячеслав Миль, дама характерная. Для её изготовления подойдёт далеко не каждое дерево. Так, гриф делают только из чёрного или красного. Породы не только ценные, но и исключительно выносливые. А для деки используют только резонаторную, горную ель, потому что в ней мало сучьев, которые тоже могут сказаться на качестве древесины. С виду незамысловатая конструкция на самом деле – словарь терминов.

Вячеслав МИЛЬ, директор Братского музыкального училища, балалаечник: «В балалайке самое главное – это гриф, чтобы он не гулял туда-сюда, дека, вот это клёпки, задинка, ну, и панцирь».

Внутри у трехструнной певицы специальные укрепляющие устройства.

Вячеслав МИЛЬ, директор Братского музыкального училища, балалаечник: «Сейчас давление на деку идёт порядка 25 килограммов. А дека толщиной буквально миллиметр, очень хрупкая. И чтобы 25 килограммов не проломили деку изнутри, ставятся пружины».

За 37 лет игры на инструменте Вячеслав Владимирович вынес три аксиомы. Первая – балалайка универсальная. Она может быть и грустной, и разухабистой, и задумчивой.

Вячеслав МИЛЬ, директор Братского музыкального училища, балалаечник: «Не сказать, что она плаксивая, но может выдавить слезу. Особенно, знаете, когда играешь… И после последнего звука поднимаешь голову, а люди все в слезах сидят».

Последние семь лет балалаечники отмечают большой интерес к инструменту со стальными струнами. Под него пишут музыку.

Вячеслав МИЛЬ, директор Братского музыкального училища, балалаечник: «И классику, и народную, обработку песен, танцев, все джазовые произведения. Направления, которое мы не смогли бы исполнить, нет такого».

Но вернёмся к аксиомам. Вторая – игра на балалайке – то ещё испытание для кожи и ногтя указательного пальца. Они стираются. Сотни движений в минуту выдержать не просто. И тут на помощь музыкантам приходят всевозможные ухищрения. Некоторые наносят не один слой клея на кончик пальца для утолщения, но и этого хватает лишь на 2-3 часа. Тяжелая артиллерия – привлечь сторонних специалистов.

Вячеслав МИЛЬ, директор Братского музыкального училища, балалаечник: «Я пошёл к мастеру маникюра, и мы с ней сделали акриловый ноготь. Только не накладной, она акрил разводила, накладывала, и такого ногтя мне хватало на 2 недели. Это самый лучший выход».

А ещё до сих пор нет однозначного ответа, как и где родилась балалайка. Гипотез много. Доподлинно известно, что массовое распространение она получила в XVII веке. И за прошедшие столетия успела стать неофициальным символом страны наравне с валенками и медведями. А ещё выглядела балалайка иначе: дека была уже, гриф – толще. У Вячеслава Миля хранится прародитель его любимого инструмента. Посеревшей от времени игрунье не менее 120 лет. На неё можно только смотреть, она уже не играет. Тем временем подбираемся к аксиоме № 3 – игра на балалайке – наука. Начиная с того, что сидеть нужно особенным образом, так, чтобы было три точки опоры и инструмент не выскальзывал.

Учим песню «Во саду ли, в огороде». С неё начинают дети пяти лет. В свои 38 после первых неудач хочу собрать узелок и уйти в лес. Но наставник снова и снова подсказывает и помогает.

Раз, два, раз, два, раз, два, три, четыре. Пристальный взгляд на струны и пальцы, которые норовят ускакать не туда. И так все 15 минут мастер-класса. В финале почти не стыдно.

Денис МЕДОВЩИКОВ, корреспондент БСТ: «Не судите меня строго, это был мой первый в жизни урок. Какие впечатления? Пальцам дискомфортно от струн, и очень тяжело удержать инструмент на месте. Ты понимаешь, что напрягаются спина, напрягаются кисти, нужно колоссальное внимание и как минимум – натренированность пальцев».

Аксиома, выведенная на личном опыте, – балалаечники – особая каста. И у них есть будущее. В крупных городах с аншлагом проходят концерты народной музыки, где трёхструнные срывают овации. В Братском музыкальном училище мечтают о том, что и в нашем городе популярность балалайки наберёт обороты. От себя добавлю: послушайте эту трогательную певунью. У нас в генотипе прописана любовь к ней.

Источник: БСТ


comments powered by HyperComments